Отзыв научного руководителя.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке и защите курсовых работ
для студентов
Дисциплина: «Психология»
Специальность: 060109 «Сестринское дело».51
Курс 3
Семестр 6
Методическое пособие
Москва 2011 г.
Рассмотрены и одобрены на заседании ЦМК ____________ Председатель ЛЕБЕДЕВА Т. Н. _____________________________ Протокол № ______________ От «__» ___________ 200__ года | Составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям 060109 « Сестринское дело» 51 |
«Утверждаю» заместитель директора по УР ШЕПТАЛИНА Н. Ю. «__» ____________ 200__ года |
Составитель: Преподаватель психологии высшей категории Овчаренко З.В.
Рецензенты
Методические рекомендации предназначены в помощь студентам при подготовке и оформлении курсовых работ по дисциплине психология.
Требования настоящих Методических рекомендаций обязательны для выполнения курсовых работ всеми студентами ГОУ СПО МУ№8.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа является важной составной частью учебного процесса. Количество и сроки выполнения курсовых работ определяются учебным планом.
Курсовой проект по дисциплине «Психология» является одновременно формой контроля знаний студентов и формой обучения.
В процессе работы над курсовым проектом студенты учатся применять на практике знания, полученные в ходе аудиторного изучения дисциплины.
Целью курсовой работы является показ студентом своего умения проявить исследовательский подход к явлениям действительности на примере решения локальной проблемы в рамках избранной темы. В процессе работы над курсовым проектом студент изучает литературу, анализирует и обобщает полученную информацию по проблеме, овладевает методами научного познания.
Задачами курсовой работы являются:
– самостоятельное исследование актуальных вопросов профессиональной деятельности;
– развитие навыков творческого анализа научной, методической и другой литературы по психологической проблематике;
– анализ, обработка и интерпретация эмпирического материала и результатов психодиагностики;
– выработка навыков и умений грамотно и убедительно излагать научный материал, личную позицию по рассматриваемой проблеме, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и, для старших курсов - практические рекомендации;
– овладение приемами научной речи и письмом.
Требования к курсовой работе
При работе над курсовой работой студент должен продемонстрировать исследовательский подход к проблеме; умение творчески использовать знание теории, изученной по книгам и лекциям преподавателей для исследования реальных проблем, с которыми сталкиваются в своей практике медицинские работники, практические психологи и студенты в образовательных учреждениях медицинского профиля.
Студент обязан проявить достаточную самостоятельность в раскрытии темы (исключаются переписывания, «скачивание» из Интернета и компиляции из готовых работ различных авторов). Студент должен переработать содержание взятых в качестве источника научных трудов, используемые для подтверждения цитаты приводятся в работе с обязательной ссылкой на источник.
Последовательность и сроки подготовки курсовой работы
Последовательность подготовки курсовой работы:
– выбор темы курсовой работы и ее согласование с научным руководителем. Студен выбирает тему из перечня, утвержденного на заседании ЦМК. Студент имеет право предложить собственную тему по предварительному согласованию с научным руководителем;
– получение задания на выполнение курсового проекта от научного руководителя, в котором фиксируются: дата выдачи студенту задания к курсовому проекту, срок сдачи развернутого плана работы, срок предварительного согласования материалов для выполнения практической части работы, срок сдачи предварительной версии теоретической части работы (в электронном виде), срок сдачи предварительной версии всей курсовой работы (в электронном виде), срок сдачи готовой курсовой работы преподавателю.
– определения вида проекта: практический или экспериментально-исследовательский. Выбор вида конечного продукта, формы проведения исследования, формы представления итогов исследования.
– определение критериев оценки успешности проекта, методики измерения эффективности по выбранным критериям;
– составление плана исследования, согласование его с руководителем. План должен отражать основную идею работы, поэтапно раскрывать весь ход дальнейших действий каждого из участников проекта;
– выработка цели, задач, предмета, объекта и гипотезы курсового проекта;
– анализ литературы по избранной проблеме, знакомство с фактическими и статистическими материалами. Требуется выполнить анализ, как правило, не менее 10 источников. В их число могут входить учебники, учебные пособия, книги, монографии, брошюры, статьи в журналах, электронные публикации. В списке литературы обязательно должны присутствовать работы, опубликованные в последние годы. Подбор литературы целесообразно начать с ознакомления рекомендованной научным руководителем основной литературы;
– обработка и анализ полученной информации;
– выявление причинно-следственных связей;
– проведение практической работы или создание продукта;
– обобщение собранного материала, формулировка выводов и выработка рекомендаций по использованию результатов работы;
– оформление текста в соответствии с требованиями, предъявляемыми к курсовым работам, литературное оформление работы;
– получение отзыва научного руководителя;
– подготовка доклада, презентации, иллюстративного материала для защиты курсового проекта;
– защита курсового проекта.
