Гипотеза, объект и предмет психологического исследования

Планирование психологического исследования включаем, прежде всего, выработку гипотезы, которая формулируется в процессе знакомства психолога с фактическим материалом по определенной социальной (научной) проблеме. Проблем;! лежит в основе социальной (научной) потребности.

Научная (исследовательская) проблема представляет собой противоречие между имеющимся знанием и неопоз­нанной частью предмета исследования — научное противоре-чпсмга разрешение которого направлена деятельность иссле­дователя. Проблемная ситуация возникает, когда открыто психологическое явление, не поддающееся объяснению па основе господствующей теории, и возникает потребность и новом экспериментальном знании. В проблеме всегда при­сутствует, по крайней мере, два «компонента», которые пред­ставляют собой диалектическое противоречие — известная часть и неизвестная. Умение правильно поставить научную проблему — чрезвычайно ценное качество исследователя, которому необходимо долго и систематически учиться, в совершенстве познать психологическую науку, быть зна­комыми с ее историей, законами, которым она подчиняется и своем развитии. Как писал А. Герцен, задача университе­тов — это «возбудить вопросы, научить спрашивать».

Проблема — это становящееся знание. Разрешение иссле­довательской проблемы начинается с формулировки гипо­тезы, т.е. с предположения о том, что стремится получить психолог в результате эксперимента.

Экспериментальная гипотеза — это научно обоснованное предположение, служащее для объяснения какого-либо пси­хологического факта, явления, которые на основе прежнего знаниянеобъяснимы. Гипотеза представляет собой форму развития научного знания. Это потенциально новое или потенциально истинное знание, которое, сохраняя опреде­ленную преемственность в отношении устаревшей теории, должно содержать новое знание.

По одной и той же проблеме могут формулироваться несколько исследовательских гипотез, иногда диаметрально противоположных (конкурирующих). Выбор достоверной гипотезы из ряда конкурирующих связан с методологическими трудностями, и прежде всего с тем, что по большому счету ника­кое число опытных подтверждений не гарантирует истинности гипотезы, а лишь делает ее более правдоподобной. Парадокс состоит еще и в том, что конкурирующие гипотезы отражают противоречия, присущие человеческому мышлению, природ­ным явлениям и эмпирическим фактам. Это взаимоисключа­ющие стороны и тенденции, которые могут быть адекватно объ­яснены на основе единой теоретической концепции.

Гипотезы проходят три стадии развития. Первая — стадии вероятности гипотезы, когда авторская идея может иметь, вероятность правдоподобия более 50%. На второй стадии обоснования гипотезы — происходит определение теоретических оснований выдвигаемых гипотетических положений. Третья стадия — проверки гипотезы — определяется как процедура теоретической и практической апробации, экспериментального подтверждения или опровержения. Если следствия из гипотезы на достаточно достоверном уровне оценки соответствуют действительности, это значит, что гипотезыподтверждается, в обратном случае она опровергается.

При формировании гипотезы психолог должен ориен­тироваться на экспериментально-теоретические подходы к структуре объекта исследования в целом.

Под влиянием гипотезы формулируется эксперименталь­ная задача, т.е. цель исследования в определенных эмпири­ческих условиях. Ее элементами могут быть:

• выделение объекта исследования;

• определение предмета исследования;

• выбор, конструирование инструмента регистрации;

• определение средств, методов и форм воздействия;

• организация процедуры эксперимента (выбор планаили «дизайна» эксперимента);

• определение алгоритма действий и последовательно­сти процедур, анализ факторов, угрожающих внутреннейи внешней валидности;

• подбор методов обработки, накопления и хранения дан­ных;

• определение методов анализа и интерпретации данных.
Психологические аспекты экспериментальной выборки

представляют собой объект исследования. Эксперименталь­ная выборка — это носитель объекта исследования. В каче­стве выборки может выступать один человек или группа испытуемых.

Одиночный испытуемый в качестве носителя объекта экс­периментального воздействия используется в ситуациях, когда, во-первых, индивидуальными различиями можно пренебречь или исследование велико по объему и требуется множество экс­периментальных проб (типичный представитель). Во-вторых, когда испытуемый является человеком уникальным (талант­ливый музыкант, художник, писатель, уникальный больной). В-третьих, когда от испытуемого требуется особая компетент­ность (специальная обученность, профессиональное мастерство). И, наконец, в-четвертых, когда повторение данного экс­перимента с участием других испытуемых невозможно.

Экспериментальная группа в качестве выборки привлека­ется в психологических исследованиях в подавляющем боль­шинстве случаев. Она комплектуется по следующим схемам:

а) схема формирования экспериментальной и контроль­ной групп, которые распределяются по различным режимамэксперимента;

б) схема исследования одной группы в эксперименталь­ном и контрольном режимах;

в) схема «парного дизайна», когда по итогам предвари­тельного тестирования подбираются эквивалентные парыиспытуемых с последующим их распределением по режимамЭксперимента;

г) «смешанная» схема, когда все группы распределяютсяпо различным режимам эксперимента (проверяется влияниенезависимой переменной на зависимую переменную в раз­личных условиях).

