Отождествление по позитиву. Закон последействия фигуры
Мы говорили: испытуемый отождествляет стимулы внутри избранной области точности, но при этом выбирает некий конкретный ответ из зоны неразличения. Пусть, например, испытуемому тахисто-скопически предъявляется буква Б, а критерии соответствия, которые за столь короткое время предъявления не успевают стать жёсткими, позволяют ему с равным успехом назвать и Б, и Р, и Е, и В... Согласно инструкции, назвать надо конкретную букву.
Таким образом, механизм сознания оказывается перед буридановой проблемой: какой выбрать ответ из нескольких возможных? Впрочем, мы уже знаем, как сознание такие проблемы решает: оно случайно выбирает один из ответов, а далее трактует этот выбор как закономерный. Отсюда можно уже сформулировать подлежащий экспериментальной проверке вывод (закон): повторное предъявление стимула побуждает сознание повторять ранее сделанный выбор ответа, так как именно этот выбор для сознания является a posteriori закономерным.
В честь экспериментов Э. Рубина, о которых подробно говорилось в исторической преамбуле, назовём этот закон законом последействия фигуры. Рубин, как мы помним, показал, что при восприятии двойственных фигур испытуемый в контрольной серии выбирает для осознания то значение изображения, которому он был научен в обучающей серии. (В формулировке гештальтистов: то, что ранее было выбрано в качестве фигуры, т. е. было осознано, имеет тенденцию и в следующий раз выбираться в аналогичном качестве даже в более затруднённых условиях). [окончание cтраницы 447]
___________________
1Осорина М. В. Секретный мир детства. СПб, 1999, с. 47.
Раздел седьмой
Последействие фигуры обозначает: то, что ранее было выбрано для осознания, будет предпочитаться и в последующем. Обычно в экспериментальных исследованиях фигура вначале формируется в опыте, а уже потом изучается её последействие. В этих экспериментах наблюдается тенденция повторять (при дефиците времени, дефиците информации и т. д.) ранее выбранный ответ, не различимый со стимулом с точки зрения принятых критериев, а тем самым, и тенденция фиксировать саму зону неразличения.
Перед тем как рассмотреть экспериментальные свидетельства, ещё раз повторим сделанную ранее важную оговорку. Работа сознания всегда определяется многими факторами, а не только стимулами, которые экспериментатор предъявляет в эксперименте. Поэтому при экспериментальной проверке законов работы сознания следует исходить из того, что они должны проявляться только, как говорится, при прочих равных условиях. В реальности это значит, что психологические законы проявляются в опыте только как статистическая закономерность.
• При предъявлении стимулов в условиях, делающих почти невозможным их узнавание (сильная маскировка, расфокусированное изображение, чрезмерно слабая освещенность или близкое к нулю время экспозиции стимула), испытуемый зачастую формирует неправильное представление о предъявленном стимуле, т. е. отождествляет этот стимул с ответом, лежащим в зоне неразличения. Если после этого начать последовательно улучшать условия предъявления (уменьшать маскировку, увеличивать освещенность или время экспозиции), испытуемый продолжает отождествлять стимул с ранее выбранным ошибочным ответом. Он не способен узнать стимул даже при таких условиях предъявления, при которых другие испытуемые, не имея предшествующего опыта восприятия этого стимула в худших условиях, уже вообще не делают ошибок. Это продемонстрировано в огромном количестве разнообразных экспериментов. Вот как, например, испытуемый в исследовании Р. М. Фрумкиной прочитывает тахисто-скопически предъявляемое ему слово «блесна» при последовательном увеличении времени экспозиции: бассейн, б-, (пропуск), бассейн, бассейн, бассейн, бассейн, бассейн, бассейн, бассейн... (Следует учесть, что тот же испытуемый при времени предъявления, соответствующей уже второй-третьей экспозициям, правильно опознаёт целый ряд других слов). Судя по всему, эффект [окончание cтраницы 448]
_________________
1Фрумкина Р. М. Вероятность элементов текста и речевое поведение. М., 1971, с. 132 (табл. 24). Продолжение этой таблицы мы рассмотрим далее.
