Особенности получения психологической информации для организации психологической коррекции
Анализ опыта практической работы показывает, что психологическую информацию для организации психологической коррекции мы можем получить и использовать только тогда, когда решим вопрос о содержании нормы анализируемого явления. Вот несколько примеров:
- что надо сделать, чтобы ребенок читал так быстро, как все дети в его классе;
- что надо сделать, чтобы увеличить объем памяти;
- что надо сделать, чтобы научиться точно поражать цель в тире;
- что надо сделать, чтобы сосредоточиться быстро на своей работе...
Это все вопросы на оказание психологической помощи через психологическую коррекцию, то есть через воздействие на дискретные характеристики внутреннего мира человека, которые являются относительно независимыми друг от друга.
Как решить эти задачи? Представляется два пути: 1) ори-' ентированный на усредненное представление о норме решения подобных задач («В этих случаях надо делать так-то») и 2) путь, ориентированный на индивидуальные возможности совершенствования человека. Оба эти пути не исключают друг друга, но тем не менее существуют как относительно независимые. Если психолог будет придерживаться первого из них, то его коррекционная работа будет связана с поиском и созданием универсальных технологий коррекции и ему будет нужна только та психологическая информация, которая отражает закономерности, например, психометрические данные. Но если он будет в большей степени ориентирован на второй путь, то для него главным в работе будет освоение теоретического подхода, обеспечивающего построение индивидуализированных программ коррекции, в этом случае он будет больше внимания уделять содержанию своей профессиональной позиции и сбору индивидуализированной психологической информации о клиенте (например, через применение клинических методов).
Первый путь получения психологической информации, назовем его предельно обобщенным, предполагает обращенность психолога к людям вообще. Этот подход ярко представлен в знаменитых работах Д. Карнеги, которые даже в названиях предполагают психокоррекционные эффекты улучшения, изменения разных особенностей своего внутреннего мира. Этот подход основан на предельно обобщенных знаниях о дискретных характеристиках внутреннего мира человека и невольно обеспечивает его индивидуальность, его интегра-тивные свойства, что нашло свое отражение, например, в работе Э. Шострома, который и назвал ее «Анти-Карнеги», или в работе П. Вацлавика «Как стать несчастным без посторонней помощи».
Остановимся кратко на содержании одного из текстов Д. Карнеги и их критике. Это представляется важным для понимания психологической информации, которую необходимо использовать в психологической коррекции.
Если мы попытаемся описать суть подхода Д. Карнеги, то он выглядит так: соблюдайте правила и все будет хорошо.
Другая позиция может быть выражена примерно так: будьте самим собой и будет хорошо не только вам.
Обратимся к конкретным примерам из тестов, чтобы увидеть, какую психологическую информацию получают и используют их авторы. Д. Карнеги: «Шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям. Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми. Правило 2. Улыбайтесь. Правило 3. Помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе. Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника. Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне»'.
А вот П. Вацлавик: «Но почему, спросите вы, кто-то должен по собственному желанию играть для меня ту или иную заданную роль?.. Поскольку в любом «тайном сговоре», молчаливом соглашении предполагается, что другой по своему собственному желанию и выбору должен в точности соответствовать той роли, которая ему отводится, то в конце концов совершенно неизбежен уже описанный нами выше парадокс под названием "Будь самим собой! Веди себя непосредственно!"»2.
Эти два отрывка из тестов не требуют особых комментариев, достаточно, на наш взгляд, самого факта всемирного успеха как тестов Д. Карнеги, так и теста П. Вацлавика, которые говорят о том, что они достигают своей цели - помогают людям. Думается, что это происходит за счет того, что и та и другая психологическая информация достоверны и практический психолог в своей коррекционной работе может адекватно использовать ее в работе с нормальным, психически здоровым человеком.
Психологическую информацию практический психолог может получить в предельно обобщенном виде, как информацию о людях вообще, и использовать ее в своей работе в виде советов-поучений, составляя таким образом универсальные коррекционные программы.
