Упражнение «письмо психолога»
Напишите несколько писем, выбрав возможных адресатов из следующего списка, обсудите тексты писем в группе:
1. Любительнице чистоты, которую раздражает любой непорядок (38 лет).
2. Мальчику (13 лет), который не знает, как понравиться девочке.
3. Девочке (9 лет), которая украла деньги и на них купила гостинцев всему классу.
4. Подростку (15 лет), который ненавидит людей.
5. Девочке (14 лет), которая больше всего- на свете боится, что она некрасивая.
6. Девочке (13 лет), которая очень красива.
7. Маме мальчика (9 лет), который не хочет быть мальчиком.
8. Папе девочки (7 лет), который не живет с ней.
9. Папе мальчика (10 лет), который не верит в разум сына.
10. Бабушке девочки (7 лет), которую она воспитывает одна, и терпение ее уже на пределе.
Возможный алгоритм написания письма:
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочно психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. Наметить перспективы адресата.
Вопросы к зачету
1. Какому виду психологической помощи принадлежит такое рефлексивное переживание психолога:
- Наконец-то я понял, что он от меня хочет.
- Боже, ничего не понимаю...
- От этого человека все можно ожидать...
- Мы еще посмотрим, кто - кого...
- Да, а еще говорил, что он нормальный человек.
2. На каком этапе консультирования у психолога может быть такое рефлексивное переживание:
- Что это он пытается сказать?
- Надо проверить, правильно ли я поняла...
- Такое в моей практике уже встречалось...
- И он меня еще учит жить...
- Что же он от меня хочет...
- Как же его остановить?
- Неужели я ему еще не надоела?
3. Какую ошибку совершает психолог, говоря клиенту следующие слова:
- Вы мне об этом уже говорили.
- Достаточно, я уже поняла, что вы хотели сказать.
- Естественно, по-другому это и понять невозможно.
- Что вы, что вы, я знаю, что говорю.
4. Кто из участников консультирования:
- может и должен сопротивляться давлению другого,
- может и должен прояснять свою точку зрения до конца,
- может и должен слушать другого человека,
- может и должен сдерживать свои чувства,
- может и должен учитывать чувства других людей,
- может и должен сориентироваться на изменение ситуации.
5. Какое из рефлексивных переживаний принадлежит психологу, а какое - интервьюируемому:
- Когда же лечить начнут?
- Кажется, понимаю, о чем идет речь! : - Что это она заставляет меня повторять эти истины?
- Когда же она закончит ходить по кругу?
- Ну, сейчас я ее расколю, мы еще посмотрим, кто из нас умный!
6. Какое из рефлексивных переживаний отражает эффективное интервью с точки зрения клиента:
- Раз в жизни выговорился!
- Знал бы я...
- Психология - вредная вещь.
- Это не дляменя.
- Что-то я, кажется, ничего не понял!
- Я-то все понял, все понял, а вот она...
- Что я наговорил?
- Всю душу вымотала!
ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение к практикуму. Как им пользоваться
В приложении представлены два относительно самостоятельных текста: 1) «Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок», 2) «Со мною вот что происходит».
Общая идея, которая объединяет эти тексты, состоит в том, что все они позволяют человеку, работающему с ними, ввести в отношения с другими людьми различные свойства психической реальности и сделать их предметом совместного взаимодействия.
Известно, что свойства психической реальности достаточно сложно репрезентировать - сделать их как бы видимыми, осязаемыми. Однако именно эту задачу решает профессионал в ситуации психологического консультирования.
Как сделать психическую реальность доступной для обсуждения в индивидуальной и групповой работе с людьми? Для этого существует множество способов, но, кажется, что одним из наиболее общих способов является способ опосредованного представления качеств психической реальности через текст. Текст позволяет создать ситуацию внешнего и внутреннего диалога или полилога, где одновременно могут существовать различные позиции. Эти позиции фиксируются для построения особого предмета взаимодействия - свойств психической реальности. Напомним, что эти свойства позволяют как бы описать карту субъективного, они задают своего рода топологическое видение психической реальности, где каждое ее качество представлено в своеобразной предметной форме.
Предлагаемые читателю тексты приложения и выполняют эту роль - в предметной (текстовой и графической) форме выделяют разные параметры в топологии субъективного.
Какие это параметры? Остановимся подробнее на каждом тексте и таким образом покажем возможности его применения в консультировании.
«Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок». Этот текст позволяет использовать категорию сказки как один из способов мышления человека о многозначности и организованности психической реальности. Через использование категории сказки можно зафиксировать для участников взаимодействия наличие нескольких позиций, соотношение между различными позициями, необходимость взаимодействия по правилам, соответствующим свойствам предмета взаимодействия, ввести понятие ответственности, а также обсуждать понятие дома и необходимость его сохранения для обеспечения жизни - ее устойчивых законов.
Одновременно через работу в категории сказки можно показать человеку (на содержании его индивидуальной истории) возможные, в том числе и возможные альтернативные пути движения в логике его событий.
Фактически этот текст можно использовать на этапе выработки альтернативных решений с целью расширения спектра переживаний качеств психической реальности участников профессионального взаимодействия. Текст может читаться индивидуально или обсуждаться в группе; цели работы профессионала при этом состоят в том, чтобы через отношение читателей к тексту вызвать у них переживание многозначности качеств психической реальности через появление в сказке других (нетождественных герою персонажей) и одновременно через анализ логики сказочных событий пережить возможные варианты новой организации психической реальности.
Говоря по-другому, через придумывание сказки и использование ее как средства мышления о психической реальности у человека есть возможность посмотреть на мир, его мир, иначе, обновить Я-чувство психологического пространства и психологического времени. Сказка воздействует на самые важные параметры организации психической реальности.
«Со мною вот что происходит» - этот текст представляет собой рефлексивные монологи людей, переживающих кризисные периоды в своей жизни. Как известно, это именно те моменты в личной биографии человека, когда он интенсивно переживает изменение качеств своей психической реальности, как бы внезапно (для себя) обнаруживает их присутствие и амбивалентность их проявления-они его, принадлежат ему, но другими воспринимаются совсем иначе, как случайные или вредные качества.
В ситуациях психологического консультирования на этапе формулировки проблемы эти письма (или их отрывки) могли бы сыграть роль средств, фиксирующих динамичность (логику, в первую очередь) событий индивидуальной судьбы человека или при работе с группой могли бы выступить в качестве инструмента для создания обобщенного образца человека конкретного возраста (подобная задача бывает крайне важной при объяснении родителям проблем детей в кризисные периоды их развития).
Применение этих текстов в практике психологического консультирования показало, что они дают возможность приблизиться к решению важнейшей задачи психологического консультирования-задачи создания в качестве предмета взаимодействия свойств психической реальности.