Тема 1. Психология высшей школы: предмет, объект, методы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология высшей школы»
Направление подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки»
Профиль – 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»,
13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (безопасность жизнедеятельности, история, литература)», 13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования»
Квалификация – Исследователь. Преподаватель-исследователь
Г.
Составитель:
Профессор кафедры психологии, д.психол.н., доцент С.М.Шингаев
Рабочая программа дисциплины «Психология высшей школы» составлена на основании Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (аспирантура) по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 30 июля 2014 г. N 902 по профилю – 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (безопасность жизнедеятельности, история, литература)», 13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования», обсуждена и утверждена на заседании кафедры психологии
(протокол №._ от «__»______ 2016 г.).
Заведующий кафедрой психологии С.М.Шингаев
Согласовано:
Заведующий аспирантуры Т.Ю.Гвильдис
«___» __________ 201_г.
1. Цели и задачи освоения дисциплины (модуля)
Цель дисциплины: формирование целостного и системного понимания психолого-педагогических задач и методов преподавания на современном этапе развития общества.
Основные задачи:
- формирование целостных знаний в области психологии высшего образования;
- освоение теоретических знаний, отражающих современный уровень развития психологии высшей школы;
- формирование способности обучающегося – будущего преподавателя высшей школы к проектированию современного образовательного процесса на основе системного его понимания и опираясь на современные психологические теории;
- усвоение знаний о познавательной сфере обучающихся, о психологических основах профессионального развития.
2.Результаты обучения, определенные в картах компетенций и формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
универсальные:
- способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
- способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6);
общепрофессиональные:
- способность интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований (ОПК-3).
В результате освоения данной дисциплины аспирант должен:
знать:
- основные психолого-педагогические подходы к образованию;
- структуру формирования и развития психики человека;
- психологию личности студента;
- основы психологии профессионального образования.
Уметь:
- грамотно выстраивать лекционный материал и организовать самостоятельную работу слушателей (студентов), работать со вниманием аудитории;
- задействовать личностный потенциал студентов для достижения педагогических задач;
- осуществлять личностный выбор в различных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом;
- отбирать критерии для систематизации и обобщения результатов;
- определять границы применимости результатов;
- выявлять и описывать возможные риски;
- моделировать направления развития исследуемого объекта, явления.
Владеть (уметь продемонстрировать):
- навыками взаимодействия с аудиторией;
- инструментарием для построения лекций, семинарских и практических занятий;
- технологиями планирования в профессиональной деятельности в сфере научных исследований;
- методами обработки и анализа результатов педагогического исследования;
- тактикой и стратегией применения результатов педагогического исследования;
- приемами соотнесения результатов исследования и собственной профессиональной деятельности.
3. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы и объем ее изучения по видам учебных занятий
Дисциплина ««Психология высшей школы»включена в часть «Дисциплины по выбору» и содержательно связана с изучаемыми дисциплинами: «Психология личности», «Актуальные проблемы современного образования: отечественный и зарубежный опыт», «Проектирование когнитивных процессов в образовании».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа).
На изучение дисциплины отводится:
Заочная форма обучения – 144 часа (6 часов лекций, 6 часов практики и 132 часа самостоятельной работы). В соответствии с учебным планом, занятия проводятся на первом году обучения в 1, 2 семестрах.
№ п/п | Наименование разделов, модулей, тем | Год обучения | Семестр/неделя | Всего часов | В том числе: | Компетен-ции | Форма контроля | ||
Лекции | Практические занятия | С/Р | |||||||
1. | Психология высшей школы: предмет, объект, методы. | УК-2 | Тесты | ||||||
2. | Психологические основы организации познавательной сферы в учебном процессе. | УК-2 | Тесты | ||||||
3. | Учет индивидуально-психологических свойств в учебном процессе. | УК-2, ОПК-3 | Тесты | ||||||
4. | Эмоционально-волевая регуляция деятельности. | УК-2 | Тесты | ||||||
5. | Психология общения. | УК-2 | Тесты | ||||||
6. | Психология преподавания. | УК-2, УК-6, ОПК-3 | Собеседование | ||||||
7. | Психология профессионального здоровья педагога. | УК-2, УК-6, ОПК-3 | Реферат | ||||||
Итого | |||||||||
Промежуточная аттестация | ЗАЧЕТ |
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Тема 5. Психология общения.
