Краткий словарь психологических терминов
И ПОНЯТИЙ
Абиотический раздражитель (стимул) — свойство окружающего мира, которое непосредственно не определяет процесс жизнедеятельности организма, однако его объективная связь с биотическим раздражителем может выступать для организма определенным сигналом его присутствия, поэтому он отражается на психическом уровне.
Абсолютный порог — минимальная величина раздражителя, которая вызывает едва заметное ощущение; является мерой нижнего предела сенсорной чувствительности.
Автохтонные и поведенческие детерминанты восприятия — термины Дж. Брунера, описывающие два типа факторов, влияющих на восприятие; автохтонные — нейрофизиологические механизмы, определяющие выраженность соответствующих сенсорных эффектов; поведенческие — активные приспособительные функции организма.
Агнозия — расстройство восприятия, наблюдающееся при поражении вторичных отделов коры больших полушарий; характеризуется сохранностью сенсорной чувствительности, но потерей способности человека к анализу и синтезу сенсорной информации, что приводит к неспособности опознания предмета; в соответствии с модальностями современные нейропсихологи различают зрительные, тактильные и слуховые агнозии.
Адаптивные пороговые методы — приборные или компьютерные методы пороговых измерений, в которых отслеживаются ответы испытуемого и соответствующим образом регулируется изменение стимуляции.
Аккомодация — процесс фокусировки оптической системы глаза на объект, осуществляемый посредством изменения кривизны хрусталика.
Активация опознаваемых перцептивных единиц (в модели Д.Канема-на) — третья стадия анализа сенсорной информации, на которой при появлении стимула, обладающего определенными критическими признаками, происходит соответствующая активация гипотетических когнитивных структур.
Акустическая тень — один из механизмов бинаурального слуха, заключающийся в том, что высокочастотные колебания, поступающие справа или слева от человека по-разному отражаются от головы, и поэтому интенсивности звука, поступающего в левое и правое ухо, заметно отличаются.
Амодальность образа мира — понятие, введенное А. Н.Леонтьевым для описания предметного характера восприятия в рамках его концепции образа мира; данное понятие подчеркивает, что одно и то же физическое
свойство объекта по-разному отображается в модальных качествах образа восприятия, а это, в свою очередь, означает, что сенсорные качества воспринимаемого объекта жестко не связаны с его объективными предметными свойствами; в этом смысле образ мира приобретает также амо-дальный или надмодальный характер.
Анаглиф — особое изображение, на котором обе картинки, соответствующие левой и правой стереопарам, окрашены в разные цвета и напечатаны одна поверх другой с небольшим смещением, т.е. с искусственно созданной диспаратностью.
Анализ слуховых сцен — новое направление в исследовании слухового восприятия, связанное с изучением механизмов анализа человеком сложного звукового потока, возникающего в окружающей его среде.
Асинхрония включения стимула — временной параметр стимуляции, от которого зависит выраженность кажущегося движения; равен сумме длительности стимулов и межстимульного интервала.
Ассоциация (в структуралистской теории восприятия) — гипотетический механизм, обеспечивающий соединение ощущений с образами памяти.
Аудиограмма — пороговая кривая изменения абсолютной слуховой чувствительности к звукам различной частоты.
Аутокинетический феномен — иллюзия восприятия движения неподвижного точечного источника света в темноте.
Аутоскопический феномен, или феномен «двойника» — яркий зрительный образ собственного тела, видимый как бы со стороны.
Афферентная теория стабильности видимого мира — представления Ч.Шерингтона о том, что афферентные сигналы от глазодвигательных мышц поступают в головной мозг и тормозят афферентные сигналы от движения объекта.
Ахроматический последовательный контраст — один из феноменов перцептивного последействия, заключающийся в появлении после яркого черно-белого стимула его негативного послеобраза, соответственно, белого или черного.
Бдительность — состояние, характеризующееся повышенным вниманием в задачах обнаружения или различения простых сенсорных сигналов.
