Общая характеристика функциональных и психических состояний
Термин «состояние», обусловливающий поведение человека, представляет собой системное понятие. Психофизиологическое состояние (функциональное) — это совокупность трех составляющих: 1) внутренние психофизиологические условия; 2) внешняя среда, в том числе и социальная; 3) факторы деятельности. Всякая деятельность, идеальная (психическая) или внешне реализуемая (поведенческая), предполагает наличие определенного фона или, другими словами, определенных условий. При одних условиях эта деятельность может протекать успешно, при других — менее успешно, при третьих — вообще невозможна. Для биологических систем высокого уровня развития, каким является человек, определение условий, детерминирующих различные реакции, является решающим, но часто вызывает затруднения. Каждый из нас субъективно отличает состояние высокой работоспособности от состояния утомления и сонливости, напряжение внимания от расслабленности.
Актуальность проблемы анализа и оценки функционального состояния человека, как фактора, обуловливающего его поведение и возможности, привела к созданию различных гипотези теорий для объяснения различных состояний, хотя до настоящего времени определение понятия «функциональное состояние» неоднозначно и разные авторы дают его различную трактовку:
Функциональное состояние — интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности (В. И. Медведев).
Функциональное состояние — это интегральная характеристика наличных свойств, качеств человека, определяющих эффективность его деятельности (В.П. Зинченко).
Под функциональным состоянием понимается некоторый симптомокомплекс характеристик физиологических и психофизиологических процессов, определяющих уровень активности функций и систем организма, особенности жизнедеятельности, и обусловливающих в большой мере работоспособность и поведение человека (В.Л. Марищук).
Все приведенные определения имеют одну логическую основу. Состояние характеризуется как совокупность или симптомокомплекс различных характеристик, процессов, свойств и качеств, обусловливающих уровень активности систем, эффективность деятельности и поведение. Состояние — причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психологических уровней управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. В психологической литературе часто нет четкой границы между понятиями «функциональное состояние» или «психофизиологическое состояние» и «психическое состояние».
Психическое состояние — целостная характеристика психической деятельности, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности (Н.Д. Левитов). Психические состояния чаще проявляются как реакция на ситуацию или деятельность и носят адаптивный приспособительный характер. В отличие от физиологических реакций, отражающих энергетическую сторону адаптационных процессов, психические состояния определяются преимущественно информационным фактором и отвечают за обеспечение приспособительного поведения на психическом уровне. Психические состояния — явления исключительно индивидуальные, так как зависят от особенностей конкретной личности, ценностных ориентации, мотивации и т.д. Часто наблюдается несоответствие психических состояний вызвавшим их условиям, иными словами, ослабление их приспособительной роли, вплоть до полной дезорганизации поведения. Психическое состояние является неотъемлемой составной частью функционального состояния.
Состояния отличаются богатым разнообразием. В каждом из них одна из характеристик является ведущей в том смысле, что она в наибольшей степени обусловливает прочие отдельные параметры состояния и его своеобразие в целом. В каждом состоянии так или иначе отражено духовное (психическое) и телесное (физиологическое) бытие человека. Состояния многомерны. Они выступают и как система организации психических процессов, и как субъективное отношение к отражаемому явлению, и как механизм реагирования на окружающую действительность. В психофизиологических состояниях находит отражение взаимодействие человека с окружающей средой. Любые изменения во внешней среде, изменения во внутреннем мире личности влекут за собой переход в новое состояние, меняют уровень активности субъекта,
Наиболее выраженные полярные состояния — периоды сна и бодрствования, исследуемые функциональные состояния — сон и бодрствование. Уровень бодрствования неоднороден, традиционно выделяют: утомление, монотонию, напряженность. Отдельно рассматривают различные формы стресса как психологической природы, связанные со стрессорами, действующими через вторую сигнальную систему, т.е. через словесные раздражители, так и связанные с воздействием социальных условий среды, а также и состояния, вызываемые воздействием экстремальных факторов физической природы, таких, как температурные, механические, бароакустические, световые, барические. Любое состояние есть результат включения индивида в определенную деятельность, в ходе которой состояние формируется и активно преобразуется, оказывая в свою очередь влияние на осуществление деятельности. Сам термин «функциональное состояние» вводится для характеристики эффективностной стороны деятельности или поведения человека и предполагает решение вопроса о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнить конкретный вид деятельности.