Сроки подготовки курсовой работы
Студенты должны представить курсовые работы преподавателю не позднее двух недель до защиты, потом проекты рецензируются и представляются на защиту. Без положительной оценки за курсовой проект студент не может быть аттестован и к экзаменам не допускается.
II. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Порядок следования листов в сброшюрованной курсовой работе должен быть следующим:
Титульный лист.
Титульный лист дипломной работы оформляется по единому образцу и также не нумеруется. Образец оформления титульного листа приводится в Приложении 3.
Содержание.
Лист, включающий содержание работы не нумеруется. Образец оформления листа, включающего содержание работы, приводится в Приложении 4.
Текст работы:
Введение. Во введении автор обосновывает выбор проблемы в реальной жизни, ее актуальность (значимость), описывает суть проблемы: в чем она состоит, какие конкретные трудности в ее решении встречаются в теории и практике; формулирует проблему в качестве темы исследования; определяет цель, объект и предмет исследования; выдвигает задачи исследования (теоретические и практические).
Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент для решения проблемы, задачи или вопроса практической, учебной и профессиональной деятельности.
Объект исследования – это психический процесс или явление, феномен, порождающий проблемную ситуацию и избранный для изучения. Например: Объект исследования – психологическая готовность к обучению детей 6-7 лет.
Предмет – это то, что находится в границах объекта и непосредственно определяет тему исследования, сторона или аспект объекта, который непосредственно изучается, анализируется в объекте.
В качестве предмета психологического исследования могут выступать: психические свойства, состояния, процессы, функции, динамика процесса, особенности поведения и общения, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями, условия и факторы развития и т.д.
Например: Предмет исследования - самооценка и уровень мотивации к обучению детей 6-7 лет.
Цель исследования – это предполагаемый результат исследовательской деятельности, который позволит разрешить сформулированную проблему. Например: «Целью работы является изучение особенностей диагностики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе».
Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, это содержание всех последовательных этапов организации и проведения исследования. Каждая последующая задача решается только на основе решения предыдущей.
Например:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по теме исследования.
2. Составить комплекс методик диагностики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
3. Провести диагностику психологической готовности к обучению в школе и выявить ее особенности.
Гипотеза – это утверждение предположительного характера, для выражения и экспериментальной проверки которого требуются веские основания научного и практического характера. Например: «При поступлении детей в школу могут наблюдаться определенные психологические характеристики, такие, как повышенная самооценка и пониженный уровень мотивации обучения, а именно: повышенная самооценка и пониженный уровень мотивации к обучению характерны для психологической готовности детей к школе».
Методы исследования - основные пути и приемы познания психических явлений и их закономерностей. Выделяют следующие группы методов:
- методы исследования и диагностики: наблюдение, эксперимент, анализ результатов деятельности, метод независимых характеристик, биографический метод, беседа, тесты, опрос, социометрия, экспертные оценки и др.;
- методы обработки и интерпретации данных: методы математической статистики (нахождение средних значений, среднеквадратичных отклонений, коэффициентов корреляции, связей между переменными, выявление уровней значимости, дифференциация материала и др.), математическое моделирование и т.д., эти методы позволяют придать полученным данным содержательно-психологический смысл;
- методы коррекции: аутотренинг, релаксация, психотерапия, психотренинг, психологическая консультация и др.;
- методы обучения и развития: деловые и ролевые игры, тренинги, дискуссии, разрешение конфликтных ситуаций, разработка решений и др.
Заключение.
В заключении целесообразно напомнить смысл и содержание выполненной работы, подвести основные итоги курсового исследования, сформулировать выводы, представить практические рекомендации.
Список литературы должен включать не менее 10 наименований. Образец оформления списка литературы представлен в Приложении 5.
Приложение.
