Мотивы выбора профессии старшеклассниками

Выбор профессионального пути — важный вопрос, в решении которого не­обходимо определиться молодым людям, заканчивающим свое образование в

Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы средней школе. Психологические аспекты профессионального выбора и становле­ния личности выступают в качестве объекта научного исследования на протяже­нии длительного времени, но некоторые вопросы в этой области остаются не раз­работанными. Это связано с тем, что в современном российском обществе, как отмечает один из исследователей этого вопроса А.П. Чернявская, в связи с услож­нением мира профессий и с изменением социореальности, возникают новые про­блемы. В частности, изменились выработанные предшествующими поколениями ценности, стереотипы и представления о значимости и престижности той или иной профессии. В самом мире профессий можно отметить следующие тенден­ции, связанные с его усложнением [6]: появление новых профессий, не имеющих корней в культуре нашего об­щества (например, стилист, дизайнер, рекламный агент и др.); относительное снижение информированности учащихся о путях приобре­тения, и характере различных профессий, а также требованиях, которые предъяв­ляются к профессионалу; появление новых учебных заведений, таких как негосударственные вузы и различные филиалы, которые предлагают обучение по широкому спектру специ­альностей, что порой приводит к сложностям в ориентации абитуриентов в мире профессий, как традиционных, так и новых. Сложность выбора будущей профессии обуславливается еще и тем, что для успешного профессионального становле­ния необходимо не только овладение определенной суммой знаний, умений, на­выков, но и наличие тех или иных личностных качеств [2,9]. Т.е. может наблю­даться несовпадение желаний, спровоцированных, например модой, с реальными возможностями абитуриента. Это вызвано тем, что профессиональная направлен­ность впервые формируется в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Е.А. Кли­мов, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и является ведущей характери­стикой личности в период ее жизненного самоопределения. Но сами подростки часто встречаются с трудностями адекватной оценки своих возможностей, степе­ ни развития у них именно тех качеств и свойств, которые требуются для конкрет­ной профессиональной деятельности и обеспечивают успех ее освоения. Не обла­дая еще достаточной долей самостоятельности, личностного контроля и само­управления, они испытывают подчас трудности при определении будущих про­фессиональных ценностей, из-за отсутствия возможности соотнести их со своими личностными смыслами.

Таким образом, современным подросткам, на наш взгляд, особенно необ­ходима помощь в выборе их будущей профессиональной деятельности (рода их занятия) и построении жизненных планов.

Обучение в старших классах (10 — 11 классы) приходится на завершение так называемой позитивной фазы подросткового возраста, которая определяет основные психологические новообразования данного возрастного периода: разви­тие самосознания, иерархическое строение мотивационной сферы с ориентацией мотивов на будущую жизнь, формирование мировоззрения, возникновение «само­определения» [1].

Самоопределение, в отличие от простого прогнозирования будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим, основывается на «уже устойчиво сложивших­ся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрения подро­стка и связано с выбором профессии» (Л.Ф.Обухова).

Внутренними и внешними мотивами определяется и выбор профессии старшеклассников. К концу подросткового периода эта мотивация становится ведущей в иерархии мотивов деятельности старшеклассника. Исследователи (О.Н. Родина, П.Н. Прудков) отмечают, что мотивация к овладению профессией, например, психолога возникает и стабилизируется еще до поступления в универ­ситет. Однако ряд авторов (Г.Ю. Любимова, Т.М. Буякас, Г. Белокрылова и др.) отмечают, что определенная часть студентов, успешно выдержав конкурс при по­ступлении на специальность «Психология», на первом и втором курсе оставляют обучение в вузе или переводятся на другие специальности. Они отмечают, что «абитуриент-психолог, как правило, не имеет ясного представления об ожидаю­щей его работе, о ее задачах и средствах. Тем более он оказывается не в состоянии оценить образовательную концепцию учебного заведения. Имеющийся у него образ профессиональной деятельности (основа для приобретения и систематиза­ции знаний) диффузен, неструктурирован, во многом нереалистичен» [цит. по:5]. Многие выпускники-психологи советуют в своих анкетах абитуриентам «поду­мать, нужно ли тебе это, твое ли это» [там же]. Все это связано с тем, что проис­ходит ориентация абитуриента только на «внешнюю», доступную для восприятия обыденным сознанием, сторону профессии психолога, вследствие чего и возника­ет разочарование уже на первых этапах профессионального образования.

