Краткий словарь психологических терминов

И ПОНЯТИЙ

Абиотический раздражитель (стимул) — свойство окружающего мира, которое непосредственно не определяет процесс жизнедеятельности орга­низма, однако его объективная связь с биотическим раздражителем мо­жет выступать для организма определенным сигналом его присутствия, поэтому он отражается на психическом уровне.

Абсолютный порог — минимальная величина раздражителя, которая вызывает едва заметное ощущение; является мерой нижнего предела сен­сорной чувствительности.

Автохтонные и поведенческие детерминанты восприятия — термины Дж. Брунера, описывающие два типа факторов, влияющих на восприя­тие; автохтонные — нейрофизиологические механизмы, определяющие выраженность соответствующих сенсорных эффектов; поведенческие — активные приспособительные функции организма.

Агнозия — расстройство восприятия, наблюдающееся при поражении вторичных отделов коры больших полушарий; характеризуется сохран­ностью сенсорной чувствительности, но потерей способности человека к анализу и синтезу сенсорной информации, что приводит к неспособ­ности опознания предмета; в соответствии с модальностями современ­ные нейропсихологи различают зрительные, тактильные и слуховые аг­нозии.

Адаптивные пороговые методы — приборные или компьютерные ме­тоды пороговых измерений, в которых отслеживаются ответы испытуе­мого и соответствующим образом регулируется изменение стимуляции.

Аккомодация — процесс фокусировки оптической системы глаза на объект, осуществляемый посредством изменения кривизны хрусталика.

Активация опознаваемых перцептивных единиц (в модели Д.Канема-на) — третья стадия анализа сенсорной информации, на которой при появлении стимула, обладающего определенными критическими при­знаками, происходит соответствующая активация гипотетических ког­нитивных структур.

Акустическая тень — один из механизмов бинаурального слуха, за­ключающийся в том, что высокочастотные колебания, поступающие спра­ва или слева от человека по-разному отражаются от головы, и поэтому интенсивности звука, поступающего в левое и правое ухо, заметно от­личаются.

Амодальность образа мира — понятие, введенное А. Н.Леонтьевым для описания предметного характера восприятия в рамках его концепции образа мира; данное понятие подчеркивает, что одно и то же физическое

свойство объекта по-разному отображается в модальных качествах обра­за восприятия, а это, в свою очередь, означает, что сенсорные качества воспринимаемого объекта жестко не связаны с его объективными пред­метными свойствами; в этом смысле образ мира приобретает также амо-дальный или надмодальный характер.

Анаглиф — особое изображение, на котором обе картинки, соответ­ствующие левой и правой стереопарам, окрашены в разные цвета и на­печатаны одна поверх другой с небольшим смещением, т.е. с искусст­венно созданной диспаратностью.

Анализ слуховых сцен — новое направление в исследовании слухового восприятия, связанное с изучением механизмов анализа человеком слож­ного звукового потока, возникающего в окружающей его среде.

Асинхрония включения стимула — временной параметр стимуляции, от которого зависит выраженность кажущегося движения; равен сумме длительности стимулов и межстимульного интервала.

Ассоциация (в структуралистской теории восприятия) — гипотети­ческий механизм, обеспечивающий соединение ощущений с образами памяти.

Аудиограмма — пороговая кривая изменения абсолютной слуховой чувствительности к звукам различной частоты.

Аутокинетический феномен — иллюзия восприятия движения непод­вижного точечного источника света в темноте.

Аутоскопический феномен, или феномен «двойника» — яркий зри­тельный образ собственного тела, видимый как бы со стороны.

Афферентная теория стабильности видимого мира — представления Ч.Шерингтона о том, что афферентные сигналы от глазодвигательных мышц поступают в головной мозг и тормозят афферентные сигналы от движения объекта.

Ахроматический последовательный контраст — один из феноменов перцептивного последействия, заключающийся в появлении после яр­кого черно-белого стимула его негативного послеобраза, соответствен­но, белого или черного.

Бдительность — состояние, характеризующееся повышенным вни­манием в задачах обнаружения или различения простых сенсорных сиг­налов.

