Роль собственной активности субъекта в развитии восприятия. Формирующие эксперименты
Основные методологические принципы системно-деятельност-ного подхода были изложены в предыдущей главе. В настоящем разделе мы рассмотрим конкретные эмпирические исследования, выполненные в рамках приложения идей деятельностного подхода к восприятию. Отличительная особенность данного исследовательского подхода состоит в том, что деятельность испытуемого направляется экспериментатором на формирование или развитие ощущений и восприятий.
Эксперименты по формированию сенсорной чувствительности.Начнем с классического исследования А.Н.Леонтьева, направленного на формирование неспецифической чувствительности кожи руки к световому раздражителю [70].
Испытуемому через систему фильтров, ограничивающих его от воздействия теплового излучения, подавался на ладонь интенсивный поток света (рис. 130). В первой серии опытов, проводившихся по классической схеме образования условно-рефлекторной реакции, ладонь испытуемого стимулировалась светом (об это он не знал), после чего давался электрокожный раздражитель, рефлекторно вызывавший поднятие руки с поверхности стола. Результат был отрицательным — даже после 350—400 сочетаний «свет —ток» условный рефлекс у испытуемых не образовался.
В последующих сериях условия эксперимента изменились в направлении активного включения испытуемого в ситуацию обнаружения светового сигнала. Перед ним ставилась особая задача — предвосхищать неприятный удар электрического тока, ориентируясь на некий предупреждающий стимул, который следовало обнаружить. В случае ложной тревоги испытуемый получал световой сигнал об ошибке, вновь клал руку на стол, ему опять давалось такое же световое предупреждение, и он получал удар током. Новая ситуация эксперимента способствовала формированию особой мотивации, вызывающей активную ориентировку по поводу обнаружения предупреждающего светового сигнала. О том, что световой раздражитель, подаваемый ему на ладонь, выполняет ориентировочную функцию, испытуемые не знали.
Оригинальный результат этого эксперимента состоял в том, что все 16 человек обнаружили способность обнаруживать световое воздействие,
Верхняя крышка стола |
Ключ испытуемого |
Рис. 130. Схема экспериментальной установки А. Н.Леонтьева [70]
избегая, таким образом, удара тока. При этом они сообщали о появлении неспецифических осязательных феноменов на коже ладони, говоря, что они чувствуют слабое воздействие «как ветерок», похожее на «струе-ние в ладони» или «небольшое дрожание», что-то «вроде волны». Эффект был весьма выражен: в отдельных случаях число ошибок снижалось до 4-10%.
Таким образом, было показано, что, во-первых, возможно направленное экспериментальное формирование нового вида чувствительности, и, во-вторых, установлено, что эта чувствительность формируется в ситуации активного включения испытуемого в ориентировочно-исследовательскую деятельность, когда действие этого неспецифического для кожи руки раздражителя приобрело опосредованный, сигнальный характер.
Близкие по замыслу эксперименты проводил известный отечественный психофизик К.В.Бардин со своими учениками Н.П.Цзеном и Т. П.Войтенко [11].
В ситуации простого различения по громкости двух тональных сигналов испытуемые достигали предела сенсорной тренировки и выходили на так называемый асимптотический (предельный) для каждого из них уровень различения. После этого экспериментатор начинал спрашивать у них о тех дополнительных признаках, которые помогают им решать эту пороговую сенсорную задачу, и специально обращать на них свое внимание. Оказалось, что дополнительная сенсорная информация могла сопровождать простое различение громкости тональных сигналов. При повышенном внимании к сравниваемым стимулам у испытуемых появля-
лись неспецифические для слуха ощущения шероховатости, упругости, протяженности и другие качества незвуковой природы — простой тональный сигнал воспринимался более многомерно. Появление таких дополнительных сенсорных признаков сопровождалось почти двукратным повышением сенсорной чувствительности.