В приложении к курсовой работе дается материал вспомогательного характера, куда выносятся документы, таблицы, графики, схемы, опросные листы, протоколы выполнения заданий испытуемыми, анкеты, бланки, варианты исследовательских методик и другие материалы, на которые имеются ссылки в тексте работы. Приложения используются только в том случае, если они дополняют содержание основных проблем исследования и носят справочный характер. Вариант оформления таблицы представлен в Приложении 6. Варианты оформления рисунков, графиков, гистограмм, формул представлены в Приложениях 7- 10.
Портфолио
Портфолио оформляется в виде таблицы со следующими графами: дата, содержание деятельности, рефлексия. Образец таблицы содержится в Приложении 12.
При этом каждая новая страница должна начинаться с шапки, а не быть простым продолжением таблицы, а каждое новое событие должно быть выделено новой строкой в таблице. При переносе на новый лист части одной строки таблицы, дата повторно не проставляется.
Оформление ссылок, таблиц, рисунков и формул.
Оформление ссылок. Вся используемая автором в качестве научного источника литература приводится в пронумерованном библиографическом списке в конце курсовой работы, где фамилии авторов располагаются по алфавиту. На все работы, включенные в список литературы, должны быть ссылки в тексте. Ссылку на литературный источник в тексте курсовой работы сопровождают порядковым номером, под которым этот источник включен в список литературы.
Цитата внутри текста заключается в кавычки. Цитаты должны быть выверены по первоисточнику, следует указать страницу цитируемого издания.
Существуют разные варианты оформления ссылок.
Первый вариант оформления ссылок.
В тексте, после фамилии или после цитирования, в квадратных скобках указываются порядковый номер источника и - через запятую - страница, если она необходима: например, [5, с. 80].
Если автор ссылается на работы нескольких исследователей, то оформляется это, например, так: «В исследованиях ряда авторов [2, 7, 8, 12], установлено…».
Второй вариант оформления ссылок.
Существует и еще один вид ссылок на литературный источник – надстрочный. В этом случае приводимые положения помечаются надстрочными знаками, например, 1 и внизу страницы с абзацного отступа приводят сам текст библиографической ссылки.
От массива текста подстрочные сноски отделяются с левой стороны тонкой горизонтальной линией длиной в 15 печатных знаков, например:
_______________
1 Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ- М», 2000.С.36.
Знак сноски ставят непосредственно после поясняемого слова (числа, предложения и т.п.) и перед текстом пояснения.
Нумерация сносок производится отдельно на каждой странице арабскими цифрами в верхнем регистре, например: «Горбатов Д.С.1». Вместо арабских цифр допускается использование спецсимволов, например: *, **, ***. Более четырех спецсимволов использовать не разрешается.
Перенос сноски с данной страницы на следующую страницу не допускается.
При повторных ссылках полное описание источника дается только при первой сноске. Если несколько ссылок на один и тот же источник приводится на одной странице работы, то в сносках подставляют слова «Там же» и номер страницы, на которую делается ссылка. Например:
_______________
1 Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ- М», 2000. С.36.
² Там же С.38.
В курсовой работе должен использоваться только один вид оформления ссылок.
Оформление таблиц.
Приводимые в тексте таблицы должны иметь содержательное заглавие. В примечаниях к таблицам должны быть объяснены все сокращения или обозначения. Таблицы должны быть последовательно пронумерованы. Над правым верхним углом таблицы помещается надпись «Таблица …» с указанием ее порядкового номера, без кавычек, без знака № перед цифрой и точки после нее, например, Таблица 4. Ниже, по центру располагается название таблицы, которое отражает ее содержание, имеет точную и краткую формулировку. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся.
При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. Пронумерованные графы повторяют на следующей странице. Таблица располагается в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы, занимающие более страницы, помещают в Приложение, а небольшие - на страницах работы. Допускается применять в таблице шрифт на 1—2 пункта меньший, чем в тексте курсовой работы;
Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.
Образец оформления таблицы находится в Приложении 6.
Оформление рисунков.
В курсовой работе желательно использовать иллюстрации (диаграммы, графики, схемы, рисунки, фотографии). Весь этот иллюстративный материал обозначают единым наименованием – рисунок (при оформлении, например, – «Рис. 1», без знака №). Название располагается под рисунком, по центру. Все надписи на графиках и другом иллюстративном материале пишут стандартным шрифтом с прописной буквы без точки на конце. Иллюстрации, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц курсовой работы.
Образцы оформления рисунков находятся в Приложениях 7-10.
Оформление списка литературы
Список литературы оформляется в алфавитном порядке следующим образом:
- Автор. Название книги. – Город: Издательство, год издания, количество страниц.