Бессознательные умозаключения — по Г. Гельмгольцу — основной пси­хический механизм формирования образов восприятия, осуществляю­щий связь непосредственно данных субъекту ощущений и его прошлого опыта.

Биения — слуховой перцептивный феномен, возникающий, когда человеку предъявляются два тональных звука одинаковой интенсивно­сти и незначительно различающиеся по частоте; при этом воспринима­ются периодические изменения громкости высоты тона, равной средне­му значению высот обоих звуков.

Бинауральные признаки — два физических параметра слуховой стиму­ляции, определяющиеся положением головы наблюдателя относительно источника звука: интеруральная временная задержка и различие интен­сивности сигналов, поступающих в каждое ухо.

Бинауральный слух — слуховое восприятие пространства одновремен­но двумя ушами.

Бинокулярное соревнование — феномен стереозрения, возникающий при превышении порога диплопии, заключающийся в том, что человек перестает воспринимать слитый образ и может видеть в стереоскоп по­очередно то одно, то другое изображение или воспринимать довольно неустойчивую и постоянно меняющуюся картину.

Бинокулярный параллакс или бинокулярная диспаратностъ — зри­тельный признак относительной удаленности каких-либо двух объек­тов; измеряется как разность углов конвергенции на ближний и даль­ний объекты.

Биологические часы — подход, объясняющий то, как мы отслеживаем течение времени; основан на том, что восприятие времени имеет свою биологическую основу в виде квантованного во времени течения базо­вых физиологических процессов.

Биотический раздражитель {стимул) — свойство окружающей сре­ды, которое непосредственно участвует в обмене веществ, определяю­щем процесс жизнедеятельности организма, отражается уже на допси-хическом уровне.

Быстрое/медленное течение психологического времени — один из извест­ных когнитивных стилей.

Вербализация!визуализация — один из известных когнитивных стилей.

Вергентные движения глаз — содружественные движения глаз, осу­ществляющиеся бинокулярной фиксацией взора на каком-либо объекте. См. конвергенция и дивергенция.

Верхний и нижний разностные пороги — те точки, которые соответ­ствуют ощущениям едва заметного различия эталонного и переменного стимулов (при измерении разностного порога).

Верхний или терминальный абсолютный порог — максимально допус­тимая величина раздражителя, при которой он еще ощущается как сти­мул определенной модальности, при ее превышении ощущение данной модальности переходит в ощущение другой модальности, например так­тильное, болевое.

Верхний порог стереопсиса или порог диплопии — величина диспарат-ности, при которой образ начинает двоиться, но тем не менее человек продолжает переживать чувство глубины; выше этой величины мы пере­стаем воспринимать слитный образ от двух диспаратных изображений.

Вложенные схемы — термин, используемый У. Найссером для описа­ния иерархического строения перцептивных схем, обеспечивающих мно­гоуровневый процесс одновременного анализа и синтеза информации.

Воздушная перспектива — зрительный признак относительной и аб­солютной удаленности объектов; основан на том, что на больших рас­стояниях происходит естественное рассеяние света в воздухе, как ре­зультат этого — далекие предметы кажутся менее четкими, чем ближ­ние, их цвета менее насыщенными и контрастными по отношению к небу или другому объекту, находящемуся в поле зрения.

Воспринимающая система — понятие, используемое Дж. Гибсоном для характеристики восприятия как активного процесса; включает соподчи-

нение различных органов и их настроек, соответствующее логике внеш­него мира и перцептивной задаче наблюдателя.

Воспринимающая функциональная система — термин А.Н.Леонтьева, использованный для обозначения иерархии органов, движение которых направляется познавательной активностью субъекта, например следя­щие движения глаз и головы. Аналогичен терминам функциональный орган (А.А.Ухтомский) и воспринимающая система (Дж.Гибсон).

Восприятие — активный процесс, создающий осознанное психическое отражение предмета и ситуации в целом в виде целостного знания и воз­никающий при непосредственном воздействии предмета на органы чувств.