Таким образом, дополнительная познавательная активность испытуемых приводила к появлению новых средств решения пороговой сенсорной задачи и способствовала развитию их сенсорных способностей. К.В.Бардин сделал вывод о том, что развитие слуховой чувствительности человека делает пространство воспринимаемых им звуков более многомерным, полимодальным, наполненным другими сенсорными качествами. По-видимому, эти новые качества служат тем дополнительным средством, которое помогает испытуемому решать весьма трудную сенсорную задачу порогового различения.
Хорошей практической иллюстрацией приведенного выше исследования служат описания ощущений дегустаторов парфюмерной и пищевой промышленности или экспертов в области оценки качества звучания электроакустической аппаратуры, которые дают субъективные оценки тестируемым продуктам. Это может быть «густой, глубокий» вкус, «легкий и прохладный» запах или «прозрачный, чистый или упругий» звук. По-видимому, высокая или даже экстраординарная сенсорная чувствительность у таких людей обусловлена реальной многомерностью возникающих у них чувственных переживаний.
Наш собственный опыт проведения исследований с лицами, обладающими экстрасенсорными способностями, показывает, что их необычные ощущения носят выраженный полимодальный характер, а у ряда так называемых сенситивов их сверхчувственные способности появились в ходе целенаправленного и специально организованного обучения. Их описания собственного чувственного опыта были очень похожи на аналогичные описания испытуемых А. Н.Леонтьева и К. В. Бардина. По-видимому, у этих людей в структуре чувственного образа также появился ряд дополнительных сенсорных признаков, которые приобрели сигнальный характер и предметную отнесенность к невидимой, но воспринимаемой реальности.
Роль двигательной активности в развитии восприятия.Значение двигательной активности наблюдателя при построении зрительного образа было подробно описано выше при рассмотрении вопросов восприятия пространства, движения, константности восприятия. Речь идет не только о движении глаз, которые, как показали исследования А.Л.Ярбуса, Ю. Б. Гиппенрейтер, В.П.Зин-ченко, по аналогии с осязанием как бы ощупывают предмет [35; 53; 123]. Как подчеркивал Дж. Гибсон, «глаз является только час-
тью парного органа, одним из двух подвижных глаз, расположенных на голове, которая может поворачиваться, оставаясь составной частью тела, которое в свою очередь может перемещаться с места на место» [34, 92]. Именно иерархию этих органов, движение которых направляется познавательной активностью субъекта, классики называли функциональным органом (А. А.Ухтомский), воспринимающей системой (Дж. Гибсон), воспринимающей функциональной системой (А.Н.Леонтьев). Н.А.Бернштейн, один из создателей отечественной физиологии активности, особо подчеркивал роль двигательной активности в развитии восприятия: «В ходе онтогенеза каждое столкновение отдельной особи с окружающим миром, ставящее перед особью требующую решения двигательную задачу, содействует... выработке в ее нервной системе все более верного и точного объективного отражения внешнего мира как в восприятии и осмыслении побуждающей к действию ситуации, так и в проектировке и контроле реализации действия, адекватного этой ситуации» [16, 31—32].
Роль активных ощупывающих движений в гаптическом восприятии так же очевидна и хорошо исследована [3; 24]. Тактильное восприятие формы невидимого предмета в принципе представляет собой процесс непрерывного движения ощупывающей руки по его поверхности и уподобления характера этих движений форме воспринимаемого предмета.
Несмотря на очевидность роли движений в зрительном и тактильном восприятии следует особо подчеркнуть, что моторный компонент перцептивного процесса не является просто каким-то параллельным процессом движения органов чувств или частей тела человека, он является непременным условием формирования и функционирования зрительного образа. Для более острой фиксации этой принципиальной проблемы вслед за А.Н.Леонтьевым подчеркнем: как психические явления ощущения и восприятия при отсутствии движений невозможны [70].