Например: Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ- М», 2000.-324с.
- Для статьи в книге: Автор. Название статьи//Название книги/Под ред.(фамилия)- Город: Издательство, год. Страницы.
Например: Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности// Проблемы психологии личности/Под ред. Е.В. Шороховой. – М.: «Наука», 1982. С.121-126
- Для статьи в журнале: Автор. Название статьи//Журнал (принятое сокращенное название). Год. Номер. Страницы.
Например: Абульханова-Славская К.А., Воловикова М.И., Елисеев В.А. Проблемы исследования индивидуального сознания// Психологический журнал. 1991. №4. С. 27-40.
- Для электронного ресурса: вид носителя, название, издательство, год выпуска.
Например: CD, Современная психологическая энциклопедия. Справочная система. - АРБТ, вып. 2003г.
- Для источника в глобальной компьютерной сети Internet: адрес.
Например: Центр информатизации Министерства образования РФ (http:www.informatika.ru).
Образец оформления списка литературы находится в Приложении 5.
Отзыв научного руководителя
Отзыв содержит характеристику работы по всем разделам. Отмечаются положительные стороны, особое внимание обращает на имеющиеся и отмеченные ранее недостатки, не устраненные студентом, степень самостоятельности автора, наличие у него навыков работы с научной литературой и организации экспериментального исследования, обоснованность и значимость результатов, возможность их применения и заключение о допуске студента к защите.
Во-первых: продукт, отражающий практический результат проекта (если проект исследовательский или связан с обучением, воспитанием, просветительской деятельностью, то предоставляется электронный продукт, отражающий результат работы)
Во-вторых: в печатном виде:
– Полностью оформленная курсовая работа, включающая: титульный лист, оглавление, теоретическую, практическую, части, приложения.
– Заполненный бланк задания к курсовой работе.
– Отзыв руководителя.
В-третьих: в электронном виде на любом носителе (материалы должны быть доступны для копирования на компьютер преподавателей учебной дисциплины) в формате Mikrosoft Word:
– Курсовую работу с приложениями.
– Задание на выполнение курсовой работы.
Все требования, предъявляемые к оформлению документации и других составляющих курсовой работы в печатном виде, предъявляются к электронному варианту.
В-четвертых: Зачетная книжка студента.
Оценка курсовой работы
Оценке в ходе защиты курсовой работы подлежат:
– Полнота раскрытия темы, глубокая теоретическая подготовка исследуемых вопросов.
– Актуальность, новизна, и практическая ценность работы
– Умелая систематизация данных в виде таблиц, графиков и другого иллюстративного материала с необходимым анализом и обобщением полученных данных;
– Аргументированность, самостоятельность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций;
– Соблюдение структуры курсовой работы, правильность оформления, грамотность, хороший язык и стиль изложения.
Оценкой «отлично» оцениваются работы, в которых содержатся элементы научного и продуктивного творчества, дается обстоятельный анализ и аргументированная критика существующих концепций на основе глубоких знаний литературы и фактического материала по данной теме. Участники проекта подготовили полезный с практической точки зрения продукт, разработали четкие рекомендации по его применению, результаты практической работы полезны и заслуживают внимания. В работе делаются самостоятельные выводы.
Оценкой «хорошо» оцениваются работы, в которых полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но не проявляется творческий подход автора. Основанием для снижения оценки может так же служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы.
Оценкой «удовлетворительно» оцениваются работы, в которых правильно освещены основные вопросы и темы, но студент не проявил необходимой доли самостоятельности, умения стройного и логичного изложения вопросов, или допустил отдельные ошибочные высказывания.
Оценку «неудовлетворительно» получает студент, не владеющий материалом, не способный раскрыть суть проблемы или отвечать на поставленные вопросы.
Работа может быть оценена отрицательно, если:
– установлено, что она является плагиатом;
– содержание работы не соответствует заявленной теме;
– она написана на базе учебника без использования собственных практических материалов и выводов, либо представляет собой простое списывание материала из учебной и научной литературы;
– теоретический и практический материал строится на старых нормативно-правовых, инструктивных и методических документах, устаревших литературных источниках, что влечет за собой неправильное раскрытие темы;
– есть грубые ошибки в оформлении и расчетах.
Положительная оценка по психологии, выставляется только при условии успешной сдачи курсовой работы на оценку не ниже "удовлетворительно".
