Гипотеза, объект и предмет психологического исследования
Планирование психологического исследования включаем, прежде всего, выработку гипотезы, которая формулируется в процессе знакомства психолога с фактическим материалом по определенной социальной (научной) проблеме. Проблем;! лежит в основе социальной (научной) потребности.
Научная (исследовательская) проблема представляет собой противоречие между имеющимся знанием и неопознанной частью предмета исследования — научное противоре-чпсмга разрешение которого направлена деятельность исследователя. Проблемная ситуация возникает, когда открыто психологическое явление, не поддающееся объяснению па основе господствующей теории, и возникает потребность и новом экспериментальном знании. В проблеме всегда присутствует, по крайней мере, два «компонента», которые представляют собой диалектическое противоречие — известная часть и неизвестная. Умение правильно поставить научную проблему — чрезвычайно ценное качество исследователя, которому необходимо долго и систематически учиться, в совершенстве познать психологическую науку, быть знакомыми с ее историей, законами, которым она подчиняется и своем развитии. Как писал А. Герцен, задача университетов — это «возбудить вопросы, научить спрашивать».
Проблема — это становящееся знание. Разрешение исследовательской проблемы начинается с формулировки гипотезы, т.е. с предположения о том, что стремится получить психолог в результате эксперимента.
Экспериментальная гипотеза — это научно обоснованное предположение, служащее для объяснения какого-либо психологического факта, явления, которые на основе прежнего знаниянеобъяснимы. Гипотеза представляет собой форму развития научного знания. Это потенциально новое или потенциально истинное знание, которое, сохраняя определенную преемственность в отношении устаревшей теории, должно содержать новое знание.
По одной и той же проблеме могут формулироваться несколько исследовательских гипотез, иногда диаметрально противоположных (конкурирующих). Выбор достоверной гипотезы из ряда конкурирующих связан с методологическими трудностями, и прежде всего с тем, что по большому счету никакое число опытных подтверждений не гарантирует истинности гипотезы, а лишь делает ее более правдоподобной. Парадокс состоит еще и в том, что конкурирующие гипотезы отражают противоречия, присущие человеческому мышлению, природным явлениям и эмпирическим фактам. Это взаимоисключающие стороны и тенденции, которые могут быть адекватно объяснены на основе единой теоретической концепции.
Гипотезы проходят три стадии развития. Первая — стадии вероятности гипотезы, когда авторская идея может иметь, вероятность правдоподобия более 50%. На второй стадии обоснования гипотезы — происходит определение теоретических оснований выдвигаемых гипотетических положений. Третья стадия — проверки гипотезы — определяется как процедура теоретической и практической апробации, экспериментального подтверждения или опровержения. Если следствия из гипотезы на достаточно достоверном уровне оценки соответствуют действительности, это значит, что гипотезыподтверждается, в обратном случае она опровергается.
При формировании гипотезы психолог должен ориентироваться на экспериментально-теоретические подходы к структуре объекта исследования в целом.
Под влиянием гипотезы формулируется экспериментальная задача, т.е. цель исследования в определенных эмпирических условиях. Ее элементами могут быть:
• выделение объекта исследования;
• определение предмета исследования;
• выбор, конструирование инструмента регистрации;
• определение средств, методов и форм воздействия;
• организация процедуры эксперимента (выбор планаили «дизайна» эксперимента);
• определение алгоритма действий и последовательности процедур, анализ факторов, угрожающих внутреннейи внешней валидности;
• подбор методов обработки, накопления и хранения данных;
• определение методов анализа и интерпретации данных.
Психологические аспекты экспериментальной выборки
представляют собой объект исследования. Экспериментальная выборка — это носитель объекта исследования. В качестве выборки может выступать один человек или группа испытуемых.
Одиночный испытуемый в качестве носителя объекта экспериментального воздействия используется в ситуациях, когда, во-первых, индивидуальными различиями можно пренебречь или исследование велико по объему и требуется множество экспериментальных проб (типичный представитель). Во-вторых, когда испытуемый является человеком уникальным (талантливый музыкант, художник, писатель, уникальный больной). В-третьих, когда от испытуемого требуется особая компетентность (специальная обученность, профессиональное мастерство). И, наконец, в-четвертых, когда повторение данного эксперимента с участием других испытуемых невозможно.
Экспериментальная группа в качестве выборки привлекается в психологических исследованиях в подавляющем большинстве случаев. Она комплектуется по следующим схемам:
а) схема формирования экспериментальной и контрольной групп, которые распределяются по различным режимамэксперимента;
б) схема исследования одной группы в экспериментальном и контрольном режимах;
в) схема «парного дизайна», когда по итогам предварительного тестирования подбираются эквивалентные парыиспытуемых с последующим их распределением по режимамЭксперимента;
г) «смешанная» схема, когда все группы распределяютсяпо различным режимам эксперимента (проверяется влияниенезависимой переменной на зависимую переменную в различных условиях).