Восприятие биологического движения — экспериментальная парадиг­ма для исследования восприятия движения живых объектов, заданных несколькими движущимися точками.

Восприятие как категоризация — общее представление Дж. Брунера о восприятии, развивающее классические представления Г. Гельмгольца.

Восходящие процессы — ряд последовательных процессов переработки информации на все более и более высоких уровнях ее анализа, связан­ных с анализом информации, выделяемой рецепторами из стимула.

Выпадение смыслового компонента восприятия — патопсихологическое нарушение восприятия у ряда неврологических и психиатрических боль­ных, когда при показе картины они могут опознать отдельные детали ри­сунка, но его общее содержание им остается непонятным; является ре­зультатом нарушения произвольного компонента в процессе восприятия.

Высота расположения объекта в поле зрения — изобразительный зри­тельный признак; может нести информацию об абсолютной и относи­тельной удаленности: далекие объекты, расположенные в поле зрения относительно линии горизонта, как правило, выше, чем ближние.

Галлюцинации — ложное восприятие отсутствующего предмета или его признаков, субъективно признаваемое за реальное восприятия.

Гештальт — основное понятие гештальттеории восприятия, обозна­чающее целостность образа восприятия.

Гештальттеория восприятия — теория, рассматривающая восприя­тие какого-либо предмета как целостное образование, т.е. несводимое к сумме свойств составляющих его ощущений.

Гештальттеория константности — объяснение феномена констант­ности восприятия, основанное на том предположении, что форма объекта воспринимаемого объекта в силу определяющих ее стимульных качеств, задающих его конфигурацию, является тем стимулом, на который ЦНС реагирует непосредственно.

Гибкость/ригидность познавательного контроля — один из известных когнитивных стилей.

Гипногогический образ — ясное, детальное и отчетливое проецируемое во вне представление, появляющееся в период засыпания.

Гипнопомпический образ — ясное, детальное и отчетливое проецируе­мое во вне представление, появляющееся в период пробуждения.

Гипотеза «занятого номера», или «занятой линии» — одна из гипотез, объясняющая эффект слуховой маскировки интерференцией колебаний ос­новной мембраны внутреннего уха, вызываемых тестовым звуком и маскером.

Гипотеза суммации — в структуралистской теории восприятия — гипо­тетическое предположение о том, что перцептивный эффект воздействия суммы ощущений равен эффекту от всех ее составляющих по отдельности.

Гипотеза уподобления — гипотеза А.Н.Леонтьева о том, что восприя­тие есть процесс уподобления динамики самого процесса свойствам внеш­него раздражителя.

Глаз—голова (по Р.Грегори) — одна из двух основных систем детек­ции движения; кодирует перемещение движущегося объекта поворотом глаз относительно головы.

Гороптер (теоретический) — геометрическая модель точек, имеющих нулевую диспаратность; является окружностью, проходящей через цен­тры вращения обоих глаз и точку бификсации.

Готовность категорий (или перцептивная готовность) — термин, используемый Дж. Брунером для объяснения избирательности восприя­тия; своего рода преднастройка восприятия, которая задается повышен­ной вероятностью опознания данного объекта среди других.

Градиент текстуры — введенное Дж. Гибсоном понятие, обозначаю­щее перцептивный инвариант, связанный с закономерным уменьшени­ем размера элементов текстуры поверхности при удалении его от наблю­дателя; обеспечивает информацию об абсолютной удаленности объектов и константность восприятия размера одинаковых, но разноудаленных от наблюдателя объектов.

Двойственность восприятия — двоякое представление об образе вос­приятия, с одной стороны, как чувственном отражение объективного мира, а с другой — формы представления знаний человека о нем в виде предметного значения образа.

Дивергенция — процесс разведения оптических осей, сопровождаю­щийся поворотом глазных яблок.

Диплопия — перцептивный феномен двоения объекта, возникающий при большой диспаратности, т.е. превышении ее верхнего порога.

Дирекциональная переходная функция — эмпирическая зависимость воспринимаемых человеком частотных характеристик звука от его поло­жения (вверх-вниз) во фронтальной плоскости.

