Основные задачи клинического психолога
● осуществление психодиагностических обследований
● участие в разработке и осуществлении психокоррекционных мероприятий
● участие в профилактической работе
Задачи клинического психолога
● участие в решении задач дифференциальной диагностики
● анализ структуры и установление степени психических нарушений
● диагностика психического развития и определение траектории обучения
● оценка динамики нервно-психических нарушений и учет эффективности терапии
● решение экспертных задач
● участие в психокоррекционной, психотерапевтической и реабилитационной работе
Психодиагностика. Понятие психологической оценки
Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающей теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Психологическая оценка - изучение (оценивание) индивидуальности применительно к возникающим в её жизнедеятельности проблемам.
Основные принципы диагностической деятельности психолога
- Теоретико-методологическое позиционирование психолога
- Единство методологии и диагностики (и последующей коррекционной работы)
- Представление о структурно-динамической целостности развития
- Необходимость учёта логики и последовательности нормативного развития
- Терминологическая адекватность
- Этические принципы
- Принцип профессиональной компетентности
Нормативная программа развития и дизонтогенез:
Под идеальной программой развития понимается своевременное формирование взаимосвязанных, пронизанных гетерохронией функций и их систем в условиях “идеальной” детерминации их внутренними (генетическими) законами и столь же “идеальным” воздействием внешних факторов, в которую, естественно, включается и имманентно присущая развитию ребёнка столь же “идеальная” активность присвоения (амплификация) образовательных воздействий.
Социально-психологический норматив
Социально-психологический норматив можно определить как систему требований,которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов.
Условно нормативным развитием можно считать любое развитие, отклонение которого от идеальной программы не выходит за рамки социально-психологического норматива.
Отклоняющееся развитие
Отклонение формирования всей иерархической структуры психического развития или её отдельных составляющих (психических функций, функциональных систем) за пределы социально-психологического норматива, определяемого конкретной образовательной, социокультурной, этнической ситуации, вне зависимости от знака этого изменения (опережение или запаздывание), следует рассматривать как отклоняющееся развитие.
Статистическая норма
Это уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представителей группы людей того же возрастного диапазона, пола, культуры и т.д. Статистическая норма представляет собой определённую область значений развития какого-либо качества (физических или психических показателей), находящуюся около среднего арифметического в пределах стандарнтого квадратичного отклонения (при условии нормативности распределения наблюдений). Иными словами, уровень данного признака соответствует аналогичному показателю у по крайней мере 68% обследованных.
Функциональная норма
Это индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и целью коррекционно-развивающей работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него особенностей. Это показатель сбалансированности взаимоотношения между личностью и социумом, при котором удовлетворяются основные потребности личности и личность полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым ей социумом. Данное состояние может достигаться в ходе самостоятельного развития, обучения или в результате специализированной помощи.
Типологическая модель
Типологический норматив - совокупность наиболее частотных (качественных и количественных) характеристик и особенностей ребёнка, отражающих специфический (типологический) вариант развития - “психологический синдром”.