Все многообразие форм поведения человека обусловлено их качественной специфичностью, что определяется предметной направленностью деятельности и ее мотивацией. В то же время разные формы активности человека можно охарактеризовать с точки зрения интенсивности их проявления. Под этим обычно подразумевают степень актуализации психофизиологических ресурсов индивида, необходимых для выполнения определенной Деятельности в конкретных условиях. Таким образом, к роли функциональных состояний можно подходить с разных сторон. Первоначально понятие «функциональное состояние» возникло в физиологии и было содержанием исследований энергетических затрат работающего организма. Следует заметить, что анализ функционального состояния работающего человека в условиях реальной деятельности предполагает учет не только энергетических характеристик, но и психологических и социальных факторов, оказывающих влияние на индивида.
Исследование функциональных состояний проводится в следующих направлениях:
1. Оценка индивидуальных особенностей личности (физиологических, психологических), например, с целью профотбора, профпригодности, психодиагностики и коррекции.
2. Распознавание устойчивых психофизиологических свойств, необходимых для надежного выполнения деятельности. Установление временных, скоростных, информационных возможностей человека, обусловленных генетически или полученных при обучении (для прогнозирования эффективности деятельности).
3. Определение максимально возможного времени нахождения в измененнойсреде, которое не вызывает нарушенияздоровья человека (экстремальные ситуации).
Таким образом, функциональное состояние выступает в качестве важнейшего фактора, обусловаливающего успешность и продуктивность деятельности человека в сфере труда, общения, познания, оказывает существенное влияние на эффективность и качество различных видов деятельности, на существование человека как личности.
Стресс
Как правило, со стрессом связывают действие факторов, ухудшающих психическое и физическое здоровье человека. Термин «стресс» (от англ. stress — давление, напряжение) был предложен канадским физиологом Г. Селье. В 1936 г. Селье опубликовал результаты своих исследований, где им было обнаружено, что при воздействии на организм разнообразных агентов (он назвал их стрессорами) в организме возникает стереотипная физиологическая реакция. Независимо от того, каков характер стрессора (мышечная нагрузка, холод, действие какого-либо яда, тревога, семейный конфликт, неприятные высказывания кого-либо и т.д.), ответ организма проявляется в учащении пульса, увеличении артериального давления, повышении в крови кортикостероидов — гормонов коры надпочечников. Весь комплекс физиологических реакций, протекающих по фазам, Селье и назвал «стрессом» или «общим адаптационным синдромом».
Стресс — это неспецифический компонент адаптации, благодаря которому мобилизуются энергетические и пластические ресурсы организма. В этом определении важно понимание термина «неспецифический». Любой раздражитель-стрессор, физический или психологический, всегда строго специфичен для организма, так как имеет определенное значение, и одновременно несет общее требование — приспособиться к новым условиям. Это заставляет организм адаптироваться к возникшей ситуации. Неспецифические требования, предъявляемые к воздействиям как таковым, по Селье, и есть сущность стресса. Природа стрессоров может быть различной, но они запускаютв организме генетически запрограммированную неспецифическую реакцию защиты. В реализации адаптационных реакций организма, направленных на противодействие повреждающему агенту, участвуют различные механизмы, которые и объединяются термином «общий адаптационный синдром». Данный термин позволяет подчеркнуть, что даже при стрессорах, которые могут и не быть повреждающими агентами, в организме возникают определенные фазы стресса. Это относится и к психическому или эмоциональному стрессу, под которым подразумеваются стрессовые реакции, вызываемые в организме психологическими, интеллектуальными и эмоциональными воздействиями. Стрессовая реакция характеризуется широким спектром действия. Например, состояние, возникающее при погружении руки в ледяную воду, и те переживания, которые испытывает человек в неприятной ситуации (экзамен, состояние страха, ответственности, неприятная критика в свой адрес), и процессы, происходящие внутри человека при интенсивной мышечной нагрузке, — все это стрессовые состояния, вызванные самыми разнообразными агентами-стрессорами. Б любом из этих случаев возникает стереотипная реакция в виде учащения пульса, повышения артериального давления, изменения проводимости кожи, увеличения в крови гормонов надпочечников. В экстремальных условиях и при воздействии повреждающих факторов в организме возникают неспецифические стандартные ответы более широкого диапазона: изъязвление желудочно-кишечного тракта, трофические расстройства, повышение активности коркового слоя надпочечников, инволюция зобной железы и лимфатического аппарата, изменение состава лейкоцитов, повышение свертываемости крови, т.е. перестройка защитных и иммунных сил организма.