Бессознательные умозаключения — по Г. Гельмгольцу — основной психический механизм формирования образов восприятия, осуществляющий связь непосредственно данных субъекту ощущений и его прошлого опыта.
Биения — слуховой перцептивный феномен, возникающий, когда человеку предъявляются два тональных звука одинаковой интенсивности и незначительно различающиеся по частоте; при этом воспринимаются периодические изменения громкости высоты тона, равной среднему значению высот обоих звуков.
Бинауральные признаки — два физических параметра слуховой стимуляции, определяющиеся положением головы наблюдателя относительно источника звука: интеруральная временная задержка и различие интенсивности сигналов, поступающих в каждое ухо.
Бинауральный слух — слуховое восприятие пространства одновременно двумя ушами.
Бинокулярное соревнование — феномен стереозрения, возникающий при превышении порога диплопии, заключающийся в том, что человек перестает воспринимать слитый образ и может видеть в стереоскоп поочередно то одно, то другое изображение или воспринимать довольно неустойчивую и постоянно меняющуюся картину.
Бинокулярный параллакс или бинокулярная диспаратностъ — зрительный признак относительной удаленности каких-либо двух объектов; измеряется как разность углов конвергенции на ближний и дальний объекты.
Биологические часы — подход, объясняющий то, как мы отслеживаем течение времени; основан на том, что восприятие времени имеет свою биологическую основу в виде квантованного во времени течения базовых физиологических процессов.
Биотический раздражитель {стимул) — свойство окружающей среды, которое непосредственно участвует в обмене веществ, определяющем процесс жизнедеятельности организма, отражается уже на допси-хическом уровне.
Быстрое/медленное течение психологического времени — один из известных когнитивных стилей.
Вербализация!визуализация — один из известных когнитивных стилей.
Вергентные движения глаз — содружественные движения глаз, осуществляющиеся бинокулярной фиксацией взора на каком-либо объекте. См. конвергенция и дивергенция.
Верхний и нижний разностные пороги — те точки, которые соответствуют ощущениям едва заметного различия эталонного и переменного стимулов (при измерении разностного порога).
Верхний или терминальный абсолютный порог — максимально допустимая величина раздражителя, при которой он еще ощущается как стимул определенной модальности, при ее превышении ощущение данной модальности переходит в ощущение другой модальности, например тактильное, болевое.
Верхний порог стереопсиса или порог диплопии — величина диспарат-ности, при которой образ начинает двоиться, но тем не менее человек продолжает переживать чувство глубины; выше этой величины мы перестаем воспринимать слитный образ от двух диспаратных изображений.
Вложенные схемы — термин, используемый У. Найссером для описания иерархического строения перцептивных схем, обеспечивающих многоуровневый процесс одновременного анализа и синтеза информации.
Воздушная перспектива — зрительный признак относительной и абсолютной удаленности объектов; основан на том, что на больших расстояниях происходит естественное рассеяние света в воздухе, как результат этого — далекие предметы кажутся менее четкими, чем ближние, их цвета менее насыщенными и контрастными по отношению к небу или другому объекту, находящемуся в поле зрения.
Воспринимающая система — понятие, используемое Дж. Гибсоном для характеристики восприятия как активного процесса; включает соподчи-
нение различных органов и их настроек, соответствующее логике внешнего мира и перцептивной задаче наблюдателя.
Воспринимающая функциональная система — термин А.Н.Леонтьева, использованный для обозначения иерархии органов, движение которых направляется познавательной активностью субъекта, например следящие движения глаз и головы. Аналогичен терминам функциональный орган (А.А.Ухтомский) и воспринимающая система (Дж.Гибсон).
Восприятие — активный процесс, создающий осознанное психическое отражение предмета и ситуации в целом в виде целостного знания и возникающий при непосредственном воздействии предмета на органы чувств.