Так строятся задания и по психотренингу - одному из вариантов коррекционной работы, направленному на решение конкретных задач совершенствования внутреннего мира человека. Психотренинг осуществляется через решение человеком задач,
' Карнеги Д. Как завоевать друзей... - Минск, 1990.-С. 120. 2 Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. -Минск, 1990.-С. 72-73.
ориентированных на оптимизацию его действии (Н. Цзен, Ю. М. Иванов и др.). Психотренинг не предлагает часто нового мировоззрения, новой позиции по отношению к себе, он приводит к повышению результативности деятельности человека, а это, в свою очередь, влияет на интегральные свойства его внутреннего мира - самосознание в первую очередь.
Советы-поучения как коррекциоиная программа достигают своего эффекта благодаря наличию во внутреннем мире нормального человека всеобщих механизмов и закономерностей психической жизни. В этом плане материалом для психологической коррекции могут быть афоризмы, пословицы, поговорки. Достаточно в качестве примера привести слова М. Э. де Монтеня1, чтобы убедиться в этом: «В общем, можно вывести заключение, что открывать свое сердце состраданию свойственно людям снисходительным, благодушным и мягким, откуда проистекает, что к этому склоняются скорее натуры более слабые, каковы женщины, дети, простолюдины. Напротив, оставаться равнодушным к слезам и мольбам и уступать единственно из благоговения перед святынею доблести- есть проявление души сильной и непреклонной, обожающей мужественную твердость, а также упорной. Впрочем, на души менее благородные то же действие могут оказывать изумление и восхищение».
Обобщенная информация о человеке, которой может пользоваться психолог, характеризует не только его профессиональный, но и общекультурный уровень. Другая стратегия получения психологической информации предполагает обязательную обращенность к данным психодиагностики и построение на их основе коррекционной работы.
По мнению известного психолога, работающего в области психодиагностики, К. М. Гуревича2, наиболее эффективны могли бы быть коррекционные программы умственного развития, которые основываются на данных психодиагностики. Объясняет он это тем, что, как правило, коэффициенты ва-лидности методик, измеряющих уровень умственного развития, выше, чем соответствующие коэффициенты методик, диагностирующих черты личности, установки и т. п.
Методики, измеряющие интеллект, как инструменты констатации пригодны для того чтобы путем повторного приме
ре МонтеньМ.Э. Опыты.-М., 1991.-С. 37.
2 Гу реви ч К. М. Принцип коррекционности в методиках психологической диагностики // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. -М„ 1988.
нения обнаружить изменения во внутреннем мире человека. Содержательная релевантность диагностических методик на изменение интеллекта состоит в том, что как сами понятия, которые в них применяются, так и те признаки, которые им предстоит вычленить, чтобы установить нужные логические отношения, должны находиться в соответствии с деятельностью испытуемого.
Главную роль в сближении умственного развития человека с нормативными требованиями современности приобретает оперирование признаками не каких-нибудь понятий, а базовых понятий, основных в системе современного знания, и установление между ними заданных логических отношений.
Введение принципа коррекции в диагностические методики, по мнению К. М. Гуревича, должно побуждать исследователя, конструирующего тест, заимствовать из школьных программ ряд ключевых понятий, которые отражают прогрессивные тенденции современной науки. По мере изменения программы обучения надо обновлять материал теста, чтобы можно было раскрыть в полной мере соответствие деятельности школьника нормативам, воплощенным в школьных программах.
Таким образом, получение индивидуализированной психологической информации для организации коррекционной работы идет в двух направлениях: 1) построение нормативов и 2) изучение соответствия индивидуальных характеристик внутреннего мира человека этому нормативу.
Где может взять психолог данные для построения нормативов выполнения действий, содержания чувств, параметров мышления, характера целей человека? Один из ответов на этот вопрос - в данных о возрастных особенностях человека, в данных об особенностях развития различных относительно независимых сторон внутреннего мира человека- памяти, мышления, воображения и т. п.