Доказывая универсальность данного принципа, А.Н.Леонтьев совместно со своими учениками Ю.Б.Гиппенрейтер и О.В.Овчинниковой провел оригинальное экспериментальное исследование роли моторного компонента в формировании звуковысотно-го слуха, которое привело к формулировке очень важной для понимания базовых механизмов восприятия гипотезы уподобления: процесс восприятия есть процесс уподобления динамики самого процесса свойствам внешнего раздражителя [68]. Уподобление выражено в форме реального движения, являющегося неотъемлемой частью перцептивного процесса.
Исследования начались с наблюдения за вьетнамскими студентами, обучавшимися на факультете психологии МГУ им. М. В.Ломоносова. Среди них не было никого, кого можно было назвать «музыкально глухим», т.е.
обладавшим низкой звуковысотной различительной чувствительностью, тогда как среди европейцев «музыкальная глухота» — это обычное явление. Дело в том, что вьетнамский язык относится к группе так называемых тональных языков, где смысловая структура речи передается тонкими различиями частоты основного тона речи. Иначе говоря, вьетнамцы могут отлично интонировать. Таким образом, появилась идея о том, что в такой «немоторной» модальности, как слух, функция двигательного компонента перцептивного процесса выполняется голосовым аппаратом.
Были проведены опыты по формированию чувствительности к различению высоты основного тона гласных звуков («о»,«и», «э»). Эти звуки записывались на магнитофон при различной частоте их пропевания профессиональным певцом. В качестве испытуемых в опытах приняли участие звуковысотно глухие испытуемые1, т.е. те, кто очень плохо различал различия использованных звуков по высоте.
В первой серии опытов производилось измерение разностной звуковысотной чувствительности. Далее испытуемых обучали правильному интонированию, добиваясь правильного пропевания каждого звука. Испытуемый должен был подстраивать свой голос под заданную высоту, получая на специальном индикаторе информацию о соответствии высоты своего голоса и голоса эталонного звука, пропеваемого певцом.
Тренировки проходили в течение 10—15 дней, всего около 30 мин чистого времени. Во второй серии были вновь измерены пороги звуковысотной чувствительности. Обнаружено значительное снижение порогов, т.е. испытуемые стали очень тонко воспринимать тональные различия между гласными звуками. Фактически звуковысотная глухота была ликвидирована с помощью развития моторного звена перцептивной функции: практика интонирования была использована как средство уподобления движений голосового аппарата динамике звука.
Дальнейшее экспериментальное исследование было направлено на выяснение того, как устроено это моторное звено восприятия, т.е. каким образом может осуществляться процесс уподобления в формирующейся перцептивной функциональной системе. Идея заключалась в том, чтобы вообще убрать ухо из этой функциональной системы как чувствительный к звуку аппарат. Ухо заменили поверхностью кожи руки, к которой прислонили электромагнитный вибратор2, передающий на палец тот же диапазон колебаний, но уже не звуковых, а тактильных. Таким образом, слух был заменен механической вибрационной чувствительностью.
Как и в предыдущих опытах у испытуемых измеряли разностную вибротактильную чувствительность, а затем учили интонированию, пропе-вая гласные. Результат был аналогичным: происходило повышение чувствительности к изменению частоты вибрации. Таким образом, была построена новая функциональная система, где было заменено сенсорное
1 Они, например, при любой высоте основного тона гласного звука оценива
ли звук «у» как более низкий, чем «и», хотя реальная высота первого звука была
выше, чем второго.
2 Вибратор работал так тихо, что испытуемые не могли слышать генерируе
мые им звуки, а ощущали только вибрацию.
звено (звуковые рецепторы сменили на осязательные), а моторное осталось прежним.
В третьей серии исследований продолжили трансформацию функциональной перцептивной системы: слуховое звено оставили, но изменили ее моторный компонент. Моторику голосового аппарата заменили на моторику руки: испытуемый не пропевал гласные, а, слушая тестовую запись, нажимал на датчик давления, который линейно преобразовывал давление в высоту звука, отображаемую все тем же индикатором обратной связи (т.е. чем выше слышимый звук, тем сильнее следует нажимать на пластинку тензодатчика). Таким образом, было создано новое моторное звено: движение руки уподоблялось изменению высоты звука. Результат оставался прежним — чувствительность у звуковысотно глухих испытуемых повышалась. Причем это было повышение не на 5—10%, граничащее с уровнем статистической достоверности, а у разных испытуемых разное - 50, 100, 150, 200%.