Среди критериев оптимального формирования экспериментальной группы наиболее значимыми являются содержательный критерий, критерий эквивалентности и критерий репрезентативности.
Содержательный критерий (критерий операционной валидности) предполагает, что выборка должна соответствовать содержанию гипотезы (обучаемость обычно исследуется на учениках школы или студентах вуза, дисциплинированность — на экспериментальной выборке военнослужащих и т.д.).
Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности) определяет, что результаты выборки должны распространяться на каждого члена выборки, т.е. необходимо учитывать значимые характеристики испытуемых, выраженность которых может повлиять на зависимую переменную. Например, при исследовании тревожности в ходе обучения необходимо подбирать группу с примерно равными интеллектуальными характеристиками.
Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности) определяет представительность экспериментальной группы относительно генеральной совокупности. Она выражается качественно (по возрасту, полу, образованию, социально-демографическим характеристикам и т.д.) и количественно.
При формировании выборки, как правило, используются следующие стратегии: 1) рандомизация — распределениеиспытуемых по группам случайным образом (впервые эту стратегию использовал в своих исследованиях Р. Фишер); 2) парный отбор —- составление эквивалентных пар и распределение их исследователем по разным группам; 3) пар ный отбор с последующей рандомизацией — составление эквивалентных пар и распределение их случайным образом по группам и режимам эксперимента (Дж. Кэмпбелл указы вал, что это наиболее предпочтительный способ формирования экспериментальной выборки); 4) стратометрическии отбор — формирование групп при помощи рандомизации представителей из различных социальных страт; 5) приближенное моделирование, 6) репрезентативное моделирование, применяемое в форме конструирования структуры выборки в соответствии со структурой реальной популяции; 7) при влечение реальных групп для проведения эксперимента (про изводится, когда конструирование выборки осложнено организационно и в качестве экспериментальной и контрольном групп используются реальные социальные совокупности); 8) привлечение добровольцев и принудительное участие испытуемых в качестве объектов эксперимента (имеют ряд недостатков, которые «смещают выборку» и могут стать причиной ошибок: в первом случае, добровольно стремятся к участию в психологическом эксперименте люди, обладающие специфическими личностными особенностями, во втором — в ходе эксперимента имеет место «специфический» эмоциональный фон).
В процессе проектирования исследования основное место занимает определение предмета изучения. Собственно говоря, содержание гипотезы, предмет и тема исследования должны составлять единое. Научная психологическая проблема должна находить свое отражение и в гипотезе, и в теме исследования и, по сути, составлять предмет эксперимента.
Основной целью эксперимента, как известно, является подтверждение гипотезы, выработанной в процессе теоретических изысканий. Именно экспериментальные переменные являются индикаторами достоверности гипотезы. Сущность эксперимента заключается в подтверждении причинно-следственной связи переменных (явление «А» является причиной «В»). Проблема «причинности» — это ключевая и наиболее проблематичная область психологии. Эмпирическими признаками причинно-следственной связи между двумя фактами могут быть разделение причины и следствия во времени, предшествование причины следствию, наличие статистическои связи между ними, а также регистрация связи [ «А» и «В» при исключении других правдоподобных гипотез об их причинных отношениях.
В ходе исследования моделируется причина «А» и при помощи психологического инструмента регистрируется следствие — «В». В идеале, причина «А» является независимой переменной (НЭП), а следствие «В» — зависимой (ЗП).
Например, если средний уровень интеллекта (коэффициент интеллекта — 1С)) учащихся составлял 105 Щ-баллов, а после развивающего интеллектуального тренинга — 110, то можно с определенной долей вероятности утверждать, что тренинг явился причиной повышения уровня интеллекта группы. Психологический тренинг в данном случае есть независимая переменная, а уровень интеллекта — зависимая экспериментальная переменная, или следствие тренинга.
В основе современной экспериментальной психологии лежит известная формула К. Левина о поведении (В) как функции (г) личности (Р) и ситуации (5) (В - г(Р; 5)). Поэтому в классическом психологическом исследовании устанавливается зависимость К = 1(5), где «К» — ответ испытуемого, реакция, или поведение (зависимая переменная) и «х» — ситуация, стимул, задача (независимая переменная). Таким образом, экспериментальная ситуация воздействует [ на личность, вызывая определенное поведение, регистрирующееся при помощи психологических методов.
На практике, параллельно с независимой переменной существуют внешние переменные, которые тоже могут являться причиной определенного эффекта, т.е. причиной неверных выводов. Поэтому исследователь, манипулируя независимой переменной, должен контролировать внешние переменные, к которым обычно относят переменные побочные (систематическое несанкционированное исследователем смещение результатов) и дополнительные (случайные переменные, оказывающие существенное влияние на связь между «А» и «В»).