Основные методы психологических исследований
Основной метод | Вариант основного метода |
Наблюдение | Внешнее (наблюдение со стороны) Внутреннее (самонаблюдение) Свободное Стандартизированное Включенное Стороннее |
Опрос | Устный Письменный Свободный Стандартизированный |
Тесты | Тест-опросник Тест-задание Проективный тест |
Эксперимент | Естественный Лабораторный |
Моделирование | Математическое Логическое Техническое Кибернетическое |
Методы обработки данных | Методы математической статистики Методы качественного анализа |
Представляет интерес классификация, предложенная II.11. Дерюгиным, в которой группировка методов осуществлена по основанию вида работы с психологической информацией. Методические приемы сведены в пять основных Фуми: 1) методы сбора информации (наблюдение, беседа, опрос, эксперимент, тестирование, изучение результатов деятельности и др.); 2) методы обработки информации (аналитико-синтетический, графический, статистический, вероятностный, анализ независимых характеристик, оценочное шкалирование, компьютерный и др.); 3) методы использо-П.11И1Я информации (непосредственное влияние, рекомендации, учет в планировании, координация, прогнозирование и Др.); 4) методы накопления информации (дневники, журналы, протоколы, отчеты, электронные базы данных и др.); '»)методы оценки достоверности результатов исследования (.шализ результатов деятельности, контрольные мероприя-1МЧ, действия в экстремальных условиях, поведение в неформальных ситуациях, статистический анализ и др.).
Классификация В. Н. Дружинина2 (рис. 1.3) основана и.| попытке систематизировать психологические методы ни осям координат относительно полюсов объективность —субъективность и взаимодействие — изоляция исследователя (S) и испытуемого (О).
В. Н. Дружинин выделяет так называемые «синтетические» методы первого и второго уровней. К методам первого уровня относятся клинический метод, глубинное интервью (в том числе психоанализ), психологическое измерение и наблюдение. Методы второго уровня представлены в виде субъективного шкалирования, самоанализа, психодиагностики и консультационного общения. Проективный метод, по мнению автора, представляет собой известное сочетание психологического измерения с глубинной герменевтической интерпретацией. Особняком стоят «трудовой» и «экспертный метод».
В заключение, следуя принципу научного обобщения, представим некую методологическую классификацию, включающую три основные парадигмы соотношения психологических методов и методик. Исходя из этого теоретического пространства, методы психологического исследования следует представить в трех плоскостях, не существующих раздельно и плотно соприкасающихся друг с другом, дополняя и обогащая арсенал средств поиска истины.
Рис. 13. Классификация психологических эмпирических методов
К представленным классам можно отнести: во-первых, класс количественных методов и методик, который, в свою очередь, включает подкласс тестовых методик и опросников (объективные и субъективные методики, по С. Розенцвейгу) (см. гл. 4) и эксперименты. Безусловно, эксперимент пронизывает структуру любой методики, но, тем не менее, отдельный подкласс «экспериментов» предполагает в свою очередь различные экспериментальные виды, формы и схемы добывания эмпирических знаний (см. гл. 5 и 6).
Второму классу можно присвоить название качественные средства добывания психологических знаний и в его структуру включить собственно качественные методы (интервью, наблюдение, анализ документов и аудиовизуальных материалов рассматривая их как словесный материал (данные, знания, средство анализа) или как процесс), процедуру вскрытия причин знания (качественную эпистемологию), а также проективные технологии (см. гл. 2).
И, наконец, третьим методом (или подходом) является методологическая триангуляция как сочетание и взаимодействие качественного и количественного психологического знания.
Таким образом, пытливый исследователь из всего арсенала психологических методов может выбрать необходимый н достаточный набор средств осуществления собственных мифических изысканий. В психологической практике и ходе изучения различных психологических проблем важное место занимает целостный подход. Изучение целостности предполагает ее экспериментальное препарированиеанализ составляющих объекта исследования. В процессе
всестороннего изучения могут применяться различные методы психологической оценки. Выбор адекватных методик является сложной задачей психолога. В данной ситуации значительную помощь может оказать классификация психологических методов, которая, с одной стороны, систематизирует совокупность методик, тем самым облегчая их поиск для последующего применения, а с другой — дает возможность исследователю произвести оценку объекта в различных «диагностических плоскостях».
И заключение отметим, что любая классификация выполняет определенную методологическую и практическую функцию. Она, прежде всего, призвана оказывать посильную помощь начинающим психологам в поиске адекватного меч ода. Инструмент исследования должен быть ориентиро-11.П1 как на предмет психологической оценки, так и на уро-Ц1-П1. объективности и технологию получения эмпирическихданных, что позволяет экономично осуществлять выбор нужных, разноплановых методик для проведения исследовательской работы. Сведенные в единую систему классы объективных, субъективных и проективных методик дают возможность психологу-практику динамично и оперативно выполнить свою работу в соответствии с возможностями и уровнем экспериментальной задачи, а начинающему психологу — получить относительно полную обобщенную и систематизированную информацию о психологических средствах оценки человека.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. На чем основывались первые психологические исследования?
2. Назовите и обоснуйте первые психологические методы, которые активно применялись в психологии на рубеже XIX—XX вв.
3. Какую роль в истории психологии сыграла лаборатория
В. Вундта?
4. Какую роль в развитии методологии психологии сыграл
Ф. Гальтон?
5. Охарактеризуйте особенности развития интроспективного
метода в рамках экспериментальных исследований XIX и XX вв.
6. Охарактеризуйте соотношение и особенности развития количественных и качественных методов в психологии XX в.
7. Какова роль российской экспериментальной и психотехнической школы в мировом развитии психологии?
8. Определите и произведите краткий анализ позиции статистических технологий в психологических исследованиях.
9. Каково соотношение понятий «методология», «метод» и «методика»?
10.Произведите теоретический анализ известных классификаций
психологических методов с точки зрения их теоретико-методологических, технологических и предметного оснований.
Глава 2