Восприятие биологического движения — экспериментальная парадигма для исследования восприятия движения живых объектов, заданных несколькими движущимися точками.
Восприятие как категоризация — общее представление Дж. Брунера о восприятии, развивающее классические представления Г. Гельмгольца.
Восходящие процессы — ряд последовательных процессов переработки информации на все более и более высоких уровнях ее анализа, связанных с анализом информации, выделяемой рецепторами из стимула.
Выпадение смыслового компонента восприятия — патопсихологическое нарушение восприятия у ряда неврологических и психиатрических больных, когда при показе картины они могут опознать отдельные детали рисунка, но его общее содержание им остается непонятным; является результатом нарушения произвольного компонента в процессе восприятия.
Высота расположения объекта в поле зрения — изобразительный зрительный признак; может нести информацию об абсолютной и относительной удаленности: далекие объекты, расположенные в поле зрения относительно линии горизонта, как правило, выше, чем ближние.
Галлюцинации — ложное восприятие отсутствующего предмета или его признаков, субъективно признаваемое за реальное восприятия.
Гештальт — основное понятие гештальттеории восприятия, обозначающее целостность образа восприятия.
Гештальттеория восприятия — теория, рассматривающая восприятие какого-либо предмета как целостное образование, т.е. несводимое к сумме свойств составляющих его ощущений.
Гештальттеория константности — объяснение феномена константности восприятия, основанное на том предположении, что форма объекта воспринимаемого объекта в силу определяющих ее стимульных качеств, задающих его конфигурацию, является тем стимулом, на который ЦНС реагирует непосредственно.
Гибкость/ригидность познавательного контроля — один из известных когнитивных стилей.
Гипногогический образ — ясное, детальное и отчетливое проецируемое во вне представление, появляющееся в период засыпания.
Гипнопомпический образ — ясное, детальное и отчетливое проецируемое во вне представление, появляющееся в период пробуждения.
Гипотеза «занятого номера», или «занятой линии» — одна из гипотез, объясняющая эффект слуховой маскировки интерференцией колебаний основной мембраны внутреннего уха, вызываемых тестовым звуком и маскером.
Гипотеза суммации — в структуралистской теории восприятия — гипотетическое предположение о том, что перцептивный эффект воздействия суммы ощущений равен эффекту от всех ее составляющих по отдельности.
Гипотеза уподобления — гипотеза А.Н.Леонтьева о том, что восприятие есть процесс уподобления динамики самого процесса свойствам внешнего раздражителя.
Глаз—голова (по Р.Грегори) — одна из двух основных систем детекции движения; кодирует перемещение движущегося объекта поворотом глаз относительно головы.
Гороптер (теоретический) — геометрическая модель точек, имеющих нулевую диспаратность; является окружностью, проходящей через центры вращения обоих глаз и точку бификсации.
Готовность категорий (или перцептивная готовность) — термин, используемый Дж. Брунером для объяснения избирательности восприятия; своего рода преднастройка восприятия, которая задается повышенной вероятностью опознания данного объекта среди других.
Градиент текстуры — введенное Дж. Гибсоном понятие, обозначающее перцептивный инвариант, связанный с закономерным уменьшением размера элементов текстуры поверхности при удалении его от наблюдателя; обеспечивает информацию об абсолютной удаленности объектов и константность восприятия размера одинаковых, но разноудаленных от наблюдателя объектов.
Двойственность восприятия — двоякое представление об образе восприятия, с одной стороны, как чувственном отражение объективного мира, а с другой — формы представления знаний человека о нем в виде предметного значения образа.
Дивергенция — процесс разведения оптических осей, сопровождающийся поворотом глазных яблок.
Диплопия — перцептивный феномен двоения объекта, возникающий при большой диспаратности, т.е. превышении ее верхнего порога.
Дирекциональная переходная функция — эмпирическая зависимость воспринимаемых человеком частотных характеристик звука от его положения (вверх-вниз) во фронтальной плоскости.