В случае не удовлетворительной оценки курсовая работа возвращается студенту на доработку с условием последующей защиты в течение установленного учебной частью срока или выдается другое задание и устанавливается новый срок для его выполнения.
Приложение 1
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ОЦЕНКИ
№ | Выполнение работы и мероприятия | Требования / критерии оценки | Срок/ ДАТА предоставления | ОЦЕНКА | Подпись руководителя |
Развернутый план работы | Четкость распределения обязанностей и этапов работы. Проработанность плана | 20.09.2008 | |||
Материалы для выполнения практической части работы | Корректность выбранных методов, актуальность, идея проекта | 30.10.2008 | |||
Предварительная версия теоретической части работы | Самостоятельность, научная корректность, используемые источники, раскрытие темы. | 30.11.2008 | |||
Практическая часть, продукт | Научная обоснованность, правильность выполнения, объем работы, качество продукта | 20.03.2009 | |||
Портфолио участника проектной группы | Самостоятельность мышления, активность работы | 10.04.2009 | |||
Предварительная оценка курсовой работы научным руководителем проекта (рецензия). | Систематизация данных, обоснованность выводов, структура работы, оригинальность, оформление, язык, грамотность, практическая ценность. | 10.04.2009 | |||
Защита курсового проекта | Активность во время защиты, владение материалом. |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: __________________________________________
Председатель комиссии ____________________________ Шепталина Н. Ю.
подпись, дата
Приложение 3
Образец оформления титульного листа курсовой работы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ№8
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ГРУППЕ …..5
1.1. Проблемы общения в психологии ……………………………………….5
1.2. Межличностные отношения в группе …….……………………………..7
1.3. Общение подростков …………………………………………………….10
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ГРУППЕ.13
2.1.Организация эмпирического исследования ..….……………………….16
2.2.Результаты исследования……………………………. ………..................19
2.3.Анализ полученных результатов исследования………………………...20
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ГРУППЕ……………………………………………………………………..23
3.1. Психологические особенности коррекции межличностных отношений подростков в группе …………………………………………………….…….23
3.2. Организация экспериментального исследования…………………….…26
3.3. Анализ результатов социально – психологического тренинга коррекции отношений подростков в группе ……………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..30
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………..…………..31
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………..……………32
Приложение 5
Образец оформления списка литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 264с.
2. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981. – 311с.
3. Анцыферова Л.И. Статья в сборнике: Человек в системе наук. М.: 1989. – 84-114с.
4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. – 286с.
5. Асмолов А.Г. Культурно – историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж: АПСН, 1996. – 427с.
6. Батаршев А.В. Психология личности и общения. М.: Владос, 2004. – 216с.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепциии воспитание / общ. ред. Пилиповского В.Я. – М.: Прогресс, 1986. – 420с.
8. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии. – М., МПСИ, «Флинта», 1998. – 418с.
9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968. – 245с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. – 364с.
11. Додонов Б.И. О системе «личность» // Вопросы психологии, 1985, №5. – 34-45с.
12. Ильин Е.Л. Психология индивидуальных различий. Питер, 2004. – 604с.
13. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самопознание. – М. 1984. – 357с.
14. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского,М., 1985. – 658с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304с.
Приложение 6
Пример оформления таблицы
Таблица 3
Результаты индивидуальных и средних значений по методике «Самооценка психических состояний» Г.Айзенка в группе замужних женщин.
Испытуемые | Показатели тревожности | Показатели фрустрации | Показатели агрессивности | Показатели ригидности |
Средний балл | 9,9 | 10,8 | 9,95 |
Приложение 7
Образец оформления рисунка курсовой работы
Рис. 1. Половозрастное распределение в выборке испытуемых
Приложение 8
Образец оформления рисунка курсовой работы
Рис. 2. Результаты ответов по базисным шкалам теста MMPI, где,
1-ая шкала – невротического сверхконтроля (ипохондричности)
2-ая шкала – депрессии
3-ия шкала – эмоциональной лабильности (истерии)
4-ая шкала – социальная дезадаптации (психопатии)
5-ая шкала – выраженность мужских и женских черт характера
6-ая шкала – аффективной ригидности (паранойи)
7-ая шкала – тревоги (психостении)
8-ая шкала – индивидуалистичности (шизоидности)
9-ая шкала – оптимизма (гипомании)
Цифрами на столбцах обозначено количество испытуемых, обнаруживших результаты в области высоких, средних и низких значений.