Понятие общения. Феноменология общения. Общение как обмен информацией, как взаимодействие, как восприятие людьми друг друга (коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения).
Вербальные и невербальные средства общения. Фазы контакта. Уровни общения (примитивный, стандартизованный, манипулятивный, конвенциональный, деловой, игровой, духовный).
Виды диалогов. Устная и письменная речь. Специфика общения лектора с аудиторией. Общение, опосредованное различными техническими устройствами (телевидение, компьютер, интернет и др.).
Промежуточная аттестация
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется посредством учета посещаемости, оценки работы обучающихся в аудитории (выполнение индивидуальных заданий, работа в малых группах, участие в обсуждении вопросов), выполнения домашних заданий. Оценочные средства по дисциплине представлены в Приложении «Фонд оценочных средств по дисциплине ПВШ»
По окончании занятий аспиранты сдают зачет.
Для получения зачета аспиранты обязаны:
- присутствовать не менее чем на 75% занятий,
- выполнить 5 тестов,
- написать реферат по теме «Психология профессионального здоровья педагога»,
- пройти собеседование по теме «Психология преподавания».
6. Перечень заданий, обеспечивающих организацию самостоятельной работы
Содержание инвариантной самостоятельной работы аспирантов по дисциплине:
№ п/п | Темы | Объем с\р по теме | Содержание самостоятельной работы аспирантов | Количество часов |
1. | Психология высшей школы: предмет, объект, методы. | Аннотирование источников | ||
Презентация темы (по выбору) | ||||
2. | Психологические основы организации познавательной сферы в учебном процессе. | Составление библиографического списка | ||
Конспектирование | ||||
Понятийная карта | ||||
3. | Учет индивидуально-психологических свойств в учебном процессе. | Составление библиографического списка | ||
Конспектирование | ||||
Понятийная карта | ||||
4. | Эмоционально-волевая регуляция деятельности. | Составление библиографического списка | ||
Конспектирование | ||||
Понятийная карта | ||||
5. | Психология общения. | · 20 | Конспектирование | |
Понятийная карта | ||||
6. | Психология преподавания. | · 20 | Конспектирование | |
Понятийная карта | ||||
7. | Психология профессионального здоровья педагога. | · 22 | Конспектирование | |
Разработка индивидуальной антистрессовой программы | ||||
ИТОГО | · |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология высшей школы»
Направление подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки»
Профиль – 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»,
13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (безопасность жизнедеятельности, история, литература)», 13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования»
Квалификация – Исследователь. Преподаватель-исследователь
Г.
Составитель:
Профессор кафедры психологии, д.психол.н., доцент С.М.Шингаев
Рабочая программа дисциплины «Психология высшей школы» составлена на основании Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (аспирантура) по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 30 июля 2014 г. N 902 по профилю – 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (безопасность жизнедеятельности, история, литература)», 13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования», обсуждена и утверждена на заседании кафедры психологии
(протокол №._ от «__»______ 2016 г.).
Заведующий кафедрой психологии С.М.Шингаев
Согласовано:
Заведующий аспирантуры Т.Ю.Гвильдис
«___» __________ 201_г.
1. Цели и задачи освоения дисциплины (модуля)
Цель дисциплины: формирование целостного и системного понимания психолого-педагогических задач и методов преподавания на современном этапе развития общества.
Основные задачи:
- формирование целостных знаний в области психологии высшего образования;
- освоение теоретических знаний, отражающих современный уровень развития психологии высшей школы;
- формирование способности обучающегося – будущего преподавателя высшей школы к проектированию современного образовательного процесса на основе системного его понимания и опираясь на современные психологические теории;
- усвоение знаний о познавательной сфере обучающихся, о психологических основах профессионального развития.
