Клиническая психология детей и подростков
Клиническая психология детей и подростков
Твердохлебова Анастасия Михайловна, м.н.с. лаборатории клинической психологии и психодиагностики
Лекция №1
Содержанием специальности 19.00.04 – «Медицинская психология» является:
-изучение общих и частных психологических закономерностей изменений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития;
-выявление закономерностей влияния психических факторов на укрепление здоровья и формирование установок на здоровый образ жизни;
-анализ и выявление психических факторов, влияющих на возникновение, течение и преодоление болезней и других стойких состояний дезадаптации, на успешную социально-трудовую реабилитацию;
-повышение адаптационных ресурсов личности, гармонизация психического развития и межличностных отношений в процессах предупреждения заболеваний, собственно патологии, восстановительного лечения и реабилитации;
-изучение особенностей деятельности психологов в сфере здравоохранения (диагностика, экспертиза, психотерапия, психологическая коррекция, консультирование, и др.);
-разработка, адаптация и изучение эффективности методов психологической диагностики и психологического вмешательства;
-анализ направлений и этапов развития медико-психологических исследований.
Предметом клинической психологии является особенности проявления и закономерности развития нарушений психики, возможности их диагностики, коррекции, предупреждения и реабилитации.
Объектом клинической психологии является патологические состояния психики.
Предметные области клинической психологии:
- патопсихология
- нейропсихология
- психосоматика
- психология нарушений развития и отклоняющегося поведения
- психологическое вмешательство: психотерапия, психологическое консультирование и психокоррекция
- психологические аспекты лечебного процесса
- психогигиена, психопрофилактика, социальная реабилитация и повышение качества жизни больных
- психология здоровья, физической культуры и спорта высших достижений
Исторический экскурс: В.М. Бехтерев
20 января (1 февраля) 1857 - 24 декабря 1927, Москва
В 1886 году открыл первую в России лабораторию
психологии (город Казань).
В 1894 году открыл вторую лабораторию город Санкт-Петербург, при Военно-медицинской академии). Стал инициатором создания Психоневрологического института (1907), а также Института по изучению мозга и психической деятельности (1918) в Петербурге.
Более 20 лет изучал вопросы полового поведения и воспитания ребенка. Разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей. Многократно критиковал психоанализ (учения Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и др.), но вместе с тем способствовал проведению теоретических, экспериментальных и психотерапевтических работ по психоанализу, которые осуществлялись в возглавляемом им Институте по изучению мозга и психической деятельности.
Л.С. Выготский
(17 ноября (5 ноября) 1896 — 11 июня 1934)
В 1924-1934 годах разрабатывал учение о высших психических функциях как о высшем и истинно человеческом проявлении психики.Является создателем культурно-исторической концепции.
Выдвинул идею о “зоне ближайшего развития”, разрабатывал важнейшие вопросы детской психологии, в том числе опубликовал труд “Проблема возраста”, посвящённый одному из важнейших вопросов данной сферы.
Б. В. Зейгарник
9 ноября 1900 — 24 февраля 1988.
Одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедр нейро- и патопсихологии.
Активно занималась проблемой психики душевнобольных людей, создала новую научную область - экспериментальную патопсихологию.
Занималась исследованием распада психических функций, доказав, что их инволюция не является обратным повторением развития.
А.Р. Лурия
Июля 1902 — 14 августа 1977
Является создателем нового направления - нейропсихологии. Разработал новую теорию локализации высших психических функций, представляющую существенный шаг вперед по сравнению с прежними теориями. Внёс важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создал новую классификацию афазий, показал значение речи в организации психических функций детей.
Следует отметить значительный вклад А.Р. Лурия в установление локализации различных нейропсихологических функций.
Лекция №2
Отклоняющееся развитие
Отклонение формирования всей иерархической структуры психического развития или её отдельных составляющих (психических функций, функциональных систем) за пределы социально-психологического норматива, определяемого конкретной образовательной, социокультурной, этнической ситуации, вне зависимости от знака этого изменения (опережение или запаздывание), следует рассматривать как отклоняющееся развитие.
Статистическая норма
Это уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представителей группы людей того же возрастного диапазона, пола, культуры и т.д. Статистическая норма представляет собой определённую область значений развития какого-либо качества (физических или психических показателей), находящуюся около среднего арифметического в пределах стандарнтого квадратичного отклонения (при условии нормативности распределения наблюдений). Иными словами, уровень данного признака соответствует аналогичному показателю у по крайней мере 68% обследованных.
Функциональная норма
Это индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и целью коррекционно-развивающей работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него особенностей. Это показатель сбалансированности взаимоотношения между личностью и социумом, при котором удовлетворяются основные потребности личности и личность полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым ей социумом. Данное состояние может достигаться в ходе самостоятельного развития, обучения или в результате специализированной помощи.
Типологическая модель
Типологический норматив - совокупность наиболее частотных (качественных и количественных) характеристик и особенностей ребёнка, отражающих специфический (типологический) вариант развития - “психологический синдром”.
Лекция№3
Основные понятия
Возраст — это временная характеристика индивидуального развития.