Стресс представляет собой трехфазную реакцию адаптации. Это фазы: тревоги, повышенной резистентности и истощения. Они отражают динамику ответа на длительно действующий стрессор. Выделяют системный, или физический, стресс, как особую физиологическую реакцию, отражающую в основном напряжение биологических систем в результате травмы, отравления, воспаления и т.д., и психический, или эмоциональный, стресс, отражающий вовлечение в реакцию эмоциональной сферы. Большинство авторов, трактуя понятие «стресс», рассматривают именно эмоциональный стресс. Существенной чертой психического стресса является наличие в стрессовой реакции эмоции или включение в нее мотивации, вызывающей эмоцию. Главное, что обусловливает стресс психического порядка — эмоциональный настрой личности по отношению к стрессору. Причиной психического, или эмоционального, стресса является избыточная активация физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение при возникновении неприятных или угрожающих явлений. Г.Г. Аракелов (1995) считает, что механизмы стресса и эмоций различны, но в сознании человека стресс и эмоции актуализируются одновременно. Причем сила последующей стрессовой реакции осознается и оценивается по выраженности эмоции, тогда как первоначальное проявление стрессовой реакции проявляется на неосознаваемом уровне. Возникновение соответствующих эмоций после оценки опасности нужно для последующего сознательного управления и выбора тактики поведения. Р. Лазарус (1982) указывал, что в стрессовой реакции следует различать физиологическое и психологическое. При физическом стрессе раздражитель вызывает стереотипную реакцию, развитие которой не определяется какими-либо защитными интеллектуальными механизмами. При эмоциональном стрессе психический фактор позволяет индивиду производить оценку стимула, анализировать значение угрозы и противопоставлять ей защитные механизмы, что не всегда приводит к ожидаемым (стереотипным) реакциям. Любой стрессор, воздействуя на личность, подвергается первичной и вторичной оценкам. Обе эти оценки связаны с познавательной деятельностью. Первичная оценка является результатом взаимодействия трех факторов: свойств стрессора; психической конституции индивида (побуждений, оценочных суждений, интеллектуальных и физических ресурсов, прошлого опыта); его культурных норм. Первичная оценка позволяет сделать вывод, к чему относится стрессор или ситуация — к угрозе или благоденствию. Вторичная оценка приводит к выработке механизмов защиты. Одним из них является стратегия совпадения. По Лазарусу, процессы совпадения — это те средства, при помощи которых личность осуществляет контроль над ситуациями: угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей удовольствие. Процессы совпадения протекают с эмоциональной реакцией и являются ее частью. Селье считал, что стресс всегда присутствует в жизни. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но он всегда выше нуля. Отсутствие цели — один из самых сильных стрессоров, вызывающих развитие отрицательных последствий стресса — язвы желудка, инфаркта миокарда, гипертонии.
Таким образом, в широком понимании стресс — это любое более или менее выраженное напряжение организма. В этом качестве стресс — нормальное явление. Дело в его интенсивности. При достаточно сильном и продолжительном действии стресс-фактора реакция может стать болезнетворной основой различных функциональных нарушений. Современная жизнь все ощутимее нарушает сложившийся механизм отношений человека с окружающей средой. Число факторов, приводящих к состоянию стресса, так велико и они так часто возникают, что человек практически постоянно находится в состоянии стресса.
Причины психического стресса достаточно разнообразны: личностные противоречия, производственные и финансовые трудности, семейная атмосфера, затруднения в трудовой деятельности (страх перед работой, профессиональные трудности, высокий темп принятия решений). К основным симптомам хронического стресса относят бессонницу, мышечные боли в груди, кашель (покашливание «для очистки горла»), сексуальную неудовлетворенность, эмоциональный дисбаланс (перепады настроения). Частыми проявлениями стресса бывают хроническая усталость и избыточный вес.