Например, при исследовании готовности детей к школьному обучению применяется банк методик, одна из них методика «Сапожки» (Н. И. Гуткина). Эта методика позволяет выявить как актуальный уровень процесса обобщения у ребенка, так и зону его ближайшего развития. В методике несколько заданий, которые автор называет для ребенка загадками. При интерпретации результатов индивидуальной работы ребенка автор исходит из следующих закономерностей, выявленных в ходе массового обследования:
- умение применять правило на новом конкретном материале показывают 88%; 12% выполняют это задание с помощью взрослого, 2% детей не выполняют это задание;
- умение осуществлять эмпирическое обобщение показывают 66% детей, 14% из них выполняют задание с помощью взрослого, а 20% детей не выполняют это задание;
- умение абстрактного мышления показывают 61% детей, 16% из них выполняют задание с помощью экспериментатора, а 21% не справились с заданием.
Эти стратегические данные и составляют для автора основу для введения в интерпретацию результатов коррекционно-го материала, позволяющего совершенствовать процесс общения у ребенка.
В других направлениях коррекционной работы, например при коррекции эмоциональных процессов у детей, построение нормативов предполагает не только сбор статистических материалов, выведение некоторых закономерностей, самостоятельное построение типологии, позволяющей определить симптомы и синдромы нарушений и соответственно построение программы коррекции.
Эффективность методов коррекции будет зависеть от точности построения типологии симптомов и синдромов нарушения. Подробный анализ их на материале эмоциональных нарушений в детском возрасте представлен в работе В. В. Лебединского, О. С. Никольской, Б. Р. Баенской, М. М. Либлинг'.
Авторы отмечают, что психокоррекционная работа уже с самого начала связана не с деактуализацией определенных, эмоционально травмирующих ситуаций, купированием отдельного патологического симптома, а с определенным уровнем проявления этого симптома и выявлением механизма, на недостатки работы которого указывает данный симптом.
Уровневый подход к психокоррекции эмоциональных расстройств у детей позволяет учитывать, что любое воздействие на аффективную среду ведет к вмешательству не только в конкретный патологический синдром, но и ведет к изменению соотношений в целостной структуре эмоциональной регуляции. При проведении психокоррекционной работы ориентация идет преимущественно на собственные резервы и механизмы базальной аффективной сферы.
Основные этапы коррекции эмоциональных нарушений у детей, страдающих ранним детским аутизмом, предложенные * авторами работы, состояли в следующем: первоначально вы» ;
являлась глубина аффективной дезадантации; выявлялся вые- s
' См.: Лебединский Л. В., Никольская О. С., Баснская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.
ший уровень аффективной организации, определяющий поведение ребенка, характер нарушений взаимодействия существующих уровней, особенности закрепившихся патологических гиперкомпенсаторных механизмов; далее выясняется возможность оптимизации сохранных уровней аффективной организации в формировании следующих, вышестоящих структур.
Особенность детей с ранним аутизмом состоит, как известно, в том, что у них недоразвита потребность в контакте со взрослыми, что препятствует развитию целостной, осмысленной организации его взаимодействия с окружающим миром. Поэтому в коррекционной работе основное внимание уделяется установлению аффективного контакта, эмоционального сопереживания. Через это обеспечивается для ребенка увеличение активности, устойчивости в контактах с миром, что способствует более адекватному аффективному образу мира. Это приводит к разрушению сложившегося аффективного стереотипа отношений с ребенком и стимулированию новых форм эмоционального контакта между родителями и ребенком.
Эти основные принципы работы варьируются в зависимости от выделенной симптоматики нарушений. Так, в названной работе нарушения описаны в зависимости от уровня базальной системы эмоциональной регуляции: 1) уровень полевой реактивности, который связан с наиболее примитивными, пассивными формами психической адаптации; 2) уровень стереотипов- углубление эмоционального контакта со средой; 3) уровень экспансии - аффективная организация поведения; 4) уровень эмоционального контроля- углубление и активизация взаимодействия с окружающим миром.
Это представление об основной симптоматике и ее типах, уровнях позволяет сделать сбор психологической информации более целенаправленным.
Итак, получение психологической информации для осуществления коррекционной работы предполагает профессиональную рефлексию психолога на содержание нормы психического развития, которое будет исходным моментом для построения коррекционных воздействий.