Глава iiэмпирическое исследвание причин агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в дошкольной оброзовательной организации.
2.1.Методы и процедура исследования причин агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Целью данного исследования является изучить причины возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в группе дошкольной образовательной организации.
Исследование проводилось на базе детского сада № 2 «Дюймовочка»с 18.04.2017 по 16.05.2017 года. В исследовании приняло участие 30 детей, из них 11 девочек и 19 мальчиков.
Эмпирическое исследование состояло из следующих этапов:
1. Диагностика агрессивности у дошкольников.
2. Наблюдение за агрессивными дошкольниками с целью выявления причин проявления агрессии.
3. Разработка рекомендаций для воспитателей и родителей по профилактике возникновения агрессии у детей дошкольного возраста.
Для диагностики уровня агрессивности у дошкольников были использованы следующие методики.
На первом этапе исследования для диагностики агрессивности в группе детей старшего дошкольного возраста использовался метод наблюдения. В качестве критериев наличия агрессивного поведения у детей использовались признаки поведения, предложенные Е.О. Смирновой. К ним относятся следующие:
1) Высокая частота агрессивных действий — в течение часа наблюдений такие дети демонстрируют не менее четырех действий, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного;
2) Преобладание прямой физической агрессии — если у большинства дошкольников чаше всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие;
3) Наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников), а исключительно на физическую боль или страдание сверстников.
Результаты наблюдения фиксировались в специальном бланке (Приложение 1).
Также для диагностики агрессивности у детей использовалась методика «Несуществующее животное».
Методика «Несуществующее животное»
По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально:«Всякая мысль заканчивается движением»).
По составу данный тест — ориентировочный, как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования. Для проведения теста нужен лист бумаги А4, простой мягкий карандаш, ластик. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, не глянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Данная методика направлена на исследование личности детей, помогает понять основные проблемы ребёнка, его отношение к миру, понимание мира, окружающего его; выясняет: какой тип воображения у ребёнка преобладает.
Может использоваться при работе с детьми от 4,5—5 лет и старше.
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и дайте ему несуществующее название».
Проведение теста. Детям предлагают лист белой бумаги и простой карандаш. Младшим детям (4,5 — 6 лет) можно предложить цветные карандаши и фломастеры. Им также могут быть даны детальные разъяснения понятия «несуществующее животное». Например, взрослый может предложить нарисовать такое животное, которого нет в жизни, оно существует только в сказках. После начала работы взрослый не вмешивается в процесс рисования. Как только ребенок закончил рисовать, его можно попросить ответить на некоторые вопросы: «Как зовут это животное?», «С кем оно живет?», «С кем дружит?», «Чем питается и как добывает пищу?», «Как он себя защищает в опасных ситуациях?». Можно предложить ребенку рассказать об одном дне из жизни животного и задать по ходу рассказа нужные вопросы. Педагогу-психологу необходимо получить максимум информации вербальным путем. Ответы детей фиксируются.
Первое впечатление позволяет получить первичное понимание:
· индивидуальных эмоциональных реакций ребенка;
· степени его эмоциональной зрелости;
· психической уравновешенности.
Далее переходят к анализу отдельных деталей изображения. Любые отклонения и противоречия в толковании частного признака с целостным восприятием рисунка должны быть специально проанализированы. Однако приоритет в интерпретации всегда остается за общим впечатлением. Также важно выяснять, как сам ребенок относится к рисунку.
Аспекты анализа рисунка
Формальный:
· семантика расположения в пространстве;
· графологические признаки (характеристики идеомоторных актов, анализ линий; пространственно-символический аспект, направление линий и характер кон тура).
Содержательный:
· центральная смысловая часть фигуры;
· несущая, опорная часть фигуры;
· часть, поднимающаяся над уровнем фигуры;
· тематический аспект (необычные детали, название).
Интерпретация
В данной методике в связи с целью исследования мы анализировали только параметр агрессивности, который может быть выражен в следующих параметрах. Наличие внутриличностного конфликта при несоответствии самооценки и уровня притязаний. На рисунках таких детей маленькая фигурка может располагаться на самом верху листа, либо, наоборот, большая фигурка нарисована в самом низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оценить себя, составить свой целостный образ. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняются и поведение, и характер общения. При этом дети, у которых небольшая фигура животного смещена вверх, часто скрывают свою неуверенность и тревогу (иногда неосознанные) нарочито жестким, агрессивным поведением, конфликтностью. Такой вид агрессии называется «агрессией от тревоги» и является весьма распространенным как у детей, так и у взрослых, которые нападают, чтобы скрыть свое неумение, некомпетентность и неуверенность. О таком поведении сложилась поговорка: «Лучший метод защиты — нападение». Этот тип отклонений часто проявляется у детей, у которых, нет уверенности в родительской любви и защите. Дети боятся, что мама или папа не будут их любить, если они сделают что-то не так, не получат высокой оценки.
