Индивидуальные программы совершенствования взаимодействия подростка со взрослыми (из опыта работы)
Как показывает практика психологического консультирования, в каждом факте анализа мотивации учебной деятельности подростка психолог имеет дело с уникальными данными, которые реально могут быть осмыслены только в свете обобщенной психологической теории.
Для построения индивидуальных программ совершенствования мотивации учебной деятельности психолог может пользоваться данными методики преподавания различных предметов, данными психолого-педагогических теорий развивающего обучения, психотехническими, психокоррекционными и психотерапевтическими приемами. Необходимость владения этими материалами в работе практического психолога обусловлена тем, что индивидуальные программы для подростков очень приблизительно можно разделить на два вида: 1) совершенствование действий с учебным предметом; освоение структуры учебной деятельности; 2) совершенствование взаимодействия со взрослыми, развитие «Я-концепции».
Практический психолог, занимаясь консультированием по проблемам мотивации учебной деятельности, решает для себя и проблему ответственности за те изменения в мотивации, которые были бы целесообразными в конкретной ситуации. По нашему мнению, психолог должен распределять эту ответственность между собой и родителями в тех моментах его работы, когда требуется резкое и обязательное изменение условий жизни ребенка. Как известно, проблема выполнения клиентом рекомендаций психолога-консультанта- одна из наиболее сложных для контроля, известно, что многие клиенты чувствуют себя удовлетворенными уже самой ситуацией консультирования и не прилагают усилий для изменения ситуации (М. Аллан и др.). Нам кажется целесообразным учитывать эту особенность психологического консультирования и стремиться к тому, чтобы в работе с клиентом последний получал как можно более точную и доступную для него психологическую информацию.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. - 1990. - № 2.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди... - Л., 1992.
3. Бурлачук. Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии.-Киев, 1979.
4. Джрназян Л. Н. Структура и опыт деятельности школьной психологической службы // Вопросы психологии. - 1989. - № 4.
5. Захаров Л. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. -М, 1982.
6. Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976.
7. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. -Л., 1985.
8. Конончук Н. В. О психологическом смысле суицидов // Вопросы психологии. - 1989. -№ 5.
9. Миславский Ю. А. Психотерапевт или пастырь?: К проблеме соотношения теологической и гуманистической парадигм помощи личности // Вопросы психологии. - 1991. - № 3.
10. Михайлов А. Н., Ротенберг В. С. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях // Вопросы психологии. - 1990. -№ 5.
11. Общая психодиагностика / Под ред. В. В. Столина, А. А. Бо-далева.-М., 1987.
12. Огинская М. М., Разин М. В. Мифы психотерапии и их функции // Вопросы психологии. - 1991. - № 4.
13. Пахальян В. Э. Работа психолога при подготовке и проведении психологического консилиума // Вопросы психологии. - 1990. - № 2.
14. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Коче-това. -Минск, 1987.
15. Профессиональный кодекс этики для психологов. Бонн, ФРГ, 1986 // Вопросы психологии. - 1990. - № 6.
16. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.
17. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бо-далева, В. В. Столина - М., 1989.
18. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в школе. -М., 1985.
19. Эидемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. -Л., 1990.
20. Этические принципы скандинавских психологов // Вопросы психологии. - 1989. -№ 1.
21. Fensterheim Н., Baer I. Das Antiangsttraining. - Munchen, 1988.
22. Kriz I. Grundkonzepte der Psychotherapie.
23. Rogers C. R. Die nichtsdirektive Beratung. - Munchen, 1973.
24. Rogers С. R. Klientenzentrierte Psychotherapie. In: Corsini R. -S. 471-512.
ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ
ПРЕДИСЛОВИЕ
В практикуме раскрываются средства и способы воздействия на свойства психической реальности человека с целью их выявления, а при необходимости и изменения. Эти цели возникают в профессиональной работе психологов, педагогов, врачей, журналистов, юристов, этим же ежедневно занимаются родители. Для них всех и написан этот текст.
Практикум по психологическому консультированию предназначен для студентов, изучающих психологию как специальность, для студентов специальностей типа человек-человек (врачей, учителей, юристов, социологов, социальных работников), которые в своей профессиональной деятельности будут оказывать воздействие на различные стороны индивидуальной судьбы человека.
Выполнение заданий и упражнений, описанных в практикуме, позволяет осваивать и совершенствовать специфические действия, направленные на выявление и фиксацию свойств психической реальности человека.
Все задания и упражнения выполняются как индивидуально, так и в группе.Критериев правильности выполнения того или иного задания в тексте практикума нет, есть указания на основные научные понятия и категории профессионального мышления, владение которыми позволит оценить уровень освоения того или иного профессионального действия и наметить пути их совершенствования.
Все задания и упражнения апробированы в работе автора на занятиях со студентами и слушателями. Автор благодарна им за возможность работать с ними и совместно переживать результаты этой работы.