2.Результаты обучения, определенные в картах компетенций и формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
универсальные:
- способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
- способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6);
общепрофессиональные:
- способность интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований (ОПК-3).
В результате освоения данной дисциплины аспирант должен:
знать:
- основные психолого-педагогические подходы к образованию;
- структуру формирования и развития психики человека;
- психологию личности студента;
- основы психологии профессионального образования.
Уметь:
- грамотно выстраивать лекционный материал и организовать самостоятельную работу слушателей (студентов), работать со вниманием аудитории;
- задействовать личностный потенциал студентов для достижения педагогических задач;
- осуществлять личностный выбор в различных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом;
- отбирать критерии для систематизации и обобщения результатов;
- определять границы применимости результатов;
- выявлять и описывать возможные риски;
- моделировать направления развития исследуемого объекта, явления.
Владеть (уметь продемонстрировать):
- навыками взаимодействия с аудиторией;
- инструментарием для построения лекций, семинарских и практических занятий;
- технологиями планирования в профессиональной деятельности в сфере научных исследований;
- методами обработки и анализа результатов педагогического исследования;
- тактикой и стратегией применения результатов педагогического исследования;
- приемами соотнесения результатов исследования и собственной профессиональной деятельности.
3. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы и объем ее изучения по видам учебных занятий
Дисциплина ««Психология высшей школы»включена в часть «Дисциплины по выбору» и содержательно связана с изучаемыми дисциплинами: «Психология личности», «Актуальные проблемы современного образования: отечественный и зарубежный опыт», «Проектирование когнитивных процессов в образовании».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа).
На изучение дисциплины отводится:
Заочная форма обучения – 144 часа (6 часов лекций, 6 часов практики и 132 часа самостоятельной работы). В соответствии с учебным планом, занятия проводятся на первом году обучения в 1, 2 семестрах.
№ п/п | Наименование разделов, модулей, тем | Год обучения | Семестр/неделя | Всего часов | В том числе: | Компетен-ции | Форма контроля | ||
Лекции | Практические занятия | С/Р | |||||||
1. | Психология высшей школы: предмет, объект, методы. | УК-2 | Тесты | ||||||
2. | Психологические основы организации познавательной сферы в учебном процессе. | УК-2 | Тесты | ||||||
3. | Учет индивидуально-психологических свойств в учебном процессе. | УК-2, ОПК-3 | Тесты | ||||||
4. | Эмоционально-волевая регуляция деятельности. | УК-2 | Тесты | ||||||
5. | Психология общения. | УК-2 | Тесты | ||||||
6. | Психология преподавания. | УК-2, УК-6, ОПК-3 | Собеседование | ||||||
7. | Психология профессионального здоровья педагога. | УК-2, УК-6, ОПК-3 | Реферат | ||||||
Итого | |||||||||
Промежуточная аттестация | ЗАЧЕТ |
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Тема 1. Психология высшей школы: предмет, объект, методы.
Понятие о психологии высшей школы. Предмет и объект. Зарубежные направления научной психологии (функционализм, бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая и трансперсональная психология). Основные направления отечественной психологии («рефлексология» В.М. Бехтерева, «культурно - историческая теория» Л.С. Выготского, «теория деятельности» А.Н. Леонтьева и теория «проникающего» действия С.Л. Рубинштейна, концепция «установки» Д.Н.Узнадзе, «теория отношений» В.Н. Мясищева, «человекознание» Б.Г. Ананьева).
Место психологии высшей школы в системе наук о человеке. Основные принципы современной психологии.
Методы психологии. Понятие о методологии, методе, методике. Этапы психологического исследования. Методы организации исследования (сравнительный, поперечных срезов, лонгитюдный, комплексный). Методы сбора информации (биографический, эксперимент, моделирование, психодиагностика). Математические методы обработки данных исследования.