Упражнение «письмо психолога»

Напишите несколько писем, выбрав возможных адресатов из следующего списка, обсудите тексты писем в группе:

1. Любительнице чистоты, которую раздражает любой не­порядок (38 лет).

2. Мальчику (13 лет), который не знает, как понравиться девочке.

3. Девочке (9 лет), которая украла деньги и на них купила гостинцев всему классу.

4. Подростку (15 лет), который ненавидит людей.

5. Девочке (14 лет), которая больше всего- на свете боится, что она некрасивая.

6. Девочке (13 лет), которая очень красива.

7. Маме мальчика (9 лет), который не хочет быть мальчиком.

8. Папе девочки (7 лет), который не живет с ней.

9. Папе мальчика (10 лет), который не верит в разум сына.

10. Бабушке девочки (7 лет), которую она воспитывает од­на, и терпение ее уже на пределе.

Возможный алгоритм написания письма:

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочно психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. Наметить перспективы адресата.

Вопросы к зачету

1. Какому виду психологической помощи принадлежит такое рефлексивное переживание психолога:

- Наконец-то я понял, что он от меня хочет.

- Боже, ничего не понимаю...

- От этого человека все можно ожидать...

- Мы еще посмотрим, кто - кого...

- Да, а еще говорил, что он нормальный человек.

2. На каком этапе консультирования у психолога может быть такое рефлексивное переживание:

- Что это он пытается сказать?

- Надо проверить, правильно ли я поняла...

- Такое в моей практике уже встречалось...

- И он меня еще учит жить...

- Что же он от меня хочет...

- Как же его остановить?

- Неужели я ему еще не надоела?

3. Какую ошибку совершает психолог, говоря клиенту сле­дующие слова:

- Вы мне об этом уже говорили.

- Достаточно, я уже поняла, что вы хотели сказать.

- Естественно, по-другому это и понять невозможно.

- Что вы, что вы, я знаю, что говорю.

4. Кто из участников консультирования:

- может и должен сопротивляться давлению другого,

- может и должен прояснять свою точку зрения до конца,

- может и должен слушать другого человека,

- может и должен сдерживать свои чувства,

- может и должен учитывать чувства других людей,

- может и должен сориентироваться на изменение ситуации.

5. Какое из рефлексивных переживаний принадлежит пси­хологу, а какое - интервьюируемому:

- Когда же лечить начнут?

- Кажется, понимаю, о чем идет речь! : - Что это она заставляет меня повторять эти истины?

- Когда же она закончит ходить по кругу?

- Ну, сейчас я ее расколю, мы еще посмотрим, кто из нас умный!

6. Какое из рефлексивных переживаний отражает эффек­тивное интервью с точки зрения клиента:

- Раз в жизни выговорился!

- Знал бы я...

- Психология - вредная вещь.

- Это не дляменя.

- Что-то я, кажется, ничего не понял!

- Я-то все понял, все понял, а вот она...

- Что я наговорил?

- Всю душу вымотала!

ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение к практикуму. Как им пользоваться

В приложении представлены два относительно самостоятельных текста: 1) «Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок», 2) «Со мною вот что происходит».

Общая идея, которая объединяет эти тексты, состоит в том, что все они позволяют человеку, работающему с ними, ввести в отноше­ния с другими людьми различные свойства психической реальности и сделать их предметом совместного взаимодействия.

Известно, что свойства психической реальности достаточно слож­но репрезентировать - сделать их как бы видимыми, осязаемыми. Однако именно эту задачу решает профессионал в ситуации психо­логического консультирования.

Как сделать психическую реальность доступной для обсуждения в индивидуальной и групповой работе с людьми? Для этого сущест­вует множество способов, но, кажется, что одним из наиболее общих способов является способ опосредованного представления качеств психической реальности через текст. Текст позволяет создать ситуа­цию внешнего и внутреннего диалога или полилога, где одновре­менно могут существовать различные позиции. Эти позиции фикси­руются для построения особого предмета взаимодействия - свойств психической реальности. Напомним, что эти свойства позволяют как бы описать карту субъективного, они задают своего рода топо­логическое видение психической реальности, где каждое ее качество представлено в своеобразной предметной форме.

Предлагаемые читателю тексты приложения и выполняют эту роль - в предметной (текстовой и графической) форме выделяют разные параметры в топологии субъективного.

Какие это параметры? Остановимся подробнее на каждом тек­сте и таким образом покажем возможности его применения в кон­сультировании.

«Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок». Этот текст позволяет использовать категорию сказки как один из способов мышления человека о многозначности и организованности психиче­ской реальности. Через использование категории сказки можно зафиксировать для участников взаимодействия наличие нескольких позиций, соотношение между различными позициями, необходи­мость взаимодействия по правилам, соответствующим свойствам предмета взаимодействия, ввести понятие ответственности, а также обсуждать понятие дома и необходимость его сохранения для обес­печения жизни - ее устойчивых законов.

Одновременно через работу в категории сказки можно показать человеку (на содержании его индивидуальной истории) возможные, в том числе и возможные альтернативные пути движения в логике его событий.

Фактически этот текст можно использовать на этапе выработки альтернативных решений с целью расширения спектра переживаний качеств психической реальности участников профессионального взаимодействия. Текст может читаться индивидуально или обсуж­даться в группе; цели работы профессионала при этом состоят в том, чтобы через отношение читателей к тексту вызвать у них пережива­ние многозначности качеств психической реальности через появле­ние в сказке других (нетождественных герою персонажей) и одно­временно через анализ логики сказочных событий пережить возмож­ные варианты новой организации психической реальности.

Говоря по-другому, через придумывание сказки и использование ее как средства мышления о психической реальности у человека есть возможность посмотреть на мир, его мир, иначе, обновить Я-чувство психологического пространства и психологического време­ни. Сказка воздействует на самые важные параметры организации психической реальности.

«Со мною вот что происходит» - этот текст представляет собой рефлексивные монологи людей, переживающих кризисные периоды в своей жизни. Как известно, это именно те моменты в личной био­графии человека, когда он интенсивно переживает изменение ка­честв своей психической реальности, как бы внезапно (для себя) обнаруживает их присутствие и амбивалентность их проявления-они его, принадлежат ему, но другими воспринимаются совсем ина­че, как случайные или вредные качества.

В ситуациях психологического консультирования на этапе фор­мулировки проблемы эти письма (или их отрывки) могли бы сыг­рать роль средств, фиксирующих динамичность (логику, в первую очередь) событий индивидуальной судьбы человека или при работе с группой могли бы выступить в качестве инструмента для создания обобщенного образца человека конкретного возраста (подобная задача бывает крайне важной при объяснении родителям проблем детей в кризисные периоды их развития).

Применение этих текстов в практике психологического консуль­тирования показало, что они дают возможность приблизиться к решению важнейшей задачи психологического консультирования-задачи создания в качестве предмета взаимодействия свойств психи­ческой реальности.


Наши рекомендации