Тема 8. Психологический контакт, приемы и способы его установления с различными категориями граждан
Понятие психологического контакта. Психологическая природа трудностей в процессе установления психологического контакта. Правила нейтрализации основных психологических барьеров. Приемы установления психологического контакта в ходе профессионального общения юриста с различными категориями граждан. Психотехника активного слушания.Основные технологии установления психологического контакта в судебном заседании.
Психологические способы речевого воздействия в профессиональном общении юриста. Культура речевого воздействия. Техника аргументации и контраргументации в ходе профессионального общения юриста с различными категориями граждан. Психологические аспекты приема и передачи информации. Психологические приемы воздействия в ходе профессионального общения юриста.
Тема 9. Невербальные компоненты коммуникации как средство психологического коммуникативного воздействия в профессиональной деятельности юриста
Актуальность изучения техники невербального общения и поведения юриста. Понятие невербальной коммуникации и невербального поведения, их компоненты. Кинесика. Проксемика. Просодика. Экстралингвистика. Такесика. Особенности интерпретации невербального поведения в судебном заседании. Психологические аспекты приема и передачи информации невербальным способом. Психологические приемы невербальной коммуникации юриста.
Восприятие и понимание в профессиональном общении юриста. Понятие социальной перцепции, ее место в невербальной коммуникации. Психологические особенности восприятия и понимания человека человеком. Механизмы перцепции. Стереотипизация. Идеализация. Проекция. Эмпатия. Рефлексия. Идентификация. Каузальная атрибуция. Эффекты «ореола», «этноцентризма», «новизны» и др. Факторы, способствующие и препятствующие формированию невербальной коммуникации юриста.
5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)
Таблица 3
Тематический план
(очная форма обучения)
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образова-тельные технологии, используемые при проведении занятий | ||
Лекции | Практи-ческие или семинар-ские занятия | Самостоя-тельная работа | ||||
РазделI. Теоретические основы этики. Нравственное содержание профессиональной деятельности сотрудников судебной системы Тема 1. Предмет, задачи и специфика курса «Этика и психология профессиональной деятельности юриста» | Учебная дискуссия | |||||
Тема 2.Мораль: сущность, происхождение и исторические типы. Категории этики. | Выступления, доклады, обсуждения | |||||
Тема3.Юридическая этика как вид профессиональной этики. Судейская деонтология | Интерактивная лекция | |||||
Тема 4.Служебный этикет сотрудников судебной системы. Природа и сущность этики участников судебного процесса | Анализ конкретной практической ситуации (кейс-метод) | |||||
РазделII. Психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников судебной системы Тема 5. Психология как наука. Психология личности юриста | Лекция- дискуссия | |||||
Тема6. Психологическая детерминация правомерного поведения юриста | Научный коллоквиум | |||||
Тема7. Профессиональное общение юриста как социально-психологический феномен | Выступления, доклады. обсуждения | |||||
Тема8. Психологический контакт, приемы и способы его установления с различными категориями граждан | Ролевая игра | |||||
Тема9. Невербальные компоненты коммуникации как средство психологического коммуникативного воздействия в профессиональной деятельности юриста | Круглый стол | |||||
ВСЕГО | ||||||
% занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | 88,6% | 100% | 71,4% |
Таблица 3
Тематический план
(заочная форма обучения)
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образова-тельные технологии, используемые при проведении занятий | ||
Лекции | Практи-ческие или семинар-ские занятия | Самосто-ятельная работа | ||||
РазделI. Теоретические основы этики. Нравственное содержание профессиональной деятельности сотрудников судебной системы Тема 1. Предмет, задачи и специфика курса «Этика и психология профессиональной деятельности юриста» | Учебная дискуссия | |||||
Тема 2.Мораль: сущность, происхождение и исторические типы. Категории этики. | ||||||
Тема3.Юридическая этика как вид профессиональной этики. Судейская деонтология | ||||||
Тема 4.Служебный этикет сотрудников судебной системы. Природа и сущность этики участников судебного процесса | Анализ конкретной практической ситуации (кейс-метод) | |||||
РазделII. Психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников судебной системы Тема 5. Психология как наука. Психология личности юриста | ||||||
Тема6. Психологическая детерминация правомерного поведения юриста | ||||||
Тема7. Профессиональное общение юриста как социально-психологический феномен | Выступления, доклады. обсуждения | |||||
Тема8. Психологический контакт, приемы и способы его установления с различными категориями граждан | Ролевая игра | |||||
Тема9. Невербальные компоненты коммуникации как средство психологического коммуникативного воздействия в профессиональной деятельности юриста | Круглый стол | |||||
ВСЕГО | ||||||
% занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | 82% | 82% |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет 82 %.