Дистальный стимул — термин; предложен Дж. Гибсоном для обозна­чения самого объекта восприятия во всей совокупности его свойств и качеств: размеры, форма, отражающая способность, вес и т.д.

Дифракция света в зрачке — феномен, связанный с особенностями оптической системы глаза и проявляющийся в изменении четкости изоб­ражения в зависимости от диаметра зрачка; диаметр изменяется в широ­ких пределах в зависимости от освещенности объекта наблюдения, вслед­ствие этого закономерно меняется степень рассеяния световых лучей, попадающих на сетчатку.

Дополнительные сенсорные признаки — термин (введен К. В. Бардиным), означает ряд неспецифических для данной сенсорной модальности при­знаков, появляющихся у испытуемых в ходе сенсорной тренировки, на­пример: «прозрачный, чистый или упругий» звук.

Завершение проверки (по Дж. Брунеру) — завершающая фаза процесса перцептивной категоризации; ее функция — окончание поиска признаков.

Закон временной суммации Блоха — эмпирическая закономерность, описывающая отношение между величиной пороговой яркости стимула и длительностью его предъявления.

Закон заполненного временного отрезка — сформулированная С. Л. Ру­бинштейном закономерность, указывающая на то, что оценка дли­тельности временного интервала зависит от количества воспринятых событий и сложности когнитивной переработки поступившей информа­ции.

Закон пространственной суммации Рикко — эмпирическая закономер­ность, описывающая отношение между воспринимаемой яркостью сти­мула и его угловым размером.

Закон Тальбота-Плато — эмпирическая закономерность, описываю­щая зависимость воспринимаемой яркости световых мельканий от их энергии.

Закон угла зрения — очевидный факт, что прямым и явным призна­ком удаленности воспринимаемого объекта служит размер его проекции на сетчатку наблюдателя: чем дальше расстояние до объекта, тем мень­ше угловой размер его проекции.

Закон эмоционально детерминированной оценки времени — сформули­рованная С.Л.Рубинштейном закономерность, указывающая на то, что оценка длительности временного интервала зависит от его наполненно­сти эмоциональными переживаниями.

Закон Бугера-Вебера — количественный закон, установивший посто­янство отношения величины разностного порога к величине раздражи­теля; лежит в основе вывода законов Г.Фехнера и С.Стивенса.

Закон Бунзена-Роско — эмпирическая закономерность, описывающая отношение между скоростью фотохимических реакций и длительностью предъявления светового стимула.

Закон Эммерта — эмпирическая закономерность, описывающая за­висимость видимого размера последовательного образа от расстояния до той поверхности, на которой он наблюдается.

Законы группировки — в гештальттеории восприятия те объективные условия, при которых элементы физического мира объединяются в фе­номенальном поле в перцептивные гештальты, например: фактор бли­зости, фактор сходства, фактор хорошего продолжения, фактор общей судьбы, фактор объективной установки.

Законы Корте — эмпирически установленные зависимости выражен­ности кажущегося движения от расстояния между стимулами, межсти-мульного интервала и интенсивности стимулов.

Законы образования гешталъта — принципы образования образов вос­приятия, рассматриваемые как основные формы проявления действия гипотетических перцептивных сил.

Знакомый размер — принцип оценки удаленности объекта, основан­ный на том, что наши оценки абсолютной и относительной удаленности объектов непосредственно зависят от имеющихся у нас представлений об их размерах.

Зона Панума — величина диспаратности, соответствующая оптималь­ному стереозрению, составляет 15 — 30 угловых мин.

Зоны стереопсиса — ряд перцептивных феноменов восприятия глуби­ны, переживаемых в зависимости от величины диспаратности.

Зрительная кинестезия — характерные изменения структуры опти­ческого строя, несущие наблюдателю информацию о его движениях в пространстве и переживаемые им как движения собственного тела.

Зрительная маскировка — ряд перцептивных феноменов, связанных с инерционностью нашего восприятия; выражается в ухудшении восприя­тия одного стимула (целевого или тестового) за счет предъявления дру­гого стимула (маскера).