Различают:
- хронологический (паспортный) возраст
- психологический возраст
Гетерохрония - неравномерность становления различных психических функций в связи с неравномерностью физического развития, становления нервной системы, социальносредовых условий и т.д.
Асинхрония - диспропорция развития межфункциональных связей, несоответствие естественной гетерохронии, последовательности смены приоритетов (ведущих функций) и видов связей между функциями при патологическом развитии приводит к тому, что на одном возрастном этапе имеется смешение психологических образований, наблюдаемых в норме в различные возрастные периоды.
Надёжность
Надёжность - согласованность результатов, полученных с помощью какого-то одного диагностического инструмента.
Валидность
Валидность отражает меру соответствия реально оцениваемого явления тому, что, согласно представлением психолога, оценивает соответственный метод.
Пять измерений
I ось: клинические расстройства; другие расстройства, которые могут стать объектом клинического внимания
II ось: расстройства личности; задержка психического развития (умственная отсталость)
III ость: общие медицинские состояния
IV ось: психосоциальные проблемы и проблемы окружения
V ось: общая оценка функционирования
Симптом
Под симптомом понимается значимое отклонение какого-либо показателя жизнедеятельности организма от его нормальных значений или возникновение качественного нового, не свойственного здоровому организму явления.
Синдром
Синдромом называется биологическая фунциональная структура или система, состоящая из определённым образом взаимосвязанных между собой симптомов. Основными критериями выделения психопатологического синдрома являются выраженные объективные и субъективные феномены, сцепленные между собой, одновременность их возникновения и повторяемость при различных заболеваниях.
Клиническая психология детей и подростков
Твердохлебова Анастасия Михайловна, м.н.с. лаборатории клинической психологии и психодиагностики
Лекция №1
Содержанием специальности 19.00.04 – «Медицинская психология» является:
-изучение общих и частных психологических закономерностей изменений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития;
-выявление закономерностей влияния психических факторов на укрепление здоровья и формирование установок на здоровый образ жизни;
-анализ и выявление психических факторов, влияющих на возникновение, течение и преодоление болезней и других стойких состояний дезадаптации, на успешную социально-трудовую реабилитацию;
-повышение адаптационных ресурсов личности, гармонизация психического развития и межличностных отношений в процессах предупреждения заболеваний, собственно патологии, восстановительного лечения и реабилитации;
-изучение особенностей деятельности психологов в сфере здравоохранения (диагностика, экспертиза, психотерапия, психологическая коррекция, консультирование, и др.);
-разработка, адаптация и изучение эффективности методов психологической диагностики и психологического вмешательства;
-анализ направлений и этапов развития медико-психологических исследований.
Предметом клинической психологии является особенности проявления и закономерности развития нарушений психики, возможности их диагностики, коррекции, предупреждения и реабилитации.
Объектом клинической психологии является патологические состояния психики.
Предметные области клинической психологии:
- патопсихология
- нейропсихология
- психосоматика
- психология нарушений развития и отклоняющегося поведения
- психологическое вмешательство: психотерапия, психологическое консультирование и психокоррекция
- психологические аспекты лечебного процесса
- психогигиена, психопрофилактика, социальная реабилитация и повышение качества жизни больных
- психология здоровья, физической культуры и спорта высших достижений
Исторический экскурс: В.М. Бехтерев
20 января (1 февраля) 1857 - 24 декабря 1927, Москва
В 1886 году открыл первую в России лабораторию
психологии (город Казань).
В 1894 году открыл вторую лабораторию город Санкт-Петербург, при Военно-медицинской академии). Стал инициатором создания Психоневрологического института (1907), а также Института по изучению мозга и психической деятельности (1918) в Петербурге.
Более 20 лет изучал вопросы полового поведения и воспитания ребенка. Разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей. Многократно критиковал психоанализ (учения Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и др.), но вместе с тем способствовал проведению теоретических, экспериментальных и психотерапевтических работ по психоанализу, которые осуществлялись в возглавляемом им Институте по изучению мозга и психической деятельности.
Л.С. Выготский
(17 ноября (5 ноября) 1896 — 11 июня 1934)
В 1924-1934 годах разрабатывал учение о высших психических функциях как о высшем и истинно человеческом проявлении психики.Является создателем культурно-исторической концепции.
Выдвинул идею о “зоне ближайшего развития”, разрабатывал важнейшие вопросы детской психологии, в том числе опубликовал труд “Проблема возраста”, посвящённый одному из важнейших вопросов данной сферы.
Б. В. Зейгарник
9 ноября 1900 — 24 февраля 1988.
Одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедр нейро- и патопсихологии.
Активно занималась проблемой психики душевнобольных людей, создала новую научную область - экспериментальную патопсихологию.
Занималась исследованием распада психических функций, доказав, что их инволюция не является обратным повторением развития.
А.Р. Лурия
Июля 1902 — 14 августа 1977
Является создателем нового направления - нейропсихологии. Разработал новую теорию локализации высших психических функций, представляющую существенный шаг вперед по сравнению с прежними теориями. Внёс важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создал новую классификацию афазий, показал значение речи в организации психических функций детей.
Следует отметить значительный вклад А.Р. Лурия в установление локализации различных нейропсихологических функций.
Лекция №2