Законы последействия
отрицательного влияния предварительного показа изображений в плохих условиях на узнавание усиливается с возрастом: он минимален у пятилеток, отчётливо обнаруживается у девятилетних детей и интенсивно выражен у студентов '. А ведь чем старше ребёнок, тем наверняка активнее работа его сознания.
• При предъявлении в затруднённых условиях восприятия двусмыс
ленных изображений, позволяющих на основании предшествующе
го опыта с равным успехом приписывать им разное значение, ис
пытуемые будут воспринимать то значение, с которым они толь
ко что имели дело. Нарисуем заглавную букву В, чтобы между
вертикальной прямой и криволинейными частями имелся неболь
шой просвет — так, чтобы нарисованный знак можно было при
нять и за В, и за 13. Если теперь предъявить испытуемым этот
рисунок на короткое время, то они воспримут его как В или как 13 в
зависимости от того, что им было предъявлено ранее: буквы или
числа 2.
• Выше (при рассмотрении закона Ланге) уже упоминался эффект
ореола, обнаруженный в исследованиях восприятия людьми друг
друга: люди не только дают впервые встреченному человеку весь
ма общую оценку (в соответствии с законом Ланге), но и дли
тельное время, иногда вопреки фактам, сохраняют (по закону пос
ледействия фигуры) своё первое впечатление и данную оценку
при интерпретации последующего поведения этого человека.
Нечто аналогичное наблюдается при угадывании последовательности случайных событий. Удачное или, наоборот, неудачное угадывание в начале эксперимента определяет субъективное ощущение успеха или неуспеха в конце.
• «Первое впечатление» оказывает влияние и на решение задач.
Н. Б. Березанская предъявляла испытуемым наборы различных
заданий: арифметических, вербальных и конструкторских. Напри
мер, в наборе арифметических задач требовалось определить, ка
кие из заданной последовательности чисел можно записать при
помощи четырёх четвёрок и знаков математических действий.
В предварительной серии эксперимента испытуемым предлага
лось «по первому впечатлению», не решая задачи, всего за 1-2 мин.
классифицировать 8 однородных задач, сходных по внешнему виду и
одинаковых по сложности, на «решаемые» и «нерешаемые». (При [окончание cтраницы 449]
________________________
1См., например, Поттер М. О перцептивном узнавании. //Исследование развития Познавательной деятельности. М., 1971, с. 167-169.
2Брунер Дж. Психология познания. М., 1977, с. 37.
Раздел седьмой
этом на самом деле все задачи имели решение). В основной серии испытуемые должны были проверить свою интуицию, пытаясь реально решить задачи. Оказалось, что задачи, которые были оценены как нерешаемые, решаются хуже '. Сходство с эффектом ореола очевидно.
• В качестве последействующей фигуры может выступать и самооценка своих способностей. Так, в исследовании Дж. Марачека и Д. Петти студентки колледжа решали несколько заданий, связанных с координацией моторных движений. Первое задание было построено так, что все испытуемые выполнили его успешно. Одним испытуемым объявили, что этот результат связан со случайным везением. Такая ситуация никак не повлияла на решение последующих заданий. Другим испытуемым объявили, что успех в первом задании связан с их высокими способностями. Испытуемые с высокой самооценкой улучшили последующие результаты, а испытуемые с низкой самооценкой их ухудшили 2. Имеющаяся у людей самооценка имеет тенденцию к последействию.