Приложение 9
Образец оформления графика в курсовой работе
Рис. 3. Усредненный психологический профиль личности врача-стоматолога в группе, где по вертикали обозначены Т-баллы, по горизонтали оценочные (l-искренности, F-достоверности, K-коррекции) и базисные (1-9) шкалы методики MMPI, (СМИЛ) в модификации Л.Н.Собчик.
Приложение 10
Образец оформления рисунков курсовой работы
Рис. 4. Распределение испытуемых в процентах по уровню эмпатийности по методике Батаршева А.А. «Тест эмпатийных тенденций»
Рис. 5. Гистограмма показателей индивидуальных и средних значений по методике “Исследование уровней эмпатийных тенденций” И.М.Юсупова в группах №1 и №2.
Приложение 11
Образец оформления последнего листа курсовой работы
Я, ______________________________________________________________ ,
(фамилия, имя, отчество полностью от руки)
выполнил курсовую работу, являющуюся частью курсового проекта по теме:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке и защите курсовых работ
для студентов
Дисциплина: «Психология»
Специальность: 060109 «Сестринское дело».51
Курс 3
Семестр 6
Методическое пособие
Москва 2011 г.
Рассмотрены и одобрены на заседании ЦМК ____________ Председатель ЛЕБЕДЕВА Т. Н. _____________________________ Протокол № ______________ От «__» ___________ 200__ года | Составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям 060109 « Сестринское дело» 51 |
«Утверждаю» заместитель директора по УР ШЕПТАЛИНА Н. Ю. «__» ____________ 200__ года |
Составитель: Преподаватель психологии высшей категории Овчаренко З.В.
Рецензенты
Методические рекомендации предназначены в помощь студентам при подготовке и оформлении курсовых работ по дисциплине психология.
Требования настоящих Методических рекомендаций обязательны для выполнения курсовых работ всеми студентами ГОУ СПО МУ№8.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа является важной составной частью учебного процесса. Количество и сроки выполнения курсовых работ определяются учебным планом.
Курсовой проект по дисциплине «Психология» является одновременно формой контроля знаний студентов и формой обучения.
В процессе работы над курсовым проектом студенты учатся применять на практике знания, полученные в ходе аудиторного изучения дисциплины.
Целью курсовой работы является показ студентом своего умения проявить исследовательский подход к явлениям действительности на примере решения локальной проблемы в рамках избранной темы. В процессе работы над курсовым проектом студент изучает литературу, анализирует и обобщает полученную информацию по проблеме, овладевает методами научного познания.
Задачами курсовой работы являются:
– самостоятельное исследование актуальных вопросов профессиональной деятельности;
– развитие навыков творческого анализа научной, методической и другой литературы по психологической проблематике;
– анализ, обработка и интерпретация эмпирического материала и результатов психодиагностики;
– выработка навыков и умений грамотно и убедительно излагать научный материал, личную позицию по рассматриваемой проблеме, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и, для старших курсов - практические рекомендации;
– овладение приемами научной речи и письмом.
Требования к курсовой работе
При работе над курсовой работой студент должен продемонстрировать исследовательский подход к проблеме; умение творчески использовать знание теории, изученной по книгам и лекциям преподавателей для исследования реальных проблем, с которыми сталкиваются в своей практике медицинские работники, практические психологи и студенты в образовательных учреждениях медицинского профиля.
Студент обязан проявить достаточную самостоятельность в раскрытии темы (исключаются переписывания, «скачивание» из Интернета и компиляции из готовых работ различных авторов). Студент должен переработать содержание взятых в качестве источника научных трудов, используемые для подтверждения цитаты приводятся в работе с обязательной ссылкой на источник.
Последовательность и сроки подготовки курсовой работы
Последовательность подготовки курсовой работы:
– выбор темы курсовой работы и ее согласование с научным руководителем. Студен выбирает тему из перечня, утвержденного на заседании ЦМК. Студент имеет право предложить собственную тему по предварительному согласованию с научным руководителем;
– получение задания на выполнение курсового проекта от научного руководителя, в котором фиксируются: дата выдачи студенту задания к курсовому проекту, срок сдачи развернутого плана работы, срок предварительного согласования материалов для выполнения практической части работы, срок сдачи предварительной версии теоретической части работы (в электронном виде), срок сдачи предварительной версии всей курсовой работы (в электронном виде), срок сдачи готовой курсовой работы преподавателю.
– определения вида проекта: практический или экспе<