Дистальный стимул — термин; предложен Дж. Гибсоном для обозначения самого объекта восприятия во всей совокупности его свойств и качеств: размеры, форма, отражающая способность, вес и т.д.
Дифракция света в зрачке — феномен, связанный с особенностями оптической системы глаза и проявляющийся в изменении четкости изображения в зависимости от диаметра зрачка; диаметр изменяется в широких пределах в зависимости от освещенности объекта наблюдения, вследствие этого закономерно меняется степень рассеяния световых лучей, попадающих на сетчатку.
Дополнительные сенсорные признаки — термин (введен К. В. Бардиным), означает ряд неспецифических для данной сенсорной модальности признаков, появляющихся у испытуемых в ходе сенсорной тренировки, например: «прозрачный, чистый или упругий» звук.
Завершение проверки (по Дж. Брунеру) — завершающая фаза процесса перцептивной категоризации; ее функция — окончание поиска признаков.
Закон временной суммации Блоха — эмпирическая закономерность, описывающая отношение между величиной пороговой яркости стимула и длительностью его предъявления.
Закон заполненного временного отрезка — сформулированная С. Л. Рубинштейном закономерность, указывающая на то, что оценка длительности временного интервала зависит от количества воспринятых событий и сложности когнитивной переработки поступившей информации.
Закон пространственной суммации Рикко — эмпирическая закономерность, описывающая отношение между воспринимаемой яркостью стимула и его угловым размером.
Закон Тальбота-Плато — эмпирическая закономерность, описывающая зависимость воспринимаемой яркости световых мельканий от их энергии.
Закон угла зрения — очевидный факт, что прямым и явным признаком удаленности воспринимаемого объекта служит размер его проекции на сетчатку наблюдателя: чем дальше расстояние до объекта, тем меньше угловой размер его проекции.
Закон эмоционально детерминированной оценки времени — сформулированная С.Л.Рубинштейном закономерность, указывающая на то, что оценка длительности временного интервала зависит от его наполненности эмоциональными переживаниями.
Закон Бугера-Вебера — количественный закон, установивший постоянство отношения величины разностного порога к величине раздражителя; лежит в основе вывода законов Г.Фехнера и С.Стивенса.
Закон Бунзена-Роско — эмпирическая закономерность, описывающая отношение между скоростью фотохимических реакций и длительностью предъявления светового стимула.
Закон Эммерта — эмпирическая закономерность, описывающая зависимость видимого размера последовательного образа от расстояния до той поверхности, на которой он наблюдается.
Законы группировки — в гештальттеории восприятия те объективные условия, при которых элементы физического мира объединяются в феноменальном поле в перцептивные гештальты, например: фактор близости, фактор сходства, фактор хорошего продолжения, фактор общей судьбы, фактор объективной установки.
Законы Корте — эмпирически установленные зависимости выраженности кажущегося движения от расстояния между стимулами, межсти-мульного интервала и интенсивности стимулов.
Законы образования гешталъта — принципы образования образов восприятия, рассматриваемые как основные формы проявления действия гипотетических перцептивных сил.
Знакомый размер — принцип оценки удаленности объекта, основанный на том, что наши оценки абсолютной и относительной удаленности объектов непосредственно зависят от имеющихся у нас представлений об их размерах.
Зона Панума — величина диспаратности, соответствующая оптимальному стереозрению, составляет 15 — 30 угловых мин.
Зоны стереопсиса — ряд перцептивных феноменов восприятия глубины, переживаемых в зависимости от величины диспаратности.
Зрительная кинестезия — характерные изменения структуры оптического строя, несущие наблюдателю информацию о его движениях в пространстве и переживаемые им как движения собственного тела.
Зрительная маскировка — ряд перцептивных феноменов, связанных с инерционностью нашего восприятия; выражается в ухудшении восприятия одного стимула (целевого или тестового) за счет предъявления другого стимула (маскера).