Профилактика стресса должна быть направлена на выявление источников психического стресса — стресс-факторов, на пропаганду и обучение здоровому образу жизни (о том, как питаться, распределять свое время, бросить курить, обучение упражнениям, обеспечивающим активацию парасимпатических влияний: физическим, дыхательным, приемам саморегуляции, релаксации, аутотренинга). Например, первое, что рекомендуется при возникновении психического стресса, — заняться собой, «провести внутреннюю инвентаризацию», найти причины возникновения стресса. Далее составить список причин и рядом список условий, позволяющих их контролировать или нейтрализовать.
Утомление
Утомление — это функциональное состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций, в ряде субъективных ощущений, объединенных чувством усталости в результате выполнения интенсивной или длительной работы. Данное определение отражает три обязательных признака утомления. Во-первых, это временное снижение работоспособности. Во-вторых, предшествующая такому снижению напряженная утомительная работа, травма или заболевание. В-третьих, еслиработа привела к стойкому, необратимому снижению функций организма, данное явление не укладывается в рамки утомления.
Различают признаки утомления: физиологические, психологические, медицинские, экономические. С физиологической стороны развитие утомления свидетельствует о значительном сокращении внутренних резервов и переходе на менее выгодные виды режима работы организма. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушается точность, ритмичность, координация движений. Возрастает физиологическая «стоимость» работы. Изменяется характер протекания психических процессов. Снижается сенсорная чувствительность, возрастают абсолютные и дифференциальные пороги, увеличивается время реакции, однако может быть возрастание скорости ответов с увеличением числа ошибок. Страдает внимание — сужается объем, нарушается переключение, распределение, сознательный контроль за деятельностью. Затрудняется извлечение информации из долговременной памяти, страдает кратковременная память. Ухудшается эффективность процессов мышления за счет преобладания стереотипных способов, когда требуется принятие новых решений. Утомление выражено и в субъективных переживаниях человека. С разной степенью осознанности воспринимается состояние физиологического и психического дискомфорта: потливость, одышка, тремор, нелокализуемые боли, нарушение характеристик внимания, дефекты мышления и памяти, расстройства в сенсорной сфере, ослабление воли. При сильных степенях утомления наблюдаются негативно окрашенные эмоциональные переживания: отвращение к работе, раздражительность, неприязнь ко всему окружающему. Медицинские показатели утомления — травматизм и производственно обусловленные заболевания. Экономические— снижение качества и количества труда.
Состояние утомления сопровождается снижением мотивации к работе, понижением физической и умственной работоспособности, что находит свое отражение в сознании в виде ощущения внутреннего препятствия и желания прекратить работу, которое называется усталостью. Усталость — психическое явление, переживание, вызываемое утомлением. А.А. Ухтомский писал, что усталость является «чутким натуральным предупредителем о начинающемся утомлении». Последнее определяет у человека защитную реакцию — отказ от деятельности, отдых. Этот сигнал может быть заторможен волевым усилием человека. Однако это не снимает утомления, а лишь отдаляет его.
Существуют различные гипотезы, объясняющие механизм утомления. Первоначально исследовали утомление при мышечной работе и рассматривали его как процесс, происходящий непосредственно в самих мышцах. Для объяснения мышечногоутомления были выдвинуты гипотезы, называемые в настоящее время гуморально-локалистинескими. Это гипотезы истощения энергетических ресурсов скелетных мышц, засорения мышц продуктами обмена, такими как углекислый газ и молочная кислота, отравления организма специальным ядом утомления — кенотоксином, который якобы вырабатывается в мышце при ее работе, а также продуктами белкового распада, теория задушения, отводившая главную роль недостатку кислорода при работе. Общим для этой группы гипотез является то, что изменения, возникающие при утомлении, рассматриваются изолированно от всего организма, локально в том или ином органе, мышце. Другая гипотеза, центрально-нервная, опирается на наблюдение организма в целом. Решающая роль в возникновении утомления приписывается центральной нервной системе как начальному звену утомления. Важную роль при развитии утомления играют процессы торможения и дискоординации в коре больших полушарий. При утомлении четко выявляется общее усиление тормозных процессов в различных корковых анализаторах. На нервные центры ложится большая нагрузка по обработке различных потоковвозбуждений. Состояние центральной нервной системы оказывает огромное влияние на развитие утомления (показана роль эмоций, активного отдыха, афферентных раздражений, автоматизации движений). Чем меньше степень сознательного контроля за деталями выполненной работы, т.е. чем меньше уровень возбудимости и затраты энергии кортикальных центров при работе, тем меньше она утомляет. Это касается и отвлечения внимания, автоматизации движений в труде и спорте, значительного повышения работоспособности под гипнозом. Накопление продуктов обмена в организме, безусловно, играет роль в развитии утомления, но не в результате прямого действия на мышечные волокна, а опосредованного воздействия через хеморецепторы на высшие отделы мозга. Помимо этого, факторами утомления могут являться наступающие при длительных и интенсивных нагрузках изменения во внутренней среде организма, например, сдвиги физико-химических свойств крови, нарушения водно-солевого баланса, накопление недоокисленных продуктов обмена в крови, уменьшение количества сахара, повышение температуры тела. Эти сдвиги могут снижать работоспособность нервных центров как непосредственно в связи с изменением внутренней среды, к состоянию которой корковые клетки весьма чувствительны, так и опосредованно, путем раздражения различных рецепторов, через обратную афферентацию.