Эти блестящие результаты показывают, что развитие восприятия зависит от включения в него моторного звена, которое в ситуации уже сформированной функциональной системы скрыто от непосредственного наблюдения, процесс уподобления свернут, интериоризован. И только в специально организованном формирующем эксперименте, моделирующем процесс индивидуального развития восприятия, мы можем увидеть включение всех звеньев этой сложной системы.
К сожалению, практические приложения гипотезы уподобления до сих пор не получили своего развития в конкретных тре-нинговых методиках по развитию сенсорных и перцептивных способностей человека.
Интересные экспериментальные результаты, на наш взгляд, хорошо объясняемые гипотезой уподобления, были получены нашими коллегами-психофизиками М. Павловой и А. Соколовым при исследовании чувствительности к биологическому движению у детей, страдающих детским церебральным параличом [194]. Авторы исследовали пороги восприятия движения — симуляция движения контуров человека с помощью светящихся точек, у здоровых детей и детей с ДЦП. У детей с ДЦП сенсорная чувствительность была существенно ниже. Однако после комплексной терапии, когда качество движений ребенка было значительно восстановлено, наблюдался и рост сенсорной чувствительности к биологическому движению. Таким образом, по-видимому, при нормальном моторном развитии ребенка формируются двигательные схемы, которым уподобляются видимые на экране монитора движения модели шагающего человека.
В контексте обсуждаемой проблемы о принципиальной роли двигательной активности в развитии восприятия еще раз обратимся к описанным выше опытам Р.Хелда и А.Хейна с котятами: нормальное зрительное восприятие сформировалось только у дви-
гавшегося на свету котенка, другой так и остался слепым. По-видимому, даже при возможности движения глазами и головой у котенка, сидевшего в корзине, не сформировалась некоторая базовая схема отображения тех изменений окружающего пространства, которые происходят при его перемещении, в динамике собственных движений. Можно предположить, что такая схема необходима для весьма грубого уподобления оптических трансформаций проксимального стимула, возникающих при перемещении собственного тела в пространстве, его движениям. Но даже этого грубого уподобления как раз и не произошло.
В определенной степени предельный случай, доказывающий крайнюю необходимость движения глаз для нормального функционирования зрительного восприятия, представляет собой искусственный лабораторный феномен, называемый стабилизированным изображением на сетчатке. Этот экспериментальный прием состоит в том, что с помощью специальной присоски или контактной линзы, прикрепляемых к роговице глаза, на сетчатку от миниатюрного индикатора подается определенное тестовое изображение (рис. 131). Поскольку эта оптическая система совер-
11©
Рис. 131. Электронно-оптическая система для создания стабилизированных изображений на сетчатке. Миниатюрный проекционный аппарат укреплен на контактной линзе:
1 — объект; 2 — лампочка; 3 — шаровой шарнир; 4 — линза; 5 — контактная линза; масса всей системы — 0,25 г [91]
шает движения вместе с глазом, то проекция тестового объекта неподвижна относительно сетчатки. Более современные технические средства позволяют стабилизировать изображение с помощью специальной видеокамеры, отслеживающей движения глаза и телевизионного монитора, изображение на котором смещается в соответствии с декодированными сигналами, поступающими от видеокамеры.