Большое значение имеет и преобладание в нарисованной фигуре горизонтальных иливертикальных линий. Вытянутая по горизонтали фигура говорит о неуверенности, тревожности, а преобладание вертикальных линий — наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству.
Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжатые кулаки и т.п., так же как и ответы детей, в которых рассказывается о том, что животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т. п. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии, появляющейся в результате тревоги. Поэтому важно анализировать рисунок целиком, сопоставляя данные, полученные при анализе разных параметров.
Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
На голове также бывают расположены дополнительные детали, например, рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками: когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: (спонтанная или защитно-ответная).
Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это — защита от окружающих:
агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии;
с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению:
верхний контур фигуры — против выше стоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, воспитателей;
нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасность и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях;
то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии: когти, зубы, клювы.«Поднимающиеся» линии говорят об агрессивных тенденциях.
Следующим этапом было выявление причин возникновения агрессии у детей. Для этого использовался метод наблюдения за детьми с повышенным уровнем проявления агрессии (Приложение 2).
Последним этапом исследования была разработка рекомендаций для родителей и воспитателей по профилактике возникновения агрессии у детей дошкольного возраста. Разработка рекомендаций проводилась на основе результатов исследования.
Методика изучения темперамента Р.Р. Кашапова
Цель данной методики: изучение и выявление темперамента у детей дошкольного возраста.
Автор методики предлагает наблюдать за детьми дошкольного возраста, причём наблюдать направленно.
Из четырёх предложенных под каждым номером утверждений предлагается выбрать наиболее свойственное испытуемому.
1. а) неусидчивый, суетливый; б) весёлый, жизнерадостный; в) спокойный и хладнокровный; г) стеснительный и застенчивый;
2. а) бывает вспыльчивым; б) энергичный и деловитый; в) последовательный и обстоятельный; г) теряется в новой обстановке.
3. а) нетерпеливый; б) не доводит начатое дело до конца; в) осторожный и рассудительный; г) затрудняется установить контакт с новыми людьми.
4. а) бывает резким, прямолинейным в отношениях со сверстниками; б) любит хвалиться перед сверстниками и взрослыми; в) усидчивый и старательный; г) иногда не верит в свои силы.
5. а) решительный и инициативный; б) способен быстро схватывать новое; в) молчаливый; г) легко переносит одиночество.
6. а) чрезвычайно упрямый; б) часто меняет интересы; в) обладает спокойной ровной речью с остановками; г) при неудачах подавленный и растерянный;
7. а) находчивый в споре; б) легко переживает неудачи и неприятности; в) терпеливый; г) склонен уходить в себя;
8. а) самостоятельный; б) легко приспосабливается к разным обстоятельствам; в) доводит начатое дело до конца; г) быстро утомляется;
9. а) работает рывками; б) с увлечением берётся за любое новое дело; в) любит заниматься полезным делом; г) обладает слабой тихой речью, иногда снижающейся;
10. а) боязливый; б) быстро переключается, если начатое дело перестаёт его интересовать; в) аккуратно обращается с вещами и игрушками; г) не имеет собственного мнения, невольно приспосабливается к характеру собеседника;
11. а) обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью; б) быстро включается в новую работу и быстро переключается на другую; в) сдержанный; г) впечатлительный до слезливости;
12. а) неуравновешенный; б) не любит однообразную и кропотливую работу; в) мало восприимчив к замечаниям; г) необщительный и высокомерный;
13. а) бывает агрессивным; б) общительный и отзывчивый, не чувствует скованности; в) незлобный; г) мнительный;
14. а) нетерпим к недостаткам; б) выносливый и работоспособный; в) постоянен в своих интересах; г) легко ранимый;
15. а) обладает выразительной мимикой; б) обладает громкой, быстрой отчётливой речью, сопровождающейся живыми жестами и выразительной мимикой; в) медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое; г) чрезмерно обидчивый;
16. а) способный быстро действовать и принимать решение; б) в неожиданной ситуации сохраняет самообладание; в) ровный в отношениях со всеми; г) необщительный;
17. а) любит всё новое; б) обладает всегда бодрым настроением; в) любит аккуратность во всём; г) малоактивный и робкий;
18. а) обладает резкими порывистыми движениями; б) быстро засыпает и пробуждается; в) с трудом приспосабливается к новой обстановке; г) покорный, безропотный;
19. а) проявляет поспешность в решениях; б) настойчивы в достижении поставленной цели; в) инертный, малоподвижный; г) стремится вызвать сочувствие и помощь других;
20. а) склонен к резким сменам настроения; б) склонен отвлекаться; в) обладает выдержкой; г) чрезвычайно восприимчивый к замечаниям и похвале.