Зрительное столкновение — экспериментальная парадигма В. Шиф, Э. Гибсон и Дж. Гибсона для исследования восприятия движения, вос­производящая зрительное переживание движения объекта.

Зрительные признаки — особенности зрительной стимуляции, несущие информацию об абсолютной и относительной удаленности объектов.

Зрительный обрыв — методика, разработанная Э. Гибсон и Р.Уоком для исследования восприятия глубины у новорожденных животных и мла­денцев и моделирующая на плоской твердой поверхности оптические свойства обрыва.

Избирательный характер восприятия — важнейший феномен восприя­тия, характеризующий зависимость содержания перцептивного образа от индивидуальных различий людей (мотивация, функциональное со­стояние и др.) и доминирующей установки.

Изменчивость гештальта во времени — в гештальтпсихологии восприя­тия — феноменологический принцип, характеризующий изменчивость содержания образов восприятия во времени.

Измерение — процедура приписывания чисел объектам или событиям в соответствии с определенными правилами.

Изображения —сетчатка (по Р.Грегори) — одна из двух основных систем детекции движения; кодирует перемещение движущегося объек­та перемещением его изображения по сетчатке.

Изобразительные зрительные признаки — изобразительные средства, используемые художниками для передачи пространственного располо­жения различных объектов на плоскости.

Иллюзии восприятия движения — ряд перцептивных феноменов вос­приятия движения при его фактическом отсутствии.

Иллюзия заполненной длительности — эмпирический установленный факт, что заполненные временные интервалы оцениваются как более продолжительные по сравнению с «пустыми».

Импульсивность—рефлективность — один из известных когнитивных стилей.

Инвариантные отношения в восприятии — эмпирически установлен­ные закономерные эффекты взаимодействия между феноменальными параметрами зрительного образа.

Индекс сенсорной чувствительности (а") — в рамках психофизиче­ской теории обнаружения сигнала — количественная мера сенсорной чувствительности наблюдателя.

Индуцированное движение — открытый К.Дункером перцептивный феномен иллюзорного движения, заключающийся в том, что движение

рамки наводит или индуцирует видимое движение неподвижной точки, находящейся внутри нее.

Инерционность формирования зрительного образа — временные огра­ничения зрения, проявляющиеся в том, что быстро предъявляемые сти­мулы или быстро меняющиеся события человек воспринимает слитно.

Интервал неопределенности — в психофизических методах измерения разностного порога та зона, где преобладают ответы равенства; зона стиму­лов, которая сверху ограничена стимулом, который в среднем едва заметно отличается от эталонного как больший, а снизу — тем стимулом, который в среднем едва заметно отличается от эталонного как меньший.

Интерорецепция — см. органические ощущения.

Интеруральная задержка — разница во времени поступления звуко­вых сигналов в оба уха, создающая определенный фазовый сдвиг между сигналами.

Интеруральная или центральная маскировка — слуховой перцептив­ный феномен, который имеет место в случае, когда более интенсивный маскер, подаваемый в одно ухо, затрудняет восприятие тестового сти­мула, предъявляющегося в другое ухо.

Информационный подход (в психологии восприятия) — концептуаль­ная позиция, уподобляющая человека сложной технической системе пе­реработки входящей сенсорной информации, как процесс последова­тельных и/или параллельных стадий (этапов), каждый из которых вы­полняет специфические операции по преобразованию информации, на­пример: кодирование, выделение признаков, фильтрация, распознава­ние, проверка гипотез, принятие решения и др.

Иррадиация — оптический эффект рассеяния изображения на сетчат­ке, вызванный аберрацией и дифракцией световых лучей не сетчатке.

Кажущееся движение, или стробоскопическое движение — иллюзия дви­жения, открытая в рамках гештальтпсихологии, состоящая в восприя­тии движения одного из двух источников света, включаемых последова­тельно через определенный интервал времени.

Каппа-эффект — зависимость восприятия времени от видимого рас­стояния между стимулами.