Многочисленные исследования показали, что через 1 — 3 с образ проецируемого изображения начинает постепенно, по частям угасать, исчезать, и испытуемый видит неструктурированное серое поле, а чуть позже становится совершенно черным [53; 91; 123]. Результаты экспериментов установили, что такая простая фигура, как линия, быстро исчезает, а потом может опять появляться, тогда как сложное изображение полностью или частично воспринимается намного дольше. Испытуемые сообщают, что они научаются смотреть на объект, не двигая глазами, а перемещая по нему свое внимание с одной точки на другую, т.е. выполняя внутреннюю осмысленную деятельность по сканированию сложного объекта. Так, данные Р. Притчарда показали, что одиночная линия видится испытуемым только в течение 10% времени ее экспозиции, а сложный объект (рисунок профиля женской головы или слово, из которого можно составлять новые слова) может полностью или частично сохраняться до 80% всего времени [91]. Аналогичные результаты были получены в экспериментах В.П.Зин-ченко и Н.Ю. Вергилеса [53].
Таким образом, опыты со стабилизированным изображением на сетчатке подтверждают тезис о том, что без естественных движений глаз нормальное построение нормального зрительного образа невозможно. В случае внутреннего сканирования стабилизированного изображения направленным вниманием испытуемого это изображение, по-видимому, уподобляется движению этого «луча» внимания.
Формирование перцептивных действий.Значительный вклад в изучение онтогенеза восприятия внесли фундаментальные исследования выдающегося отечественного психолога Александра Владимировича Запорожца(1905 —1981)1 и его учеников [47; 48]. Основной тезис А. В. Запорожца, подтвержденный его многочисленными экспериментальными и теоретическими исследованиями, можно кратко выразить словами самого автора: «Восприятие, ориентируя практическую деятельность субъекта, вместе с тем зависит в своем развитии от условий и характера этой деятельности» [47, 112]. Из этого следует, что при изучении генеза, структуры и
1 А.В.Запорожец — один из учеников Л.С.Выготского, друг и ближайший соратник А.Н.Леонтьева, один из основателей деятельностного подхода в психологии.
функций восприятия принципиальное значение приобретает изучение особенностей практической деятельности субъекта восприятия.
Основной теоретический вклад Запорожца и его школы в исследование генеза восприятия заключается в том, что восприятие понимается как интериоризированное перцептивное действие, уподобляющееся свойствам воспринимаемого предмета. Перцептивное действие — это не просто красивая метафора, по своему генезу и структуре оно соответствует действию практическому, а по форме — это внутреннее, свернутое, интериоризованное действие.
Развитие восприятия ребенка происходит в тесной зависимости от условий его жизни и обучения. Специфика сенсорно-перцептивного развития ребенка имеет специфические человеческие черты, или, по Л.С.Выготскому, культурно-исторический характер. А. В. Запорожец подчеркивал, что сенсорное обучение ребенка опосредствовано усвоением им выработанной обществом системы сенсорных эталонов: шкала музыкальных звуков, частотная структура фонем речевых звуков, система геометрических фигур, цветов, определенные стандарты вкусовых ощущений и т.д. В процессе индивидуального развития ребенок с помощью взрослого усваивает сенсорные эталоны — этот общественный сенсорный опыт и использует их для обследования воспринимаемого объекта, таким образом, вычленяя и анализируя его свойства, обозначая их с помощью этих эталонов. «Такого рода эталоны становятся оперативными единицами восприятия, опосредуя действия ребенка, подобно тому, как его практическая деятельность опосредуется орудием, а мыслительная — словом» [47, 113].
Эмпирические исследования А. В. Запорожца и его учеников в области развития восприятия представлены двумя направлениями—в плане онтогенетического развития ребенка и в плане функционального развития восприятия (т.е. в процессе формирования перцептивных действий в ходе обучения).
Исследования онтогенеза восприятия обнаружили сложные и изменяющиеся отношения между восприятием и действием ребенка [47]. Н.М.Щеловановым, М.И.Лисиной, Л.А.Венге-ром было показано, что в первые месяцы жизни развитие сенсорики опережает развитие движений. Движения на этой стадии выполняют ориентировочно-установочную функцию, т. е. ориентируют рецепторный аппарат по отношению к воспринимаемому объекту.