• В нашем исследовании (совместно с М. В. Смирновым и В. О. Ивановым) испытуемые решали серию из 18 однотипных глазомерных задач: через 7-9 точек, разбросанных на листе, они должны провести кратчайший маршрут передвижения, начинающийся и заканчивающийся в одной точке (такого типа задачи называются задачами коммивояжёра). При этом первые девять задач являются оригинальными, последние девять копируют их в зеркальном отражении. Наличие задач-копий испытуемыми не осознавалось, что было специально проверено после эксперимента. Оказалось: субъективная уверенность в правильности принятого решения никак не была связана с объективной правильностью решения. Но при этом время правильного решения почти всегда меньше времени ошибочного решения! Правда, ошибочное решение, которое повторялось при решении задачи-копии, занимало столько же времени, как и повторяющееся правильное, т. е. повторные ошибки испытуемый, судя по показателю времени, не отличает от повтора правильных решений. Однажды сделанное решение имеет тенденцию к последействию: повторение решения осуществляется быстрее, чем его изменение 3. [окончание cтраницы 450]
________________________
1См. Тихомиров О. К. Психология мышления. М., 1984, с. 141-142.
2См. этот и другие примеры в кн.: Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986, с. 268 и далее.
3Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии, с. 81-86.
Законы последействия
• При угадывании случайной двоичной последовательности испы
туемый имеет тенденцию повторять предшествующий выбор,
если он оказался правильным '.
• При предъявлении рядов различных знаков (чисел, слогов, музы
кальных тонов и т. п.) заметно повышается вероятность воспроиз
ведения тех знаков, которые были названы испытуемым при
предъявлении предыдущего ряда. Названные в предшествующем
ряду знаки не только гораздо лучше правильно воспроизводятся
(в случае, если они повторно предъявлены), но и чаще случайного
воспроизводятся ошибочно (в случае, если они вообще не предъяв
лены в данном ряду)2.
• В эксперименте можно также показать: если в процессе жизни
накоплен опыт выделения дифференциальных признаков с опре
делённой точностью, позволяющей относить данный стимул к
определённому классу, то он, в соответствии с законом последей
ствия фигуры, будет выделять с фиксированной точностью имен
но эти признаки, т. е. и далее будет стараться повторять однажды
выбранную точность отнесения к классу. Например, человек
может обучиться второму языку, усвоить его лексическую и грам
матическую структуру, но часто на многие годы сохраняет ино
странный акцент и при этом даже не замечает его, полагая, что
он говорит точно так же, как и окружающие его носители языка.
Более того, ему легче понимать человека с таким же акцентом,
как у него \ В той степени, в какой речь понимаемая окружающи
ми, особенности произношения тех или иных фонем находятся в
зоне неразличения. Человек заимствует их произношение из своего
родного языка, отождествляет со звуками чужой речи а устой
чиво их повторяет.
• А. Н. Леонтьев утверждает: ребёнок очень рано овладевает темб
ровым по своей основе языком, что необходимо приводит к разли
чению звуков по тембральным, а не тональным характеристикам.
Поэтому среди людей, говорящих на тональных языках (т. е. таких,
в которых смыслоразличительную функцию имеют и чисто тональ
ные элементы), при отсутствии физиологических дефектов не долж
но встречаться случаев тональной глухоты. Леонтьев подтверждает [окончание cтраницы 451]
_________________________
1См. ПлаусС. Психология оценки и принятия решений. М., 1998, с. 196-197.
2Аллахвердов В. М. Ук. соч., с. 28-33. Подтверждение этому можно найти и во Многих других работах, где приводятся данные экспериментального изучения мнеми-Ческих процессов.
3Брунер Дж. Психология познания. М., 1977, с. 47.
Раздел седьмой
это своими исследованиями на вьетнамцах и русских, а также исследованиями Дж. Тэйлора на англичанах и тех африканцах, чей язык использует интонирование гласных '.
•Европейцы обычно рассматривают представителей другой расы
как более похожих друг на друга, чем представителей собствен
ной расы. Но точно то же самое чувствуют и монголоиды, и не
гроиды. Экспериментальное подтверждение: испытуемые — евро
пеоиды и негроиды — рассматривают фотографии разных людей
с задачей последующего опознания. Европеоиды лучше опознают
фотографии представителей своей расы, а негроиды — своей 2_
•Если инструкция требует одинаково реагировать на разные сиг
налы (функциональные требования к различению сигналов тем
самым уменьшаются), то они действительно становятся менее
различимыми. Это явление получило название эффекта приоб
ретённой эквивалентности сигналов 3.