Пути женской самореализации в контексте сказкотерапии

В чем предназначение женщины? На этот вопрос отвечают по-разно­му. Одни считают, что в материнстве, другие — в карьере и социальной пользе, третьи — в любви... Анализируя сказки и обсуждая их с девуш­ками и женщинами, обращающимися за психологической помощью, мы пришли к такому ответу: предназначение женщины в том, чтобы быть счастливой.

«Ах, как это непросто», — вздохнут прекрасные дамы. Действитель­но, путь героини сказок, мифов и легенд тернист. Однако терпимость, принятие и понимание «неслучайности» событий дают героине возмож­ность превратить испытания в необходимый жизненный опыт и в конце концов достичь счастья. Но это в сказке. А в жизни?

В жизни наша современница нередко демонстрирует актуальность русского женского архетипа «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». В какой-то момент она оказывается удовлетворенной, но в даль­нейшем начинает страдать от собственной силы. Собственно, какой мужчина осмелится идти рядом?

Базовая проблема современной женщины заключается в том, что она реализуется по «мужскому типу», то есть стремится быть активной, под­чинять себе ситуации, события и людей, расходовать свою энергию. Однако нельзя сказать, чтобы от такого «перекоса» женщина стала сча­стливее. Часто совсем наоборот: ей приходится выбирать между соци­альной самореализацией и семейным счастьем, переживать одиночество и мириться с ним.

В чем секрет подобных проблем? На наш взгляд, главная проблема кроется в том, что современная женщина забыла основные принципы женской энергии

— собирание,

— накопление,

— удержание/сбережение,

— трансформация,

отказалась от того, чтобы использовать их в своей жизни. А нам, для того чтобы понять, как действуют эти принципы, необходимо рассмот­реть гипотезу о структуре личности женщины.

Структура личности женщины

Мы рассмотрим структуру личности женщины, «раскладывая» ин­формацию по трем основным блокам (табл. 4):

— ипостаси личности женщины (мы выделяем три: Эго, инстинкт,; душа);

— базовое стремление каждой ипостаси личности женщины;

— феноменология (проявление в реальности базового стремления; данной ипостаси личности женщины).

Главная задача женской самореализации — сбалансировать, гармонизировать все три ипостаси, отслеживать их проявление, научиться] управлять ими и пользоваться в соответствии с актуальной жизненной-ситуацией.

Таблица 4. Структура личности женщины

Ипостаси Базовое стремление Феноменология
Эго Стремление к безопасной комфортной жизни, процветанию. Базовую потребность женского Эго по отношению к партнеру можно охарактеризовать строчками из некогда знаменитой песни: «Чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил, в дом зарплату отдавал, тещу мамой называл, был к футболу равнодушен, а в компании не скучен, и к тому же чтобы он и красив был и умен!» Ресурс: защита от негативных воздействий на основании прежнего опыта (и личного, и материнского, и социального), отождествление с социальны­ми моделями комфортной счастливой жизни и женской самореализации Теневые аспекты («поврежденное» Эго): словосочетание «поврежденное Эго» отражает теневые аспекты Эго, его «проблемное» состояние, отношение к эмоциональной и духовной близости с мужчиной, с другими людьми. Проявление теневых структур социального плана (жад­ность, «стервозность», стяжательство, интриганство и пр.). Стремление к контролю над людьми, ситуациями, компенсация одиночеством страха быть уязвленной и пр. Поврежденное Эго «заковывает в цепи» инстинкт и душу женщины, не дает им проявляться, заставляет ее страдать, вместо того, чтобы заботиться о благополучии. Поврежденное Эго заставляет женщину привыкать к внутреннему напряжению, тревоге, одиночеству и страданию.
Инстинкт Стремление к близости, продолжению рода, к материнству, свободе, независимости Ресурс: потребности в близости с мужчиной, рождении ребенка, мате­ринство, долгое вскармливание, любопытство, независимость, связь с архаическими ипостасями женской природы (понимание природных жен­ских циклов, обрядов; чутье; ощущение собственной территории и потреб­ность в ней) Теневые аспекты («поврежденный» инстинкт): асоциальное поведение, неоправданное бунтарство, сексуальные полигам­ные эксперименты, потеря чутья к ситуации, ловушкам, подвохам, нераз­борчивость в связях, выборе партнера
Душа Стремление к постижению духовного знания, к росту, самореализации Ресурс: бесстрашие в духовных поисках, умение черпать энергию из раз­нообразных событий, отсутствие негативной оценки и интерпретации со­бытий, восприятие событий как уроков развития души и бесценного опыта, стремление к «священному союзу», духовному слиянию и сопереживанию с партнером, высокие нравственные ценности, осознание смысла происхо­дящего и вселенских закономерностей; глубинное переживание любви, ощущения полета, «крыльев за спиной», божественного покровительства. Теневые аспекты («п оврежденная»душа): злоупотребление жизненными испытаниями, злоупотребление трансцендентными пережи­ваниями, склонность к суициду (суицид воспринимается как окно в выс­ший мир или освобождение от тягот мирской жизни), отрыв от реальности; возможна зависимость от наркотиков в силу склонности к путешествиям сознания по другим мирам




Наши рекомендации