Информационное пространство метафоры
О ценности сказок
Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
1) о жизненно важных явлениях;
2) о жизненных ценностях;
3) о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
Первые знания о законах и явлениях жизни человек получает из сказок, притч, легенд и мифов. Правда, информация, заложенная в метафоре, носит неконкретный характер. Иносказательная форма информирования побуждает читателя или слушателя к собственным размышлениям, формирует ряд вопросов, поиск ответа на которые стимулирует развитие личности.
В подтверждение этой мысли приведем отрывок из замечательного исследования Клариссы Эстес «Бегущая с волками» (данной работе были посвящены двадцать пять лет жизни автора).
Сказки — это лекарство. Они владеют мною с тех пор, как я услышала свою первую сказку. Они обладают целительной силой, не заставляя нас делать, быть, действовать, — достаточно слушать их. В сказках содержатся средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную душевную пружину. Сказки рождают волнение, печаль, вопросы, стремления и понимание. В сказках есть наставления, помогающие нам пробиваться через жизненные тернии.
<...> Сказка гораздо старше, чем искусство и наука психологии, и всегда будет оставаться старшим членом управления, сколько бы времени ни прошло. Один из древнейших способов рассказывать сказки — пламенное состояние транса, когда рассказчица, «почувствовав» публику, будь это один человек или целая толпа, входит в состояние «мира между мирами», и тогда сказка «притягивается» к сказительнице и рассказывается через нее.
Сказительница в таком состоянии призывает El duende, ветер, который швыряет душу в лица слушателей. Используя медитативную практику сказки, она учится поддерживать двойную психологическую связь, то есть овладевает навыком закрывать некоторые психические врата и выходы Эго, чтобы дать слово голосу, который старше, чем камни. И тогда сказка может сделать любой поворот, может встать с ног на голову. Может наполниться кашей и стать обедом для бедняка, зазвенеть золотом для любителей наживы, перенести слушателей в другой мир. Сказительница никогда не знает, чем все закончится; и это лишь половина целебной магии сказки.
Сказки приводят в движение внутреннюю жизнь, и это особенно важно, когда внутренняя жизнь запутана, стеснена или загнана в угол. Сказка смазывает петли и засовы, вызывает прилив адреналина, указывает выход наружу, вверх; или вниз к нашей беде; прорезает прекрасные широкие двери в, казалось бы, ранее глухой стене, открывает пути в царство грез, к любви и знанию, назад к нашей подлинной жизни.
<...> Чтобы углубить родственные отношения инстинктивной природой, очень полезно понимать сказки так, будто это мы внутри них, а не они вне нас. Мы входим в сказку через дверь внутреннего слуха. Когда рассказывают сказку, звучание ее слов затрагивает слуховой нерв, который пересекает основание черепа и входит в ствол головного мозга пониже варолиева моста. Оттуда слуховые импульсы предаются наверх, в сознание, или, как утверждают некоторые, в душу — в зависимости от отношения, с которым вы слушаете.
Древние анатомы говорили, что глубоко в мозгу слуховой нерв разделяется на три или большее количество ветвей. Поэтому они предполагали, что ухо предназначено, чтобы слушать на трех разных уровнях. Одна ветвь воспринимает науку и искусство. А третья создана для того, чтобы сама душа, пребывая здесь, на Земле, могла слышать наставления и приобретать знание. (К. Эстес. Бегущая с волками.)
Итак, душа, сознание, чувства человека в процессе соприкосновения со сказками учатся «слышать наставления и приобретать знания».
Таким образом, в душе, сознании и бессознательном человека формируется «банк жизненных ситуаций». В его «картотеке» содержатся самые разнообразные данные о мире и человеке. Например, о том:
— как устроен этот мир, кто его создал;
— что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
— какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
— какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
— какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
— как приобретать и ценить дружбу и любовь;
— какими ценностями руководствоваться в жизни;
— как строить отношения с родителями и детьми;
— как бороться и прощать;
— как себя вести, если... а также о многом другом.
Символическая «картотека» «банка жизненных ситуаций», на наш взгляд, является основой для формирования так называемого нравственного иммунитета. Поговорим об этом подробнее, ибо данное понятие может стать ключевым в контексте психологического анализа «клиентских» сказок.