Качественное оценивание в психологии
Существует три мнения о соотношении качественных и количественных оценок в социальных науках. Во-первых, приверженцы количественного подхода определяют его основным методом исследования психологической целостности или ее показателей, забывая, что все количественные методы основываются на качественных, т.е. теоретических парадигмах. Во-вторых, критики количественных методов исследований явно проповедуют скептицизм в экспериментальной науке. В-третьих, имеет место попытка примерить и объединить эти парадигмы в рамках концепции триангуляции.
В истории эпистемологии имели место периоды метаний от ярого эмпиризма до трансцендентализма и прочного забвения экспериментальных возможностей научного познания. Среди представителей первого направления можно назвать Д. Гурвича, проповедовавшего так называемый «методологический эмпиризм», т.е. отказ от всякой философской или научной позиции в пользу постоянного обращения к социальной реальности, в которой ничто не остается неизменным. Ж.-П. Сартр называл концепцию Гурвича «гиперэмпиризмом» и подчеркивал, что его объекты (социальные факты) даны в опыте как диалектические и его диалектизм сам есть эмпирическое заключение.
Взгляды самого Ж.-П. Сартра наиболее полно отражают «антиэмпиризм». Его целостный человек «качественен». Эта «качественность», или экзистенция обязательно проявляется в человеческих поступках и отношениях. Свойства субъекта Сартр рассматривал как результат количественного материалистического представления исследователя. «Материализм, — писал он, — ведет к рассмотрению людей, [...] как предметов, то есть как совокупности определенных реакций, ничем не отличающейся от совокупности тех качеств и явлений, которые образуют стол, стул или камень»1.
А. В. Брушлинский категориям «качества и количества» в психологии посвятил несколько своих публикаций2, в которых, заявляя о единстве качественного и количественного взглядов, все же определил количественным методам познания подчиненную роль. «Количество, — писал он, — не обособлено от качества, а, наоборот, неразрывно с ним связано, выражая не любые, а строго определенные качественные свойства объекта: однородность, одинаковость и т.д.». И далее: «каждая последующая стадия процесса мышления [...] существенно отличается от предыдущей. И потому здесь просто нет и быть не может [...] однородных, неизменных элементов, т.е. здесь нет неизменных единиц счета. ...Здесь не происходит и чисто количественного накопления изменений. Переход от одного качественного состояния к другому осуществляется на более сложной основе...»3.
Эту сложность, связанную с проблемами разработки математических методов, подчеркивали многие ученые. Так, например, Б. Ф. Ломов отмечал, что «вряд ли можно возражать против необходимости разработки специального математического аппарата для психологии. Однако пути разработки такого аппарата пока еще неясны»1. Л. фон Берта-ланфи указывал на недостаточность «имеющихся математических методов для анализа системных проблем», к которым и полной мере можно отнести и психологию. Эту же мысль высказывали Л. В. Канторович, Г. А. Смирнов и др.
Безусловно, «дискретный редукционизм», выражающийся в абсолютном приоритете эмпирического знания, несостоятелен. Но вряд ли являются верными попытки низведения эксперимента к «внешней экзотике» психологического рассуждения в целях «украшения» статьи, книги, дипломной работы или диссертации.
В последующих параграфах настоящего учебника мы проведем подробный анализ качественных исследований. Здесь мы лишь рассмотрим типологию качественного оценивания.
Обобщенно качественная оценка основывается на процессе препарирования знаний участников событий (или опыта экспертов). Опыт участника есть примитивное знание, которое в результате влияния последующих знаний может именно деформироваться с течением времени. Поэтому первым типом качественной оценки является оперативное оценивание зарегистрированного опыта участников в виде записей участников, актуального интервью и т.д. Опыт участников может быть представлен, по крайней мере, в двух различных формах. Это может быть: 1) опыт единовременной выборки людей в период решения конкретной лабораторной или реальной ситуации; и 2) опыт целостного социального действия и период подготовки решения в постситуационный период. Здесь используются различные психологические приемы, такие как: включенное и не включенное наблюдение, трудовой метод (участие в исследуемой деятельности), общее интер-14,10, опрос мнений, интервью по поводу конкретного опыта, пикетирование, голосование за альтернативу и др.