В зависимости от конкретных условий на первый план в развитии утомления выступают различные факторы. Это следует понимать так, что физиологические проявления утомления зависят от характера его возникновения. Каждый вид работы физической (статическая или динамическая), умственной, связанной с напряжением внимания или процессами мышления, работы, протекающей на фоне значительного эмоционального напряжения, приводит к появлению различных форм утомления. Факторы, которые будут доминировать в том или ином случае, зависят от характера предшествующих условий и деятельности.
С биологической точки зрения утомление выполняет определенную роль. С одной стороны, ощущение усталости и лежащий в его основе процесс торможения выполняют защитную роль, представляя «физиологическую меру « против истощения. Как охранительная реакция она не вполне совершенна. Прекращение работы достигается путем дискоординации и угнетения процессов в исполнительных аппаратах. С другой стороны, процесс расходования функциональных ресурсов стимулирует интенсивность восстановительных процессов и именно этим в итоге определяется постепенное нарастание функционального потенциала под вилянием упражнений и тренировок. Повторное и нечрезмерное утомление является действенным фактором повышения функциональных и адаптационных возможностей организма, его работоспособности.
§ 4.Эмоции
Термин «эмоции» (франц. emotion — волнение, возбуждение, эмоция, от лат. emoveo — потрясаю, волную) используется для обозначения психических процессов переживания человеком отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности.
В XVIII и XIX вв. не было единой точки зрения на эмоции. Так, согласно трехкомпонентной теории эмоций В. Вундта, эмоции выражают: удовольствие — неудовольствие (приятное — неприятное); напряжение — расслабление, освобождение от напряжения, возбуждение — успокоение. Эмоции представляют собой внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и в некоторой степени влиянием последних на чувства, телесные же реакции являются лишь следствием эмоций, но вместе с тем эти телесные следствия эмоций влияют на духовную жизнь. Подобная эклектичность взглядов дала повод одному из оппонентов В. Вундта американскому психологу У. Джемсу сделать критическое замечание в адрес трехкомпонентной теории: теория Вундта — червяк, разрежь пополам, каждая половина поползет в свою сторону.
Современная история исследования эмоций начинается с появления в 1884 г. статьи Джемса «Что такое эмоция». В следующем году немец Г. Ланге опубликовал работу «Эмоции», в которой излагались идеи, близкие идеям Джемса.
По теории Джемса — Ланге, эмоция определяется как восприятие телесных изменений (в основном, висцеральной природы), производимых стимульной ситуацией. Данная теория подтверждается следующими фактами:
если из какой-либо эмоции как состояния сознания одно за другим вычесть все ощущения, представленные в телесных симптомах, то в конце концов от эмоции ничего не останется;
невозможно выполнение движений, соответствующих одной эмоции, и одновременное переживание другой;
имеется соответствие между определенными переживаемыми эмоциями и типичными для них мимическими и телесными реакциями.
Однако периферическая теория не была лишена недостатков. Сам Джемс указывал на то, что в рамках его теории остается необъяснимым тот факт, что эмоция усиливается, если задерживается ее физиологическое проявление (например, часто невозможно удержаться от смеха, даже если очень стараешься это сделать).
