Стратегии (типы) качественного исследования

О стратегиях качественных исследований писал Дж. Крес-велл1, относя к ним, с дополнениями А. М. Улановского: феноменологическое, биографическое, этнографическое исследование, «обоснованную теорию», исследование инди­видуального случая, дискурс-анализ.

Феноменологическое исследование^ ориентировано на получение понятных, точных систематизированных опи­саний переживаний испытуемого. Оно включает стратегию сбора и анализ данных о феноменологическом составе пере­живаний и смыслов, которые имеют для человека иссле­дуемый предмет, ситуация, событие или какой-то аспект жизнедеятельности. К приверженцам данной стратегии качественного исследования относят: А. ван Каама, А. Джор­джи, П. Колайци, К. Фишера, Р. фон Экартсберга, Д. Пол кинхорма, К. Мутакса, Дж. Смита и др.

Наиболее приемлемыми и адекватными методами для данного типа исследований считаются полуструктури­рованные феноменологические интервью и субъективные1 самоотчеты о пережитом опыте.

Биографическое исследование ориентировано на изучение биографии или жизненной истории человека. В рамках данного типа исследований выделяются психобиографически/1 и нарративный подходы. Среди представителей первого подхода можно назвать Б. Г. Ананьева, Ш. Бюлер, В. Дильтея, Г. Мюррея, Н. А. Рыбникова, С. Л. Рубинштейна, 3. Фрейда! Э.Эриксона и др., второго - Дж. Брунера, Д. Макадамса, Д. Полкингхорна, Т. Сарбина, Г. Херманса и др.'

Главной задачей классического психобиографического подхода является точная реалистичная реконструкция линии жизни человека, ее этапов и событий, самоощущенийи мировосприятия в различные периоды жизнедеятельно­сти человека, основанная на документах и фактах его биографии.

В нарратвном подходе фокус внимания исследователя '•метается на изучение жизненной истории, на способы, при помощи которых испытуемый конструирует собственную и идентичность (темы, метафоры, ' I иль и т.д.). Нарративистов по большому счету не интересует «правдивость» изложения. Они сосредоточены на форме преподнесения своей биографии испытуемым ( ключевые слова, фразы, темы, эмоциональность изложе­ния и т.д.).

Наиболее популярные методы в рамках данной стратегиибиографическое интервью, анализ личных документови автобиографий.

Этнографическое исследование проводится в условиях реальной жизнедеятельности испытуемых. Изучаются образ и \ жизни, групповые отношения, традиции, убеждения, ' миопии, ритуалы, практики поведения, вопросы идентичности представителей исследуемых сообществ. Основными целями этнографии являются описание, анализ и интерпретация человеческого поведения и деятельности в контексте той культуры, которой принадлежат данные испытуемые. Предполагает исследование норм и правил, культурныхартефактов, мифов, символов, дискурса, преобладающих тем, ртутное, моделей поведения, видов совместной деятельности, речевой коммуникации, характеризующих данную социальную группу. Носителями объекта этнографического исследования, как правило, являются профессиональные, этнические, религиозные группы, молодежные движения, маргинальные и другие сообщества.

Методологическим основанием данной стратегии качественных исследований могут выступать работы М. Мид, Э. Тайлора, Дж. Фрэзера, А. Ф. Лосева и др. Наиболее часто использующиеся методы — это включенное полевое наблюдение, анализ бытовых разговоров, письменных свиде­тельств, культурных артефактов, аудио- и видеоматериалов.

«Обоснованная теория» {$гоипаеа1Неогу) представляет собой тип качественного исследования, предполагающий в результате анализа какого-либо психологического явле­ния, феномена его концептуализацию на уровне гипотезы или теории. Такая стратегия исследования предполагает структурировать и обобщать полученные данные, используя разработанную схему анализа, включающую открытое, осе­вое и избирательное кодирование2.

Открытое кодирование предполагает выявление в иссле­дуемом источнике категорий и субкатегорий. Осевое коди­рование заключается в распределении выявленных единиц-категорий по следующим группам (рубрикам): феномен, каузальные условия, контекст, промежуточные условия, стратегии действия, следствия. В процессе избирательного кодирования устанавливаются и исследуются связи между категориями и осуществляется их валидизация.

Основной метод «обоснованной теории» — анализ тек­стов (полевые записи, конспект интервью, документы).

Исследование индивидуального (единичного) случая3-, или кейс-стади, направлено на интенсивное, глубокое и детали­зированное изучение какого-либо отдельно взятого случая. «Случаи» в качественных исследованиях — это конкретные ограниченные во времени и месте личности, чьи-либо действия, процессы, события, инциденты, социальные прак­тики и программы1. Результаты анализа случаев представ­ляют собой форму неких «уроков из данной ситуации», т.е. предполагают выявление и описание причинности события, структуры поступков и действий, условий развития или уга­сания феномена и его перспективы (выводы).

В рамках единичного случая могут рассматриваться как одно, так и несколько схожих событий (обычно до четырех). Тогда такой тип качественного анализа называется коллек­тивным кейс-стади.

Дискурс-анализ ориентирован на исследование текстов и высказываний в процессе коммуникации, взаимодействия между людьми. Он применяется в психологических исследованиях для изучения способов формирования и динамики идентичности личности, позиции человека, аргументации, поведения и социального взаимодействия в процессе использования тех или иных культурных, религиозных, политиче­ских, профессиональных и иных дискурсов2. В психологию дискурс пришел из лингвистики, поэтому основным мате­риалом анализа являются различные формы разговоров аудио-, теле-, видеозаписи повседневного общения) и газет­ные статьи. Дискурс-анализ опирается на положения дискурсивной психологии, полиструктуралистские теории дискурса н социально-конструкционистские идеи. Как указываетПоттер, дискурс — это относительно устойчивая системазначений, используемая неким сообществом в целях интер­претации событий. В процессе дискурса осуществляетсяи тыльный анализ многочисленных прагматических, социолингвистических, идеологических составляющих речи людейв ситуации коммуникации: пауз, голосовых характеристик (частота, тональность, тембр и пр.), интонации, задержек и ответах, самопоправок, стилистики и грамматики речи.

В настоящее время в методологических социальных разработках появилось понятие «смешанных методов исследования», предполагающих совмещение качественных и количественных методов. Речь идет, в том числе, о комплексном подходе в рамках компьютерных программ анализа и обработки эмпирических данных.

Наши рекомендации