К 3 — 4 мес у ребенка формируются простейшие практические действия с предметами. Сенсорные и перцептивные функции включены в выполнение этих практических действий — они постепенно приобретают характер ориентировочно-исследовательских перцептивных действий. Развитие хватательных движений оказывает
существенное влияние на восприятие глубины, величины и формы предмета. Ребенок выделяет только те свойства предметов, которые непосредственно с ним связаны, т.е. на что обращается его внимание, на что наталкиваются его действия.
Начиная со второго года жизни под влиянием взрослых ребенок начинает овладевать простейшими орудийными действиями, что ведет за собой соответствующие изменения восприятия. Появляется перцептивное предвосхищение, оценка межпредметных отношений в пространстве, например: можно ли протащить данный предмет через определенное отверстие, можно ли сдвинуть один предмет относительно другого. Образы восприятия приобретают предметную отнесенность, т. е. восприятие становится более целостным, структурным.
В период 3 — 7 лет развитая предметная деятельность ставит перед ребенком соответствующие задачи. Исследование конструктивной игровой деятельности ребенка (А. Р. Лурия, Н. Н. Подъяков, 3. М. Богуславская и др.) показали, что у детей складываются перцептивные способности, позволяющие им выделять отдельные части предмета, а затем объединять их в одно целое, причем делать это в образном плане еще до того, как будет осуществляться практическое действие. Такого рода перцептивные действия предвосхищают действия практические, моделируют их.
Цикл исследований, проводившихся под руководством А. В. Запорожца был посвящен проблеме формирования перцептивных действий в процессе сенсорного обучения.
Например, в опытах Л. А. Венгера перед детьми ставилась игровая задача протолкнуть предмет через отверстие определенной формы и размера. На первом этапе формирования этого нового для ребенка перцептивного действия поставленная задача решается в практическом плане — с помощью практических проб, носящих внешне выраженный и развернутый характер, необходимые исправления, прикидочные движения осуществляются в процессе выполнения задачи. Внешнее ориентировочное действие по обследованию свойств предмета имеет большое значение для последующего формирования действия перцептивного.
Проведенные опыты показали, что сенсорное обучение особенно эффективно в тех случаях, когда на начальных этапах сами действия и необходимые сенсорные эталоны (полоски цветной бумаги или фигурки различной формы) представлены ребенку в своей внешней, материальной форме. Фактически на данной стадии начинает складываться внешняя, материальная модель будущего идеального, перцептивного действия.
На втором этапе под влиянием опыта практической деятельности начинают складываться собственно перцептивные действия, осуществляемые с помощью развернутых ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза, моделирующих свойства воспринимаемого предмета. На этом этапе происходит выраженное предварительное обследова-
ние ситуации с помощью внешних движений взора или ощупывающих движений руки. Например, в отмеченных выше опытах Л. А. Венгера, дети научившись просовывать разные предметы через отверстия различной формы, до выполнения самого действия начинают соотносить их форму и размер, переводя несколько раз взор с предмета на отверстие, и только после такой предварительной зрительной ориентировки уже безошибочно решают задачу. В опытах О. В. Овчинниковой дети, научившись проходить лабиринт, прослеживали глазами путь в новом лабиринте или даже ощупывали его, чтобы избежать тупиков и перегородок.
На третьем этапе перцептивные действия свертываются по времени их протекания в результате сокращения их моторного звена, которое внешне уже никак не проявляется. Восприятие приобретает внутренний, идеальный характер, выглядит внешне как пассивный и автоматический процесс. Фактически, как отмечал А. В. Запорожец, «внешнее ориентировочно-исследовательское действие превращается в действие идеальное, в движение внимания по полю восприятия» [47, 118].
Подводя итоги рассмотрения идей А. Н.Леонтьева и А. В. Запорожца, отметим, что их подход к восприятию как действию, аналогичному по происхождению и структуре действию практическому, открывает перед исследователями новые задачи. Этот подход позволяет расширить проблемы изучения восприятия как познавательного процесса до исследования познавательной деятельности субъекта познания в целом: влияние его установок и мо-тивационно-потребностной сферы на развитие и функционирование перцептивных процессов.