Теперь необходимо подсчитать, сколько раз у каждого ребёнка встречается та или иная буква. Умножаем каждую из полученных четырёх сумм на 5.
Например, вариант «а» встречается 6 раз, следовательно, 6 х 5=30, а вариант «б» - 3 раза, значит 3 х 5=15. То же самое проделываем с вариантами «в» и «г».
Таким образом, мы получили процентное содержание ответов; в данном примере - это 30 % и 15 %.
Четыре варианта ответов соответствуют четырём типам темперамента: «а» - холерический тип темперамента; «б» - тип сангвиника; «в» - тип флегматика; «г» - тип меланхолика.
Если процентное содержание какого-либо темперамента составляет к примеру 40 % - этот тип доминирует.
Сверить показатели эксперимента с описанием каждого типа.
Холерик - безудержный, неуравновешенный тип. Эмоции бурные, вспышками. Резкая смена настроений. Речь сбивчивая, неровная. С людьми прямолинеен, неуживчив. Нетерпелив, не умеет ждать. Неустойчив в интересах и склонностях. Работает рывками. Постоянно стремится к новому. Дети такого типа учатся обычно удовлетворительно, однако испытывают затруднения в приспособлении своих реакций и эмоций к требованиям образовательного учреждения. Их речь становится в меру быстрой, но неровной и формируется труднее.
Сангвиник - живой, уравновешенный. Выдержан, сохраняет самообладание в сложной обстановке. Общителен, легко входит в новый контакт, не чувствует скованности. Быстро включается в новую работу и быстро переключается. Инициативен, но в решениях часто несобран. Это темперамент, не вызывающий трудностей при воспитании. Речевые реакции образуются быстро и соответствуют возрастным нормам. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъёмом.
Флегматик - уравновешенный, малоподвижный тип. Эмоции слабо выражены, устойчивы. Осторожен, рассудителен. Малоподвижен, инертен. Общителен в меру. Внимание устойчивое. Придерживается заведённого порядка во всём. Устойчив в интересах и склонностях. Медленно включается в новую работу, медленно переключается с одного дела на другое. Флегматик легко приспосабливается к социальной среде. Быстро выучивается говорить, читать и писать. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.
Меланхолик - неуравновешенный малоподвижный тип. Все эмоции внутри, как правило, это его переживания. Очень чувствителен, нерешителен, не верит в свои силы. Движения рук стеснительные. Склонен к одиночеству, замкнутости, тяжело идёт на контакты. Устойчив в интересах и склонностях, в новой обстановке и деятельности не теряется. Слабый тип нервной системы у ребёнка является благоприятной почвой для возникновения нарушений деятельности коры.
2.2. Анализ результатов исследования причин возникновения агрессии у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Первым этапом исследования было наблюдение за проявлениями агрессивности у детей. По итогам наблюдения была выделена группа детей с повышенной агрессивностью (табл.1). Было выявлено 5 агрессивных детей (все мальчики).