Катаракта — заболевание глаз, выражающееся в помутнении хрус­талика; в рамках исследований развития восприятия представляют инте­рес данные наблюдения за больными людьми, прозревшими после уда­ления катаракты.

Кинестетические ощущения — ощущения, возникающие при движе­нии и перемещении.

Кинетический эффект глубины — феномен восприятия объемной дви­жущейся фигуры по ее плоской проекции, открытый Г.Уоллахом (см. структура-из-движения).

Кинетическое* восприятие формы — экспериментальная парадигма Д. Ригана для исследования восприятия движения объектов сложной фор­мы, заданных несколькими точками, на фоне случайно движущихся то­чек.

Классическая теория константности — объяснение феномена кон­стантности восприятия, основанное на том, что при взаимодействии с

окружающим миром человек приобретает перцептивный опыт, усваивая объективные физические закономерности.

Классические психофизические методы — методы измерения порогов сенсорной чувствительности, предложенные Г. Фехнером.

Когнитивная схема (в теории У. Найссера) — психическая структура, предвосхищающая принятие перцептивной системой поступающей ин­формации и, таким образом, управляющая познавательной активностью субъекта.

Когнитивно-стилевые особенности — индивидульно-своеобразные спо­собы переработки информации, характеризующие специфику познава­тельных способностей конкретного человека.

Когнитивные часы — подход, объясняющий то, как мы отслеживаем течение времени; время рассматривается как субъективный, когнитив­ный процесс, не связанный с объективным отсчетом времени, а осно­ванный на процессах переработки информации.

Когнитивный таймер — в рамках когнитивного подхода к восприятию времени представление о наличии отдельной когнитивной структуры, обрабатывающий информацию о времени.

Комната Эймса — искаженное восприятие видимых размеров объек­тов, расположенных внутри особой комнаты; причина заключается в кон­струкции самой комнаты, видимые размеры которой не соответствуют ее реальным физическим размерам.

Конвергенция — содружественные движения глаз, связанные с бино­кулярной фиксацией взора на каком-либо объекте.

Константная ошибка — степень несовпадения эталона и точки субъек­тивного равенства; характеризует степень переоценки или недооценки испытуемым эталонного стимула.

Константность величины — перцептивный феномен относительной неизменности восприятия размеров удаленных объектов несмотря на пропорциональное уменьшение их линейных размеров, и, соответствен­но, сетчаточных проекций.

Константность воспринимаемой скорости — перцептивный феномен, заключающийся в относительной независимости воспринимаемой ско­рости объекта от видимого расстояния до него.

Константность восприятия — важнейшее свойство восприятия, про­являющееся в относительной неизменности воспринимаемых признаков предметов при значительном изменении условий их восприятия.

Константность громкости звука — слуховой перцептивный феномен относительной независимости восприятия громкости звука от расстоя­ния до его источника.

Константность запаха — перцептивный феномен относительной не­зависимости интенсивности запаха от концентрации во вдыхаемом воз­духе пахнущего вещества-одоранта.

Константность зрительного направления — перцептивный феномен, связанный с неизменностью положения объекта в поле зрения относи­тельно других объектов при поворотах глаз, вызывающих смещение про­екционных изображений по сетчатке, и, таким образом, постоянное изменение зрительных направлений на объекты.

Константность освещенности и цвета объекта — перцептивный фе­номен относительной неизменности воспринимаемой яркости и цвета объекта несмотря на изменение условий его освещения.

Константность положения видимого мира (или константность види­мого положения) — перцептивный феномен стабильности видимого мира и своего положения в пространстве несмотря на постоянное смещение его изображения на сетчатке ввиду движений глаз и головы.

Константность существования — чувственное переживание существо­вания объекта, в условиях, когда он реально не виден.

Константность формы — перцептивный феномен относительной не­изменности воспринимаемой формы объектов несмотря на изменение формы их сетчаточных проекций.

Концепция возможностей — представление Дж. Гибсона о том, что, воспринимая окружающий нас мир (изолированные объекты, поверх­ности, компоновки поверхностей), мы воспринимаем те возможно­сти, которые он нам представляет; подразумевается, что значение и смысл окружающих предметов могут восприниматься непосредственно.

