Исследование восприятия у младенцев
Для выяснения вопроса о существовании врожденных механизмов восприятия и роли опыта в его развитии проводились
многочисленные эксперименты с младенцами. Многие авторы были не согласны с описанием У.Джемсом чувственного мира младенца как «гудящей неразберихи» ощущений. Представим ряд эмпирических исследований, которые пытались ответить на принципиально важный вопрос, поставленный блестящим английским психологом-экспериментатором Т. Бауэром: «Что видит ребенок, когда смотрит на окружающий мир, — множество различных предметов определенной формы, расположенных в определенном порядке, или какой-то сумбур переливающихся мимолетных теней?» [13, 351].
В опытах Т. Бауэра на младенцах использовалась условно-рефлекторная методика для выработки реакции на предъявляемый ему зрительный стимул [13; 14]. Правильная реакция ребенка: поворот головы в ответ на предъявление ему условного раздражителя — белого картонного куба с гранью в 30 см на расстоянии 1 м, — подкреплялась внезапным появлением женщины-экспериментатора, которая, улыбалась ребенку, говорила «ку-ку», а затем исчезала (рис. 129). Проводились опыты по изучению константности восприятия, поэтому менялось расстояние до этого куба и его размер. В каждой серии подсчитывалась частота поворота головы ребенка. Полученные результаты показали, что ребенок поворачивает голову на условный раздражитель (куб с гранью именно 30 см на расстоянии 1 м) в 4,5 раза чаще, чем на куб с гранью 90 см, предъявлявшийся на расстоянии 3 м, т.е. имевший такой же угловой размер, что и условный раздражитель. Это исследование доказывает, что 6 —8-месячные младенцы реагируют на константность видимого размера, а не константность зрительного угла.
Рис. 129. Экспериментальная установка Т. Бауэра для исследования константности восприятия у младенцев [13] |
Аналогичные эксперименты были проведены по изучению константности восприятия формы прямоугольника [13]. Условным раздражителем был деревянный прямоугольник размером 25x50 см, расположен-
ный под углом 45° к фронтальной плоскости на расстоянии 2 м от глаз ребенка. Дифференцировочными стимулами были: стимул 1 — прямоугольник, расположенный перпендикулярно взору; стимул 2 — трапеция, расположенная перпендикулярно и создающая на сетчатке изображение такой же формы, как и условный раздражитель; стимул 3 — трапеция, расположенная под углом 45°. Результаты показали, что условный раздражитель вызывал в среднем 51 реакцию, стимул 1 — 45,13 реакций, стимул 2 — 28,5 реакций, стимул 3 — 26 реакций. Таким образом, было установлено, что дети в возрасте 50 — 60 дней правильно реагируют на реальную, а не проекционную форму объекта.
Как уже указывалось ранее, Р. Франц изучал восприятие формы. Кроме цыплят он также исследовал двух детенышей шимпанзе1 и новорожденных детей (30 детей от 1 до 15 недель), используя так называемую методику на зрительный интерес, в которой движения глаз использовались как индикатор зрительного внимания к воспринимаемому объекту [ПО]. Ребенок или детеныш лежал в специальной кроватке и смотрел на предметы, подвешенные к потолку экспериментальной камеры. Экспериментатор, глядя вниз через небольшое отверстие, регистрировал длительность фиксации взора на каждом объекте. Испытуемым предъявлялись пара различных рисунков — горизонтальные полосы, концентрические круги, квадрат, шахматный паттерн. Было обнаружено сильное предпочтение одной из фигур в паре, причем это наблюдалось у детей всех возрастов, что доказывает, что оно не является результатом научения.
Аналогичные данные, но на еще более маленьких детях (от 1 до 14 дней) были получены швейцарским педиатром Ф. Штирниманом. Другую серию опытов Р. Франц проводил с 49 младенцами в возрасте от 4 дней до 6 месяцев. Им предъявлялись три плоских рисунка, сходных по форме с головой человека. На одном было изображено стилизованное лицо человека, на другом вместо лица были нарисованы темные пятна, на третьем — верхний участок овала «лица» был просто закрашен черной краской. Результаты были примерно одинаковыми для детей всех возрастов: они чаще смотрели на «настоящее лицо». Полученные результаты свидетельствуют о врожденности восприятия формы: и животные, и дети реагируют на нее без обучения.
Еще раз напомним об опытах Э. Гибсон и Р.Уока, а также Дж. Кем-поса и соавторов со зрительным обрывом, проведенных с 2 —3-месячными и 6-месячными младенцами. Их результаты убедительно показали, что такие маленькие дети могут воспринимать видимую глубину, что выражается в избегании края «зрительного обрыва».
Таким образом, приведенные выше результаты позволяют сделать вывод о том, что «зрительный мир младенца, вероятно, может быть подчас ошеломляюще сложным, но не бессмысленным, каким его долгое время считали» [13, 366\. Основным критическим замечанием в адрес вывода о врожденности восприятия, сле-
1 Одного из детенышей шимпанзе сразу после рождения воспитывали в темноте.
дующего из опытов с новорожденными и младенцами, является тезис о том, что нельзя исключить влияние научения в самые первые дни жизни.
Подводя итоги опытов с детенышами животных и младенцами, еще раз подчеркнем, что у нас нет оснований говорить об отсутствии у них врожденных механизмов восприятия, по крайней мере восприятия формы, размера и удаленности.