Зрительное столкновение — экспериментальная парадигма В. Шиф, Э. Гибсон и Дж. Гибсона для исследования восприятия движения, воспроизводящая зрительное переживание движения объекта.
Зрительные признаки — особенности зрительной стимуляции, несущие информацию об абсолютной и относительной удаленности объектов.
Зрительный обрыв — методика, разработанная Э. Гибсон и Р.Уоком для исследования восприятия глубины у новорожденных животных и младенцев и моделирующая на плоской твердой поверхности оптические свойства обрыва.
Избирательный характер восприятия — важнейший феномен восприятия, характеризующий зависимость содержания перцептивного образа от индивидуальных различий людей (мотивация, функциональное состояние и др.) и доминирующей установки.
Изменчивость гештальта во времени — в гештальтпсихологии восприятия — феноменологический принцип, характеризующий изменчивость содержания образов восприятия во времени.
Измерение — процедура приписывания чисел объектам или событиям в соответствии с определенными правилами.
Изображения —сетчатка (по Р.Грегори) — одна из двух основных систем детекции движения; кодирует перемещение движущегося объекта перемещением его изображения по сетчатке.
Изобразительные зрительные признаки — изобразительные средства, используемые художниками для передачи пространственного расположения различных объектов на плоскости.
Иллюзии восприятия движения — ряд перцептивных феноменов восприятия движения при его фактическом отсутствии.
Иллюзия заполненной длительности — эмпирический установленный факт, что заполненные временные интервалы оцениваются как более продолжительные по сравнению с «пустыми».
Импульсивность—рефлективность — один из известных когнитивных стилей.
Инвариантные отношения в восприятии — эмпирически установленные закономерные эффекты взаимодействия между феноменальными параметрами зрительного образа.
Индекс сенсорной чувствительности (а") — в рамках психофизической теории обнаружения сигнала — количественная мера сенсорной чувствительности наблюдателя.
Индуцированное движение — открытый К.Дункером перцептивный феномен иллюзорного движения, заключающийся в том, что движение
рамки наводит или индуцирует видимое движение неподвижной точки, находящейся внутри нее.
Инерционность формирования зрительного образа — временные ограничения зрения, проявляющиеся в том, что быстро предъявляемые стимулы или быстро меняющиеся события человек воспринимает слитно.
Интервал неопределенности — в психофизических методах измерения разностного порога та зона, где преобладают ответы равенства; зона стимулов, которая сверху ограничена стимулом, который в среднем едва заметно отличается от эталонного как больший, а снизу — тем стимулом, который в среднем едва заметно отличается от эталонного как меньший.
Интерорецепция — см. органические ощущения.
Интеруральная задержка — разница во времени поступления звуковых сигналов в оба уха, создающая определенный фазовый сдвиг между сигналами.
Интеруральная или центральная маскировка — слуховой перцептивный феномен, который имеет место в случае, когда более интенсивный маскер, подаваемый в одно ухо, затрудняет восприятие тестового стимула, предъявляющегося в другое ухо.
Информационный подход (в психологии восприятия) — концептуальная позиция, уподобляющая человека сложной технической системе переработки входящей сенсорной информации, как процесс последовательных и/или параллельных стадий (этапов), каждый из которых выполняет специфические операции по преобразованию информации, например: кодирование, выделение признаков, фильтрация, распознавание, проверка гипотез, принятие решения и др.
Иррадиация — оптический эффект рассеяния изображения на сетчатке, вызванный аберрацией и дифракцией световых лучей не сетчатке.
Кажущееся движение, или стробоскопическое движение — иллюзия движения, открытая в рамках гештальтпсихологии, состоящая в восприятии движения одного из двух источников света, включаемых последовательно через определенный интервал времени.
Каппа-эффект — зависимость восприятия времени от видимого расстояния между стимулами.