Корреспондирующие точки сетчаток — симметричные точки сетча­ток, соответствующие одному и тому же углу конвергенции.

Косвенное измерение (шкалирование) — подход, идущий от Г. Фехнера, полагавшего, что измерить ощущение прямо или непосредственно не­возможно.

Коэффициент константности восприятия Брунсвика — Таулесса — мера для оценки константности восприятия, введен как отношение величины осуществившейся компенсации к величине компенсации, требуемой для достижения полной константности; его величина изменяется от нуля (аконстантность) до единицы (полная константность).

Кривая темновой адаптации — график, показывающий, как умень­шается во времени порог обнаружения испытуемым светового стимула в ходе темновой адаптации.

Кривые равной громкости — графическая зависимость нашего слухо­вого восприятия от частоты и интенсивности действующих звуков.

Кривые слуховой маскировки — графический результат эмпирических исследований эффектов маскировки для стимулов разной частоты.

Критерий принятия решения наблюдателя — в рамках психофизиче­ской теории обнаружения сигнала характеристика работы наблюдателя при принятии решения об обнаружении/необнаружении сигнала; неко­торый сенсорный образ памяти, с которым сравнивается каждая сен­сорная репрезентация; выделяют «строгий» и «либеральный» критерии.

Критическая частота слияния мельканий (КЧСМ) — минимальная ча­стота, при которой мы не воспринимаем мелькающий свет или изобра­жение как мелькающие.

Культурно-исторические детерминанты восприятия — факторы, свя­занные с влиянием на восприятие человека социального и культурного контекста, например: этническая принадлежность, социальное окруже­ние; образовательный уровень, исторический период.

Летающая комната — экспериментальная парадигма Дж.Лишман и Д.Ли для исследования восприятия движения, воспроизводящая зри-

тельное переживание движения наблюдателя, находящегося в особой комнате.

Линейная перспектива — изобразительный зрительный признак, не­сущий информацию об абсолютной удаленности объектов с помощью линейной перспективы, предполагающий, что в соответствии с зако­ном угла зрения при удалении объектов от наблюдателя происходит про­порциональное уменьшение величин их проекций на поверхность сет­чатки.

Мел — субъективная единица измерения высоты звука.

Метаконтраст — феномен обратной маскировки, когда маскер предъявляется не в ту же пространственную область поля зрения, что целевой стимул, а по соседству.

Метод «да-нет» — один из самых популярных методов измерения сенсорной чувствительности, разработанный в рамках психофизической теории обнаружения сигнала.

Метод «слежения Бекеши» — адаптивный метод измерения абсолют­ной слуховой чувствительности, реализованный с помощью прибора, называемого аудиометром Бекеши.

Метод аналитической интроспекции — в структуралистской теории восприятия — особая эмпирическая процедура самонаблюдения, направ­ленная на анализ сенсорного опыта субъекта.

Метод категориального шкалирования — один из методов прямого шкалирования, приводящий к построению шкалы интервалов, требую­щий от испытуемого соотнести заданное множество стимулов с опреде­ленным числом числовых или словесных категорий.

Метод минимальных изменений — один из классических психофизи­ческих методов.

Метод оценки величины — один из методов прямого шкалирования, в котором испытуемому предъявляют несколько стимулов и просят их оце­нить с помощью приписывания им чисел.

Метод постоянных раздражителей (метод констант, частотный ме­тод, метод истинных и ложных случаев) — один из классических психо­физических методов.

Метод равных сенсорных расстояний — один из методов прямого шка­лирования, приводящий к построению шкалы интервалов, требующий от испытуемого разделить заданный психологический континуум на рав­ные сенсорные расстояния.

Метод селективной адаптации (в рамках Фурье-анализа зрительного восприятия) — метод исследования эффекта адаптации, когда испытуе­мому в качестве адаптирующего стимула предъявляется изображение синус-решетки определенной пространственной частоты, а затем изме­ряется сенсорная чувствительность на этой и других пространственных частотах.