Теория Джемса — Ланге была подвергнута критике со стороны У. Кеннона, которому после серии экспериментов с денервацией висцеральных органов экспериментальных животных удалось показать, что: а) отделение внутренних органов от центральной нервной системы не изменяет эмоциональное поведение, 6) внутренние органы реагируют слишком интенсивно и слишком медленно для того, чтобы быть источником эмоциональных ощущений, в) одни и те же висцеральные изменения возникают при различных эмоциональных состояниях и при неэмоциональных состояниях, г) искусственно вызванные висцеральные изменения, типичные для определенных эмоций, этих эмоций не вызывают.
Таламическую теорию У. Кеннона и Ф. Барда, предложенную авторами в 1927—1928 гг., можно считать в определенном смысле альтернативной теории Джемса — Ланге, так как ее авторы считают, что не эмоция есть осознание двигательной и вегетативной реакций, напротив, вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживаний эмоций. В основе интерпретации центральной нервной системой эмоциональной ситуации лежит работа таламуса, который одновременно посылает сигналы и к автономной нервной системе, и к полушариям головного мозга, где осознается значение эмоциогенной ситуации. Центром эмоций является таламус, а кора больших полушарий головного мозга выполняет следующие функции: во-первых, благодаря ей значительно увеличивается число ситуаций, вызывающих эмоцию, сочетание в коре множества рецепторных и ассоциативных зон повышает возможности различения стимула и обеспечивает эффективность условных раздражителей; во-вторых, благодаря коре эмоциональные реакции отличаются большей адекватностью ситуации.
Несмотря на очевидные достоинства, теория Кеннона — Барда страдает механистичностью, сводя сложный механизм действия эмоций к рефлекторной деятельности. Безусловно, физиологические корреляты являются фактором, детерминирующим эмоциональные реакции, но не единственным, как удалось доказать авторам двухфакторной теории эмоций Э. Шехтеру и Д. Сингеру (1962). Уровень активации, составляющий физиологическое возбуждение, еще не определяет эмоцию. Для этого необходима когнитивная интерпретация связанных с конкретной ситуацией причин внутреннего состояния возбуждения. Уровень активации — физиологический компонент — обладает энергетической функцией. Когнитивный компонент сообщает переживанию эмоции содержание, окраску и направленность. Таким образом, согласно данной теории, эмоциональное реагирование обусловлено двумя факторами — физиологическим и когнитивным. Например, одна и та же ситуация — дождливая погода — может рассматриваться в различных смысловых контекстах и вызывать, соответственно, различные эмоциональные реакции: если рассматривать дождливую погоду в контексте планов на прогулку, то это вызовет реакцию огорчения, если же в контексте открывшейся возможности остаться дома и почитать интересную книгу, то, как минимум, реакцию удовлетворения. Подобный прием в нейролингвистическом программировании носит название рефреминга (смены рамки, изменения смыслового контекста, в который включается то или иное событие).
Функции эмоций
Эмоции, прежде всего, организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что, естественно, может помешать параллельно осуществляемой деятельности, т.е. выполняют организующую функцию. Даже такая биологическая реакция, как аффект, обычно дезорганизующая деятельность человека (дезорганизующая функция), при определенных условиях может оказаться полезной. Например, когда от серьезной опасности индивиду приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость.
Оценочная функция эмоций ставит их в один ряд с другими формами познания. Эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей.
Регуляторная функция эмоций, обсуждаемая в психологической литературе под различными названиями: закрепления — торможения (П.К. Анохин), следообразования (А.Н. Леонтьев), подкрепления (П.В. Симонов), — указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся — неудавшиеся действия, которые их возбудили.
Логическим продолжением регуляторной функции (след сам по себе не имел бы смысла, если бы не было возможности использовать его в будущем) является предвосхищающая функция эмоций, поскольку актуализация следов обычно опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном благоприятном или неблагоприятном исходе.
Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности, передаваемых средствами искусства. Способность вызывать (эмпатичность) и испытывать (эмпатийность) сочувствие, сострадание, разделять чувства другого человека — еще одна, экспрессивно-коммуникативная, функция эмоций, пожалуй, одна из наиболее важных, так как в проявлении сочувствия происходит эмоциональная реализация человечности как потребности в благополучии другого.