Катаракта — заболевание глаз, выражающееся в помутнении хрусталика; в рамках исследований развития восприятия представляют интерес данные наблюдения за больными людьми, прозревшими после удаления катаракты.
Кинестетические ощущения — ощущения, возникающие при движении и перемещении.
Кинетический эффект глубины — феномен восприятия объемной движущейся фигуры по ее плоской проекции, открытый Г.Уоллахом (см. структура-из-движения).
Кинетическое* восприятие формы — экспериментальная парадигма Д. Ригана для исследования восприятия движения объектов сложной формы, заданных несколькими точками, на фоне случайно движущихся точек.
Классическая теория константности — объяснение феномена константности восприятия, основанное на том, что при взаимодействии с
окружающим миром человек приобретает перцептивный опыт, усваивая объективные физические закономерности.
Классические психофизические методы — методы измерения порогов сенсорной чувствительности, предложенные Г. Фехнером.
Когнитивная схема (в теории У. Найссера) — психическая структура, предвосхищающая принятие перцептивной системой поступающей информации и, таким образом, управляющая познавательной активностью субъекта.
Когнитивно-стилевые особенности — индивидульно-своеобразные способы переработки информации, характеризующие специфику познавательных способностей конкретного человека.
Когнитивные часы — подход, объясняющий то, как мы отслеживаем течение времени; время рассматривается как субъективный, когнитивный процесс, не связанный с объективным отсчетом времени, а основанный на процессах переработки информации.
Когнитивный таймер — в рамках когнитивного подхода к восприятию времени представление о наличии отдельной когнитивной структуры, обрабатывающий информацию о времени.
Комната Эймса — искаженное восприятие видимых размеров объектов, расположенных внутри особой комнаты; причина заключается в конструкции самой комнаты, видимые размеры которой не соответствуют ее реальным физическим размерам.
Конвергенция — содружественные движения глаз, связанные с бинокулярной фиксацией взора на каком-либо объекте.
Константная ошибка — степень несовпадения эталона и точки субъективного равенства; характеризует степень переоценки или недооценки испытуемым эталонного стимула.
Константность величины — перцептивный феномен относительной неизменности восприятия размеров удаленных объектов несмотря на пропорциональное уменьшение их линейных размеров, и, соответственно, сетчаточных проекций.
Константность воспринимаемой скорости — перцептивный феномен, заключающийся в относительной независимости воспринимаемой скорости объекта от видимого расстояния до него.
Константность восприятия — важнейшее свойство восприятия, проявляющееся в относительной неизменности воспринимаемых признаков предметов при значительном изменении условий их восприятия.
Константность громкости звука — слуховой перцептивный феномен относительной независимости восприятия громкости звука от расстояния до его источника.
Константность запаха — перцептивный феномен относительной независимости интенсивности запаха от концентрации во вдыхаемом воздухе пахнущего вещества-одоранта.
Константность зрительного направления — перцептивный феномен, связанный с неизменностью положения объекта в поле зрения относительно других объектов при поворотах глаз, вызывающих смещение проекционных изображений по сетчатке, и, таким образом, постоянное изменение зрительных направлений на объекты.
Константность освещенности и цвета объекта — перцептивный феномен относительной неизменности воспринимаемой яркости и цвета объекта несмотря на изменение условий его освещения.
Константность положения видимого мира (или константность видимого положения) — перцептивный феномен стабильности видимого мира и своего положения в пространстве несмотря на постоянное смещение его изображения на сетчатке ввиду движений глаз и головы.
Константность существования — чувственное переживание существования объекта, в условиях, когда он реально не виден.
Константность формы — перцептивный феномен относительной неизменности воспринимаемой формы объектов несмотря на изменение формы их сетчаточных проекций.
Концепция возможностей — представление Дж. Гибсона о том, что, воспринимая окружающий нас мир (изолированные объекты, поверхности, компоновки поверхностей), мы воспринимаем те возможности, которые он нам представляет; подразумевается, что значение и смысл окружающих предметов могут восприниматься непосредственно.