Метод средней ошибки (методустановки, метод подравнивания) — один из классических психофизических методов.

Метод установления заданного отношения — один из методов прямого шкалирования, в котором испытуемому предъявляют несколько стан­дартных стимулов и просят подобрать к каждому из них такие стимулы,

субъективные величины которых находятся с ним в заданном отноше­нии, например: 1/2, 1/3, 2 или 3.

Метод «лестницы» — один из так называемых адаптивных пороговых методов.

Методика «включенные фигуры» — тест для эмпирической оценки уров­ня полезависимости/поленезависимости.

Методика на зрительный интерес — экспериментальная методика, разработанная Р.Францем для исследования восприятия у новорожден­ных и младенцев, в которой движение глаз испытуемых использовались как индикатор зрительного внимания к воспринимаемому объекту.

Методика позитивного и негативного прайминга — эксперименталь­ная методика исследования подпорогового восприятия.

Модальность — сенсорное качество ощущения (например, громкость, яркость, сладкость).

Модель Л. Терстоуна — математическая модель (закон сравнительных оце­нок), разработанная Л.Терстоуном для построения шкал интервалов сти­мулов, не имеющих прямых физических коррелятов; основана на вынесе­нии человеком сравнительных суждений о предпочтении двух стимулов.

Монокулярные и бинокулярные зрительные признаки — признаки абсо­лютной и относительной удаленности объектов, связанные с функцио­нированием одного или двух глаз, соответственно.

Монокулярный параллакс движения — зрительный признак, основан­ный на закономерных перемещениях проекций воспринимаемых объек­тов по сетчатке: когда мы смещаемся влево, все объекты движутся впра­во и наоборот.

Мотивация достижения — конструкт, описывающий особенности направленности человека на решение задачи.

Мысленные образы — образы памяти и воображения.

Наложение или перекрытие — изобразительный зрительный признак, свидетельствующий, что если один объект частично зарывает другой, то их общий контур является надежным признаком того, какой из них бли­же, а какой дальше.

Нативизм — философское направление, предполагающее, что неко­торое знание дано от рождения; в рамках данной традиции развитие вос­приятия рассматривается как процесс, обусловленный врожденными меха­низмами, т.е. роль приобретаемого опыта не имеет решающего значения.

Невозможные фигуры — графическое изображение объектов, воспри­нимаемых человеком как реальные, но которые не могут существовать в действительности, например треугольник Пенроузов.

Незрительные признаки — признаки абсолютной и относительной уда­ленности объектов, которые прямо не связаны с характером распреде­ления света по сетчатке, например: окуломоторные признаки (аккомо­дация и конвергенция) и знакомый размер.

Нейросетевые модели восприятия (или коннекционистские модели) — модели, предполагающие, что зрительная система может быть описана как нейронные сети, состоящие из конечного набора нейронных детек­торных структур, выделяющих из поступающей на рецепторы сенсорной информации различные признаки объектов.

Нейротизм — индивидуально-личностная особенность, характеризу­ющая эмоциональную стабильность человека, оценивается по опросни­ку Г.Айзенка.

Некорреспондирующие или диспаратные точки сетчатки — несиммет­ричные точки сетчаток, соответствующие разным углам конвергенции.

Неосознаваемая смысловая установка — методический прием, исполь­зуемый при экспериментальном исследования подпорогового восприятия.

Неспецифическая чувствительность — вид чувствительности, нехарак­терный для того или иного анализатора, например световая чувстви­тельность кожи руки.

Нижний порог восприятия глубины (или нижний порог стереопсиса) — определенный диапазон изменения диспаратности (от ее нулевого уров­ня), в котором испытуемые не различают две точки как расположенные одна дальше другой; при превышении этого значения человек начинает чувствовать относительную удаленность одной точки от другой.

Нисходящие процессы — ряд последовательных процессов переработ­ки информации, связанных с включением в процесс построения пер­цептивного образа прошлого опыта субъекта, его знаний, осмысления поступившей сенсорной информации.

«Новый взгляд» («УУеи> 1оок») — подход к исследовани

Наши рекомендации