Раскройте особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте и назовите возможные причины низкого уровня усвоения материала.

Ситуация:

В подготовительной группе воспитателем был проведен цикл познавательных занятий посвященных родному краю. На итоговом занятии «Ах, Самара городок!» дети продемонстрировали низкий уровень знаний о природных особенностях и достопримечательностях Самарской области.

Ответ:

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависит от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. В 5-7 лет у ребенка появляется систематическое рассматривание, движение взора характеризуется последовательностью. Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначальный аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяют произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет их для себя эти свойства, называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состояние, связи или действия с ними,- видит и понимает реальные отношения между ними. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Вообще у дошкольников восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.

Практическое задание № 12.

Выделите особенности восприятия детей. Какие качества восприятия проявились в данном примере.

Ситуация:

Весной дети старшей группы пошли на пруд, чтобы познакомиться с жизнью его обитателей. Поймав жука-плавунца, воспитатель обращает внимание на его размеры, форму, окраску. Рассматривая жука, дети замечают, что у него две пары крыльев: верхние -жёсткие и черные, нижние -мягкие и светлые, три пары ног разной длины. Сравнивая его с жуком –водолюбом, дети говорят, что плавунец больше, а водолюб меньше и усы у него короче, чем у плавунца.

Ответ:

В данном примере проявились такие качества восприятия, как целенаправленность и последовательность (дети рассматривали жука последовательно); осмысленность (дети сравнивают жука-плавунца с жуком-водолюбом, находят сходства и различия, используя такие мыслительные операции, как анализ, сравнение и синтез). Также в приведенном примере мы можем увидеть целостность восприятия (воспитатель обращает внимание на его размеры, форму, окраску. Рассматривая жука, дети замечают, что у него две пары крыльев).

Практическое задание № 13.

Определите какой вид воображения проявляется в результате речевой деятельности?

Какие способы создания новых образов использовал ребенок?

Ситуация:

Ознакомьтесь со сказкой, составленной ребенком 6 лет (продолжение сказки «Теремок» - что было потом)

«Они жили весело. Новый теремок был очень красивым. Но как-то раз, около теремка пробегал злой волк, и он захотел выгнать всех зверей, поселиться там. Он говорит: - Эй, звери, выходите! Теперь я буду жить в этом теремке! А звери отвечают: - Мы тут живем. Не позволим тебе поселиться в чужом доме! Они собрали в лесу еще зверей и вместе стали сторожить теремок. А волка прогнали из леса. Стали жить – поживать и добра наживать.»

Ответ: Воображение — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Существуют различные виды воображения. По степени активности воображение может быть пассивным и активным. Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ Манилова, сделал его имя нарицательным для такого типа людей. Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности.

Продуктивное

Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.

Репродуктивное

Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству. В данной сказке ребенок использует продуктивное воображение.

Практическое задание № 14.

Наши рекомендации