Среди критериев оптимального формирования экспери­ментальной группы наиболее значимыми являются содержа­тельный критерий, критерий эквивалентности и критерий репрезентативности.

Содержательный критерий (критерий операционной валид­ности) предполагает, что выборка должна соответствовать содержанию гипотезы (обучаемость обычно исследуется на уче­никах школы или студентах вуза, дисциплинированность — на экспериментальной выборке военнослужащих и т.д.).

Критерий эквивалентности испытуемых (критерий вну­тренней валидности) определяет, что результаты выборки должны распространяться на каждого члена выборки, т.е. необходимо учитывать значимые характеристики испытуе­мых, выраженность которых может повлиять на зависимую переменную. Например, при исследовании тревожности в ходе обучения необходимо подбирать группу с примерно равными интеллектуальными характеристиками.

Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности) определяет представительность эксперимен­тальной группы относительно генеральной совокупности. Она выражается качественно (по возрасту, полу, образова­нию, социально-демографическим характеристикам и т.д.) и количественно.

При формировании выборки, как правило, используются следующие стратегии: 1) рандомизация — распределениеиспытуемых по группам случайным образом (впервые эту стратегию использовал в своих исследованиях Р. Фишер); 2) парный отбор —- составление эквивалентных пар и распределение их исследователем по разным группам; 3) пар ный отбор с последующей рандомизацией — составление эквивалентных пар и распределение их случайным образом по группам и режимам эксперимента (Дж. Кэмпбелл указы вал, что это наиболее предпочтительный способ формирования экспериментальной выборки); 4) стратометрическии отбор — формирование групп при помощи рандомизации представителей из различных социальных страт; 5) приближенное моделирование, 6) репрезентативное моделирование, применяемое в форме конструирования структуры выборки в соответствии со структурой реальной популяции; 7) при влечение реальных групп для проведения эксперимента (про изводится, когда конструирование выборки осложнено организационно и в качестве экспериментальной и контрольном групп используются реальные социальные совокупности); 8) привлечение добровольцев и принудительное участие испытуемых в качестве объектов эксперимента (имеют ряд недостатков, которые «смещают выборку» и могут стать причиной ошибок: в первом случае, добровольно стремятся к участию в психологическом эксперименте люди, обладающие специфическими личностными особенностями, во втором — в ходе эксперимента имеет место «специфический» эмоциональный фон).

В процессе проектирования исследования основное место занимает определение предмета изучения. Собственно говоря, содержание гипотезы, предмет и тема исследования должны составлять единое. Научная психологическая проблема должна находить свое отражение и в гипотезе, и в теме исследования и, по сути, составлять предмет эксперимента.

Основной целью эксперимента, как известно, является подтверждение гипотезы, выработанной в процессе теоретических изысканий. Именно экспериментальные переменные являются индикаторами достоверности гипотезы. Сущность эксперимента заключается в подтверждении причинно-след­ственной связи переменных (явление «А» является причи­ной «В»). Проблема «причинности» — это ключевая и наи­более проблематичная область психологии. Эмпирическими признаками причинно-следственной связи между двумя фактами могут быть разделение причины и следствия во времени, предшествование причины следствию, наличие статистическои связи между ними, а также регистрация связи [ «А» и «В» при исключении других правдоподобных гипотез об их причинных отношениях.

В ходе исследования моделируется причина «А» и при помощи психологического инструмента регистрируется следствие — «В». В идеале, причина «А» является независи­мой переменной (НЭП), а следствие «В» — зависимой (ЗП).

Например, если средний уровень интеллекта (коэффи­циент интеллекта — 1С)) учащихся составлял 105 Щ-баллов, а после развивающего интеллектуального тренинга — 110, то можно с определенной долей вероятности утверждать, что тренинг явился причиной повышения уровня интеллекта группы. Психологический тренинг в данном случае есть неза­висимая переменная, а уровень интеллекта — зависимая экс­периментальная переменная, или следствие тренинга.

В основе современной экспериментальной психологии лежит известная формула К. Левина о поведении (В) как функции (г) личности (Р) и ситуации (5) (В - г(Р; 5)). Поэтому в классическом психологическом исследовании устанавливается зависимость К = 1(5), где «К» — ответ испы­туемого, реакция, или поведение (зависимая переменная) и «х» — ситуация, стимул, задача (независимая переменная). Таким образом, экспериментальная ситуация воздействует [ на личность, вызывая определенное поведение, регистриру­ющееся при помощи психологических методов.

На практике, параллельно с независимой переменной суще­ствуют внешние переменные, которые тоже могут являться причиной определенного эффекта, т.е. причиной неверных выводов. Поэтому исследователь, манипулируя независимой переменной, должен контролировать внешние переменные, к которым обычно относят переменные побочные (систематиче­ское несанкционированное исследователем смещение результа­тов) и дополнительные (случайные переменные, оказывающие существенное влияние на связь между «А» и «В»).

Наши рекомендации