Корреспондирующие точки сетчаток — симметричные точки сетчаток, соответствующие одному и тому же углу конвергенции.
Косвенное измерение (шкалирование) — подход, идущий от Г. Фехнера, полагавшего, что измерить ощущение прямо или непосредственно невозможно.
Коэффициент константности восприятия Брунсвика — Таулесса — мера для оценки константности восприятия, введен как отношение величины осуществившейся компенсации к величине компенсации, требуемой для достижения полной константности; его величина изменяется от нуля (аконстантность) до единицы (полная константность).
Кривая темновой адаптации — график, показывающий, как уменьшается во времени порог обнаружения испытуемым светового стимула в ходе темновой адаптации.
Кривые равной громкости — графическая зависимость нашего слухового восприятия от частоты и интенсивности действующих звуков.
Кривые слуховой маскировки — графический результат эмпирических исследований эффектов маскировки для стимулов разной частоты.
Критерий принятия решения наблюдателя — в рамках психофизической теории обнаружения сигнала характеристика работы наблюдателя при принятии решения об обнаружении/необнаружении сигнала; некоторый сенсорный образ памяти, с которым сравнивается каждая сенсорная репрезентация; выделяют «строгий» и «либеральный» критерии.
Критическая частота слияния мельканий (КЧСМ) — минимальная частота, при которой мы не воспринимаем мелькающий свет или изображение как мелькающие.
Культурно-исторические детерминанты восприятия — факторы, связанные с влиянием на восприятие человека социального и культурного контекста, например: этническая принадлежность, социальное окружение; образовательный уровень, исторический период.
Летающая комната — экспериментальная парадигма Дж.Лишман и Д.Ли для исследования восприятия движения, воспроизводящая зри-
тельное переживание движения наблюдателя, находящегося в особой комнате.
Линейная перспектива — изобразительный зрительный признак, несущий информацию об абсолютной удаленности объектов с помощью линейной перспективы, предполагающий, что в соответствии с законом угла зрения при удалении объектов от наблюдателя происходит пропорциональное уменьшение величин их проекций на поверхность сетчатки.
Мел — субъективная единица измерения высоты звука.
Метаконтраст — феномен обратной маскировки, когда маскер предъявляется не в ту же пространственную область поля зрения, что целевой стимул, а по соседству.
Метод «да-нет» — один из самых популярных методов измерения сенсорной чувствительности, разработанный в рамках психофизической теории обнаружения сигнала.
Метод «слежения Бекеши» — адаптивный метод измерения абсолютной слуховой чувствительности, реализованный с помощью прибора, называемого аудиометром Бекеши.
Метод аналитической интроспекции — в структуралистской теории восприятия — особая эмпирическая процедура самонаблюдения, направленная на анализ сенсорного опыта субъекта.
Метод категориального шкалирования — один из методов прямого шкалирования, приводящий к построению шкалы интервалов, требующий от испытуемого соотнести заданное множество стимулов с определенным числом числовых или словесных категорий.
Метод минимальных изменений — один из классических психофизических методов.
Метод оценки величины — один из методов прямого шкалирования, в котором испытуемому предъявляют несколько стимулов и просят их оценить с помощью приписывания им чисел.
Метод постоянных раздражителей (метод констант, частотный метод, метод истинных и ложных случаев) — один из классических психофизических методов.
Метод равных сенсорных расстояний — один из методов прямого шкалирования, приводящий к построению шкалы интервалов, требующий от испытуемого разделить заданный психологический континуум на равные сенсорные расстояния.
Метод селективной адаптации (в рамках Фурье-анализа зрительного восприятия) — метод исследования эффекта адаптации, когда испытуемому в качестве адаптирующего стимула предъявляется изображение синус-решетки определенной пространственной частоты, а затем измеряется сенсорная чувствительность на этой и других пространственных частотах.