Таблица 1. Результаты наблюдения за проявлением агрессивности у детей
ФИ ребенка | Количество агрессивных действий в течение часа | Преобладание физической агрессии | Преобладание вербальной агрессии | Наличие враждебных агрессивных действий, направленных исключительно на физическую боль или страдание сверстников | Итог: наличие повышенной агрессивности у исследуемого |
1 А.М. | - | - | - | ||
3 Б.С. | - | - | - | ||
4 Б.Е. | - | + | - | ||
5 В.К. | - | + | - | ||
6 Г.М. | - | - | - | ||
7 Г.Д. | - | - | - | ||
9 З.С. | - | + | + | + | |
10 З.М. | + | - | + | + | |
11 И.А. | - | - | - | ||
13 К.А. | - | - | - | ||
14 Л.Г. | + | + | + | + | |
15 М.С. | + | - | - | ||
16 П.Я. | - | - | - | ||
17 П.М. | + | - | - | ||
18 Р.И. | - | - | + | + | |
19 С.Т. | - | - | - | ||
20 С.П. | + | - | - | ||
21 Т.С. | - | - | - | ||
22 Т.С. | - | - | + | ||
23 Х.К. | - | - | - | ||
24 Х.А. | - | - | - | ||
25 Ч.В. | - | - | - | ||
26 Ч.М. | + | + | + | + | |
27 Ш.Д. | + | - | - | ||
28 Ш.С. | - | - | - |
Далее, чтобы подтвердить (или опровергнуть) полученные данные использовалась методика «Несуществующее животное». По ее результатам были выделены дети, склонные к агрессивным проявлениям: всего 7 (37%), из них 3 девочки и 4 мальчика. Из выявленных детей только 2 (35%) детей оказались из группы детей, проявляющих агрессию, по результатам наблюдения. Возможно, это говорит о том, что у 5 детей есть скрытая агрессия, которая никак не проявляется вовне, или проявляется косвенно. Данное предположение требует дополнительного исследования. В случае его подтверждения такие дети, нуждаются в профилактической работе по профилактике агрессивного поведения. Но, поскольку в данной работе исследуются причины агрессивного поведения, то дальнейшее наблюдение было направлено на тех детей, у которых было выявлена агрессия в поведении и речи.
Затем проводилось наблюдение с целью выявления причин агрессивного поведения у детей. В параграфе, посвященном причинам проявления агрессии у детей были выделены следующие причины:
· психологическое ограничение, лишающее человека свободы действий,
· неправильные, несправедливые действия и поступки окружающих,
· препятствие в достижении цели,
· определенные эмоциональные состояния,
· напряженный эмоциональный климат в семье,
· неприятие ребенка,
· проблема взаимоотношений между братьями и сестрами,
· неуважение к личности ребенка,
· поведение родителей и близких как модель проявления агрессии;
· недостаток внимания,
· чрезмерный контроль,
· запрет на физическую активность,
· личные причины агрессивности ребенка: особенности темперамента, возрастные кризисы, текущая стрессовая ситуация, влияние окружающей среды, переутомление.
В дошкольной образовательной организации мы могли пронаблюдать и выявить причины агрессивных проявлений, носящих с одной стороны систематический характер, с другой – связанных с конкретной наличной наблюдаемой ситуацией. Таким образом, из перечисленных причин доступными для наблюдения были следующие:
· Ограничение активности;
· Негативная оценка взрослым (действий ребенка или его самого);
· Негативная оценка сверстником;
· Несправедливое отношение к ребенку (как он сам это чувствует);
· Объект агрессии являлся препятствием к достижении цели;
· Особенности темперамента.
· Недостаток внимания.
· Переутомление.
Наблюдение проводилось в течение недели за каждым ребенком по параметрам, представленным в таблице 2.
Таблица 2.Причины агрессивного поведения
Ограничение активности | Негативная оценка взрослым (действий ребенка или его самого) | · Несправедливое отношение к ребенку (как он сам это чувствует) | Объект агрессии являлся препятствием к достижении цели | Особенности темперамента | Недостаток внимания | Переутомление | Негативная оценка сверстником |
Р.И. | меланхолик | ||||||
З.С. | меланхолик | ||||||
З.М. | холерик | ||||||
Л.Г. | холерик | ||||||
Ч.М. | холерик | ||||||
Всего |
Из представленной таблицы видно, что причины, вызывающие у детей в ДОО агрессию, различные, но есть преобладающие, такие как негативная оценка сверстником и препятствие к достижению цели. Трое из 5 детей (60%) являются холериками, т.е. имеют природную склонность к проявлению агрессии. Двое из 5 детей (40%) являются меланхоликами. Меланхолики характеризуются слабостью нервной системы, что говорит в пользу того, что причиной агрессии может быть переутомление. Исходя из данных таблицы видно, что данная причина проявления агрессии у этих детей действительно встречается часто.
Исходя их выявленных причин, были разработаны рекомендации для педагогов ДОО и родителей по вторичной профилактике и преодолению агрессивного поведения.