Развитие восприятия у слепоглухонемых детей.Несомненным достижением отечественной специальной психологии и педагогики являются результаты работы по развитию предметного восприятия у слепоглухонемых детей. Как показали многолетние исследования и практическая работа А. Г. Соколянского и А. //. Мещерякова, у таких детей формируется адекватный и достаточно богатый образ мира, позволяющий им общаться с другими людьми и вести активную жизнь [81; 98].
Слепоглухонемота может наступать при полном, а также частичном нарушении зрения и слуха, что препятствует развитию речи и реализации привычных способов общения. Без специального обучения у такого ребенка происходит прогрессирующая задержка психического развития и фактически не формируются навыки человеческого поведения.
Основная направленность специально организованного обучения состоит в развитии постоянно усложняющихся форм общения слепоглухонемого ребенка и формировании образов окружающих его предметов на основе других сенсорные модальностей. Общение начинается с использования простейших жестов, обозначающих определенные предметы и формы действия с ними. Впоследствии жесты как средство общения со взрослым и обо-
значения окружающих ребенка предметов заменяются словами, которые сообщаются ему в тактильной, или, точнее, в дактыль-ной\ форме. В ходе обучения дети научаются пользоваться и обычной звуковой речью.
Для успешного психического развития и обучения слепоглухонемого ребенка чрезвычайно важно формирование у него предметного восприятия. Как отмечал А.И.Мещеряков, «начало ориентировки в пространстве и формирование предметного восприятия происходят при обучении слепоглухонемого навыкам самообслуживания...», чтобы он на практике почувствовал «твердость металлической спинки кровати, мягкость подушки и тепло одеяла» [81, 146\. Пространственные представления ребенка постепенно усложняются в соответствии с усложнением его практических действий: от окрестностей его кровати до комнаты, а затем этажа интерната, всего здания и двора.
А.И.Мещеряков подчеркивал, что на начальном этапе становления пространственного образа мира ребенка для него очень важна константность положения окружающих его вещей, иначе он не сможет найти и узнать конкретный предмет, не научится преодолевать боязнь столкновения с предметами. Постоянство пространственного положения вещей, а следовательно, относительное постоянство их свойств, является залогом успешности его ориентировки в предметном мире, и на этой основе — развития предметного восприятия ребенка.
Ведущими анализаторными поверхностями для слепоглухонемого ребенка являются: лицо, воспринимающее движение воздуха и его температуру; ноги, постоянно контактирующие с полом, почвой, дорогой, ощущая ее неровности и вибрацию; руки, которые с помощью палки получают информацию о находящихся впереди предметах и неровностях дороги. Запахи сигнализируют о наличии определенных предметов и изменении обстановки.
Поначалу ориентировка в окружающем мире заключается в знакомстве ребенка с предметами, находящимися на его пути с помощью их ощупывания руками, касания ногами и палкой. На этой сенсорной основе строится система важных предметных свойств. Например, по структуре дорожного покрытия, его наклону ребенок ориентируется, в какой части пространства двора он находится. Обучение способам ориентировки в мире «начинается прежде всего с формирования образа окружающих предметов, и уже потом находится оптимальная система их сигнализации» [там же]. Образ восприятия становится средством, обеспечивающим чувство реальности внешнего мира, его объективного противостояния ребенку.
1 Дактильная речь (от греч. с1ак(у1о5 — палец + 1о§оз — слово, речь) заменяет речь звучащую, ее знаки-буквы изображаются комбинацией положения пальцев одной или двух рук.
Важным средством формирования чувства уверенности ребенка в процессе его движения является палочка, ощупывающая пространство, или коляска, которую дети возят перед собой и которая предохраняет их от неожиданного столкновения.