Между тем, как отмечает Е.А. Климов, «подготовленность в области пси­хологии — это, прежде всего, ясные представления о специфической психической реальности, сопровождаемые положительным аффективным тоном, связанные с не насыщаемым интересом к ней и готовностью напрямую контактировать с ней в межличностном общении» [3].

Стало быть, необходимо помочь выпускнику школы в его профессиональ­ном самоопределении, помочь объективизировать его внутренние мотиваторы, связанные с выбором и принятием профессии, его профессиональные интересы и соотнести все это с реалиями профессиональной деятельности психолога, высту­пающего, по своему определению, знатоком и целителем душ.

Для достижения этой цели многими школьными психологами проводится профориентационная работа среди выпускников школ, организация кружков и факультативов, межшкольных обществ с той или иной профессиональной направ­ленностью. В качестве примера можно привести опыт организации Школы Юного Психолога при кафедре психологии и безопасности жизнедеятельности ТРТУ. Задачи школы можно выделить следующие: ознакомление потенциальных абитуриентов со специальностью психо­лога; расширение кругозора школьников старших классов в области психологии; предоставление возможности приобретения ими новых знаний и навыков в области межличностных отношений и самопознания.

Необходимо отметить, что среди слушателей Школы Юного Психолога есть школьники, определившие психологию как свою будущую специальность, и школьники, интересующиеся психологией вообще — стремящиеся получить зна­ния о внутреннем мире человека, развить свои коммуникативные способности и т.д.

По результатам проведенного опроса старшеклассников среди мотивов по­сещения Школы Юного Психолога актуальной является направленность подрост­ков на решение задач профессионального самоопределения.

Для обоснованного планирования работы по решению этих задач мы про­вели пилотажное исследование, целью которого стало изучение мотивов выбора профессии сегодняшними старшеклассниками. Для этого был использован одноименный опросник [8]. Определив, что привлекает человека в той или иной про­фессии, можно в какой-то мере предвидеть, насколько успешно он будет ею овла­девать, серьезно и устойчиво работать. Своевременное выявление неадекватной профессиональной мотивации позволит планировать и проводить профилактику возможных кризисов профессионального самоопределения, предотвратить их по­явление тогда, когда уже выбрана профессия, успешно (подчас с большим тру­дом) выдержан конкурс при поступлении в ВУЗ, начато профессиональное обуче­ние.

В исследовании приняли участие 68 старшеклассников (9—11 классы).

С целью проведения количественной обработки данных утверждения прошкалированы так, что более высокие баллы приписывались утверждениям, свидетельствующим о более сильной мотивации к выбору профессии:

5 — очень сильно повлияло; 4 — сильно; 3 — средне; 2 — слабо; 1— никак не повлияло.

Для ориентации в мотивах их можно разделить на внешние и внутренние. Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эф­фективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. Это касается и внешней положительной мотивации (материальное стимулирова­ние, возможность продвижения по службе, престиж и т. д.) [8].

Анализ результатов. Анализируя указываемые профессии, параллельно вы­явлены факты, свидетельствующие о том, что старшеклассники оперируют их широким диапазоном (например, различные специализации профессии врача, психолога, юриста и т. д.). Это несколько противоречит данным, полученным в исследовании Д.Н. Мисирова и свидетельствует о том, что современные подрост­ки довольно хорошо ориентируются в новых социальных условиях. Однако сле­дует отметить, что причины выбора профессии не четко представлены: выдвига­ется на первый план внешняя положительная мотивация: престижность, привле­кательность и др. Таким образом, молодые люди ориентируются больше на внеш­нюю сторону мотивации выбранной или указанной ими профессии. Но при этом старшеклассники выделяют в качестве мотивов и следующие: чувство ответст­венности, возможность приносить пользу людям, получение результата труда для других. Это особенно характерно для тех респондентов (29 человек), которые вы­брали профессию психолога. На наш взгляд, это свойственно для старшеклассни­ков, которые ориентируются в своих предпочтениях и интересах, руководствуясь внутренними мотивами выбора профессии. Этого, наверное, и стоило ожидать от тех, у кого выбор профессии соотносится с мотивами учебы в Школе Юного Пси­холога, связанными не только с развитием навыков общения и самопознания, но и расширением своих знаний в области психологии как науки и профессии психо­лога. Это, в свою очередь, способствует развитию ценностного отношения к про­фессии и в дальнейшем формировании в ней личностных смыслов.

Итак, предварительные данные позволяют говорить о том, что для подрост­ков проблема выбора профессии является значимой и важной, но в решении дан­ного вопроса ему необходима помощь, направленная на выявление внутренних детерминант выбора профессии.

Наши рекомендации