Основные методы психологических исследований

Этапы развития психологии, ее становления как самостоятельной науки.

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух ты­сяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека (Аристотель, Платон, Гиппократ и др.).

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой (интроспекция) и описание фактов.

III этап (XX в)— психология как наука о поведении. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, — а именно поведение, поступки, реакции чело­века (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV Этап. Психология развивается в двух традициях. Для западной традиции характерно развитие и обновление классических теорий (психоанализа и бихевиоризма) и появление новых направлений (когнитивное и гуманистическое). Исследования направлены на решение практических задач. Советская традиция сформировалась на базе философии диалектического материализма. Для нее характерна соответствующая методологическая основа и наличие многочисленных исследований теоретического плана.

V Этап – (конец 20 в. - настоящее время)– характерно наличие разных подходов к изучению психики, превращение психологии в межотраслевую область знаний. Происходит взаимообогащение различных направлений, традиций и школ.

Психология - наука, изучающая факты, закономерности, и механизмы проявления психических явлений. Психология — это наука о психике и психических явлениях.

Психические явления разделяют на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы - первичные регуляторы поведе­ния человека. Они обладают определенными динамическими характеристиками таким как длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются опреде­ленные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. Психические процессы делятся на три группы: познаватель­ные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся ощуще­ние, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внима­ние. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

Эмоциональные психические процессы - аффекты, эмоции, чув­ства, настроения и эмоциональный стресс.

Волевые психические процессы наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Неосознаваемые процессы - процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психи­ческие процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.

Психические свойства личности — наиболее существенные особенно­сти личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К ним относят направленность, темперамент, способности и характер.

Основные методы психологических исследований

Методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Все они могут быть разделены на две основные группы: субъективные и объективные.

Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испы­туемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации.

Метод наблюдения основывается на планомерном наблюдении за дея­тельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без како­го-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а так­же их психологическое толкование.

Основным достоинством метода является то, что он позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Недостатки: - на результаты наблюдения могут существенно влиять личностные особенности наблюдателя, также длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, что также увеличивает опасность неточных записей, кроме этого, данный метод требует значительных затрат времени.

Метода опроса. Суть метода заключается в полу­чении информации со слов опраши­ваемых. Опросы бывают двух типов:

1)"Лицом к лицу" - интервью. Здесь исследователь задает вопросы непосредственно и по определенному плану. Достоинство: возможность варьировать вопросы. Недостатки: из-за отсутствия анонимности могут быть нечестные ответы, позволяет охватить небольшое количество человек.

¾ 2)Заочный опрос - анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения. Достоинства: возможность массового охвата большого количества лиц в небольшой срок, анкета гарантирует анонимность и потому искренность ответов, легкость обработки, проведение анкет не требует квалификации.

Основное условие метода беседы - взаимопонимание между исследователем и испытуемым, проходит в неофициальных условиях. Строится по определенному плану, но не сводится к простому задаванию вопросов, не должна носить шаблонного характера, задания и вопросы должны быть максимально естественны. Это скорее доверительный разговор. Желательно и этот метод сочетать с другими объективными методиками.

Всем методам опроса свойственна некоторая ограниченность. Эти методы основаны на самонаблюдении опрашиваемых, поэтому даже если испытуемые отвечают искренне, эти ответы могут быть чисто субъективными и поэтому не всегда верными.

Теств переводе с английского означает "проба", "испытание". Тест - это кратковременное задание, с помощью которого психолог стремится установить определенные психологические качества личности.

Эксперимент — метод, ос­нованный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство вы­деляется, проявляется и оценивается лучше всего. Главным достоинством экспе­римента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с други­ми феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие. Име­ются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный.

Различают лабораторный и естественный эксперимент. Они отличаются друг от друга условиями проведения эксперимента. Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено. Естественный экс­перимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспе­риментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть.

Естественный эксперимент бывает двух видов: констатирующий (изучается какое-то явление, делаются выводы о наличии/отсутствии определенного признака, сумме признаков, особенностей) и формирующий ( создаются такие условия, при которых у испытуемых формируются желаемые психические качества (например, культура общения).

Наши рекомендации