Несмотря на то, что ведущий анализатор для ребенка — тактильно-двигательный, тем не менее дистантные сигналы — вибрационные и обонятельные — также воспринимаются и также формируют полимодальный предметный образ. Как особо подчеркивал А.И.Мещеряков, именно включение дистанционных ощущений в структуру образа делают мир слепоглухонемого реально существующим даже при отсутствии непосредственного тактильного контакта с предметом. Это основа базового чувства константности окружающего мира.
Важное значение для формирования предметности восприятия — это обеспечение вариативности сенсорного наполнения образа. Вариативности во времени и вариативности межмодальной.
Для человека с нормальными органами чувств эту функцию обеспечивает двигательная активность и зрительно-моторные координации, у слепоглухонемого человека эта возможность ограничена движениями руки и тела. Но это разнообразие обеспечивается множественностью способов использования предметов, расширением его функций в деятельности ребенка, его познавательной активностью. Кроме того, сенсорная вариативность, имеющая тактильную основу, связана с тем, что ребенок активно обследует незнакомый предмет ногой, ощупывает его правой и левой руками, губами, языком. А.И.Мещеряков писал, что в определенной степени можно говорить об относительной независимости образа восприятия от характера его сенсорной основы: восприняв форму предмета губами или левой рукой, ребенок одинаково хорошо воспроизводит его, вылепив из пластилина. Эту же мысль высказывал и С.Л.Рубинштейн в одной из работ, посвященных психологии слепоглухонемых, он подчеркивал, что любой образ является не просто зрительным, слуховым или осязательным, а прежде всего образом предмета или явления, имеющего конкретное значение, что и делает все его характерные сенсорные признаки семантически едиными.
На примере такого развернутого во времени, трудного и внешне организованного педагогом процесса формирования предметного восприятия отчетливо видно, что динамика построения индивидуального чувственного опыта — это процесс активной ориентировки, выделения существенных признаков предмета, их обобщения, процесс опосредованный активным общением со взрослым и непосредственным деятельным контактом с самими предметами.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Сформулируйте суть влияния традиций эмпиризма и нативизма в психологии восприятия.
2. Какие имеются эмпирические доказательства роли врожденных механизмов и приобретенного опыта в развитии восприятия?
3. Опишите основные результаты исследований с использованием методики «зрительного обрыва».
4. Каково значение исследований А.Н.Леонтьева по формированию цветовой чувствительности?
5. Дайте характеристику понятиям «функциональный орган» и «воспринимающая функциональная система». Каково общепсихологическое значение этих понятий?
6. Кратко опишите этапы формирования перцептивных действий.
7. Приведите примеры сенсорных эталонов.
8. Какие основные задачи решают педагоги и психологи при воспитании слепоглухонемых детей?
Темы дляэссе и рефератов
Основные подходы к эмпирическому исследованию проблемы развития ощущений и восприятий.
Что видят люди после удаления катаракты?
Эмпирические исследования перцептивного развития у животных в условиях сенсорной изоляции и депривации.
Исследования развития восприятия у новорожденных и младенцев.
Развитие сенсорных процессов в школе А.Н.Леонтьева.
Двигательная активность и развитие восприятия.
Исследования школы А. В. Запорожца по формированию перцептивных действий.
Развитие предметного восприятия у слепоглухонемых детей.
Рекомендуемая литература
Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. — М., 1999. - С. 524-623; 411-416; 221-226.
ШиффманХ. Ощущение и восприятие. — 5-е изд. — М., 2003. — С. 445 — 471; 486-488; 472-482.
Дополнительная литература
Рок И. Введение в зрительное восприятие. — М., 1980. — Т. 1. — С. 82 — 89; 144-149. - Т. 2. - С. 70-75; 86-92.
Бауэр Т. Психическое развитие младенца. — М., 1976. — С. 12 — 26; 84-122; 183-192.
Запорожец А. В., Ветер Л.А., Зинченко В. Я., Рузская А. Г. Восприятие и действие/под ред. А. В. Запорожца. — М., 1967. — С. 38—114; 250 — 309.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. — М., 2000. — С. 150 — 160; 218-230.
ГЛАВА 10