Второй тип качественной оценки — оценивание процесса. И эксперименте измеряются параметры входа и выхода изучаемой системы. Сам процесс представляет собой «черный ящик». Использование контрольной группы помогает предположить, что происходит внутри его. Причем, это предположение носит вероятностный характер. Качественное же оценивание процесса, происходящего внутри «черного ящика», предполагает исследование конкретных событий, происходящих при осуществлении деятельности, включая типичный опыт участников. Проведение эксперимента в данной ситуации теряет смысл. К способам оценивания процесса относится, во-первых, оценка исследуемого события самим человеком и, во-вторых, оценка событий экспертом при помощи включенного наблюдения или трудовым методом.
Результаты качественного оценивания оформляются в виде литературно-исторического и индивидуального описания некоторого опыта (текста).
Отрицательными моментами оценивания процесса являются: неопределенность выводов, отсутствие возможности регистрации сходных данных и несовместимость результатов наблюдения разными участниками событий.
Третий тип — формативное оценивание, т.е., по существу, — оценка исследуемого явления относительно эталона и критика неэффективных элементов последнего. Формативное оценивание с большой натяжкой можно назвать типом качественной оценки, хотя можно допустить, что оно является ее существенным дополнением и в целом не противоречит ей.
Четвертым типомкачественного оценивания является системный анализ — квалифицированное использование эмпирических результатов при оценке программ, с точки зрения организационного функционирования психологических программ и их связей с другими социальными системами.
Как было заявлено выше, качественное оценивание есть целостное явление. Поэтому к качественной оценке социальных явлений могут привлекаться специалисты различных областей гуманитарных знаний: этнографы, антропологи, историки, политологи, социологи и др.
Сторонникам количественного подхода в психологии знакомство с методами качественной оценки и информационными источниками поможет избежать ошибок в экспериментальной работе. Оптимальный вариант — когда психолог способен соединить качественную и количественную оценки в своем исследовании, так как социальное познание — этогипотетический исследовательский процесс. В рамках каждой научной парадигмы всегда найдется место относительно обоснованной критике иного подхода, вместо нейтрализации погрешностей собственных воззрений. Дж. Кэмпбелл настоятельно рекомендовал исследователям применять количественные и качественные методы как необходимые и взаимодополняющие средства перекрестной валидизации исследования. Ориентация только на количественный подход значительно снижает достоверность полученных результатов, утрачивается суть научного поиска. Поэтому истинная наука отличается обстоятельной «восстановленностью качественной основы количественного знания».
Л. С. Выготский указывал, что увлечение исследователей количественным знанием приводит к эмпиризму, выхолащивает содержание объекта познания. «Объем понятия [при таком подходе — И. Я.] растет и стремится к бесконечности, но известному логическому закону содержание его столь же стремительно падает до нуля»1. Именно теория задает пределы психологических фактов, определяя границы эмпирического и теоретического знания. Поэтому интерпретация результатов — важное и ответственное дело. Исследование испытывает не только респондентов, но и экспериментатора. Компетентность исследователя определяется не только его практической подготовкой как психолога, но и его теоретическим, методологическим уровнем, пониманием целесообразности его деятельности, нравственной позицией и интерпретации результатов эксперимента. Критикуя методологическую несостоятельность взглядов исследователей, стоящих на позициях крайнего количественного оценивания, Л. С. Выготский писал: «Во всех этих попытках берется хвост от одной системы и приставляется к голове другой, и промежуток вдвигается туловище от третьей. Не то чтобы они были не верны, эти чудовищные комбинации, они верны до последнего десятичного знака, но вопрос, на который они хотят ответить, поставлен ложно...».
Прочное усвоение психологической теоретической системы как качественного знания соотносясь к количественной эмпирической информацией, должно корректировать экспериментатора в его исследовательских поисках.