Метод средней ошибки (методустановки, метод подравнивания) — один из классических психофизических методов.
Метод установления заданного отношения — один из методов прямого шкалирования, в котором испытуемому предъявляют несколько стандартных стимулов и просят подобрать к каждому из них такие стимулы,
субъективные величины которых находятся с ним в заданном отношении, например: 1/2, 1/3, 2 или 3.
Метод «лестницы» — один из так называемых адаптивных пороговых методов.
Методика «включенные фигуры» — тест для эмпирической оценки уровня полезависимости/поленезависимости.
Методика на зрительный интерес — экспериментальная методика, разработанная Р.Францем для исследования восприятия у новорожденных и младенцев, в которой движение глаз испытуемых использовались как индикатор зрительного внимания к воспринимаемому объекту.
Методика позитивного и негативного прайминга — экспериментальная методика исследования подпорогового восприятия.
Модальность — сенсорное качество ощущения (например, громкость, яркость, сладкость).
Модель Л. Терстоуна — математическая модель (закон сравнительных оценок), разработанная Л.Терстоуном для построения шкал интервалов стимулов, не имеющих прямых физических коррелятов; основана на вынесении человеком сравнительных суждений о предпочтении двух стимулов.
Монокулярные и бинокулярные зрительные признаки — признаки абсолютной и относительной удаленности объектов, связанные с функционированием одного или двух глаз, соответственно.
Монокулярный параллакс движения — зрительный признак, основанный на закономерных перемещениях проекций воспринимаемых объектов по сетчатке: когда мы смещаемся влево, все объекты движутся вправо и наоборот.
Мотивация достижения — конструкт, описывающий особенности направленности человека на решение задачи.
Мысленные образы — образы памяти и воображения.
Наложение или перекрытие — изобразительный зрительный признак, свидетельствующий, что если один объект частично зарывает другой, то их общий контур является надежным признаком того, какой из них ближе, а какой дальше.
Нативизм — философское направление, предполагающее, что некоторое знание дано от рождения; в рамках данной традиции развитие восприятия рассматривается как процесс, обусловленный врожденными механизмами, т.е. роль приобретаемого опыта не имеет решающего значения.
Невозможные фигуры — графическое изображение объектов, воспринимаемых человеком как реальные, но которые не могут существовать в действительности, например треугольник Пенроузов.
Незрительные признаки — признаки абсолютной и относительной удаленности объектов, которые прямо не связаны с характером распределения света по сетчатке, например: окуломоторные признаки (аккомодация и конвергенция) и знакомый размер.
Нейросетевые модели восприятия (или коннекционистские модели) — модели, предполагающие, что зрительная система может быть описана как нейронные сети, состоящие из конечного набора нейронных детекторных структур, выделяющих из поступающей на рецепторы сенсорной информации различные признаки объектов.
Нейротизм — индивидуально-личностная особенность, характеризующая эмоциональную стабильность человека, оценивается по опроснику Г.Айзенка.
Некорреспондирующие или диспаратные точки сетчатки — несимметричные точки сетчаток, соответствующие разным углам конвергенции.
Неосознаваемая смысловая установка — методический прием, используемый при экспериментальном исследования подпорогового восприятия.
Неспецифическая чувствительность — вид чувствительности, нехарактерный для того или иного анализатора, например световая чувствительность кожи руки.
Нижний порог восприятия глубины (или нижний порог стереопсиса) — определенный диапазон изменения диспаратности (от ее нулевого уровня), в котором испытуемые не различают две точки как расположенные одна дальше другой; при превышении этого значения человек начинает чувствовать относительную удаленность одной точки от другой.
Нисходящие процессы — ряд последовательных процессов переработки информации, связанных с включением в процесс построения перцептивного образа прошлого опыта субъекта, его знаний, осмысления поступившей сенсорной информации.
«Новый взгляд» («УУеи> 1оок») — подход к исследовани