Исследование восприятия величины

Исследуется уровень восприятия отношений предметов по величине и овла­дение предметными действиями.

Методика «Вкладыши»

Стимулъный материал: 7 цилиндрических или квадратных чашек (вкла­дышей) разного размера четырех основных цветов.

Проведение обследования:

Ребенку предлагают ровно собрать вкладку, вставить формы одна в другую с учетом величины.

Анализ действий:

а) неспецифические манипуляции (неадекватные действия);

б) специфические манипуляции (познавательные);

в) силовая проба (действия силой, без учета свойств и величины вкладыша);

г) хаотическая проба (совмещение пробных и силовых действий);

д) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахож­дением окончательного решения);

е) примеривание (определение несоответствия путем поднесения друг к дру­гу»;

ж) зрительное соотнесение (правильное решение находится путем зрительно­го анализа).

Неспецифические манипуляции к 2-3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.

Методика «Пирамидка»

Стимулъный материал: пирамидка из 4-6 колец с колпачком Нормативы:

- снимает кольца с пирамидки - в 1 год;

- собирает пирамидку без учета величины - в 1,5-2,5 года;

- собирает пирамидку с учетом величины и с установкой на резуль­тат без проб и примеривания - в 3 - 3,5 года;

- работа зрительным соотнесением. Ход исследования:

Ребенку предлагается самостоятельно разобрать и собрать пирамидку. Возможен показ. Анализ результатов:

1) неспецифические манипулятивные действия (берет в рот, стучит об стол и т.д.). Данные действия являются неадекватными.

2) простое манипулирование предметом (специфическая манипуляция);

3) силовая проба;

4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и нахо­дит правильный способ решения);

5) примеривание (не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);

6) зрительное соотнесение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).

До 2,5 лет правомерно пользоваться силой. Дети 3-х лет могут работать зри­тельным соотнесением (высокий уровень), допустимо примеривание или целе­направленная проба (средний уровень).

Отсутствие данных способов к 3-м годам свидетельствует о недостатках пси­хического развития.

Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса проводится при выполнении следующих заданий:

• ориентировка в пространстве;

• складывание разрезных картинок;

• складывание фигур из палочек по образцу (по памяти).

Методика «Разрезные картинки»

Исследуется уровень развития целостного восприятия предметной картинки.

Стимулъный материал', картинки, разрезанные на части с разной конфигу­рацией разреза.

Нормативы. разрезная картинка из 2-х фрагментов - 2,5-3 года;

разрезная картинка из 3-х фрагментов - 3-3,5 года;

разрезная картинка из 3-5 фрагментов - 4-5 лет;

разрезная картинка из 5-8 фрагментов - 5-6 лет

Ход исследования:

Ребенку предлагают соединить разъединенные части картинки, чтобы получи­лась целая. Возможен предварительный показ.

Анализ результатов:

8) совершает целенаправленные действия;

9) соединяет части без анализа полученного целого;

10) прикладывание с разворотом;

11) зрительное соотношение частей без прикладывания. Уровни выполнения задания:

• Высокий уровень - выполнение задания зрительным соотнесением. Допустимы 1-2 практические пробы в случае 6-фрагментной картин­ки.

• Средний уровень - выполнение задания путем ошибок, прикладывания (3-6-фрагментных).

• Низкий уровень - составление с многочисленными неадекватными пробами или картинка не складывается.

Сенсорный уровень действий - складывает неуверенно, пробуя подобрать части без ориентировки на какой-нибудь признак.

Перцептивный уровень - ориентируется на какой-нибудь признак размера, цвет, форму, но собирает с ошибками.

Операциональный (умственный) уровень перцептивных действий - быстрое зрительное соотнесение. Особенности освоения детьми различных видов вос­приятия, причины нарушения восприятия даются в Приложениях 3.4.1.,3.4.2.

Конструирование их палочек

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка выполнять задание по подражанию (2,5-3 го­да), образцу (с 4 лет), по памяти.

Стимульный материал: 2-6 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования:

Перед ребенком строят из палочек фигуру («молоточек», «грибок», «домик), просят сделать так же: «Построй, как у меня». Если ребенок по показу не может выполнить задание, его просят выполнить по подражанию: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагают выполнить за­дание по образцу.

Дети 4 лет выполняют задание только по готовому образцу (при этом меняется расположение фигур за экраном, и ребенка просят воспроизвести) и по памяти «Построй еще раз домик, который ты видел»).

Анализ результатов:

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величи­ны, пространственных отношений (для детей 3-х лет это является неадек­ватным);

2) подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, пространственного расположения, величины;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение фигур без ошибок и исправлений;

5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

Пространственный гнозис

Исследуется способность ориентироваться в пространстве, различать пространственные направления. а) 2,5-4 года - показ предметов впереди, позади, вверху, внизу;

Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

Пример инструкций:

«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».

Нормативы:

2,5 - 3 года - понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1-2 заданиях, легко корректируется;

3,5-4 года - выполняет все задания.

б) 4-6 лет - показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, вни­зу, впереди, сзади.

в) Речевой вариант пробы Хэда.

1) Простая ориентировка (4-6 лет).

Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки^ покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходхт к следующему, если нет - прекращают.

2) Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо; правой рукой - за ле­вое ухо; покажи левой рукой правый глаз» (6 лет). Выводы: выполнены оба задания (пробы Хэда); выполнена только проста» ориентировка; не выполнено ни одного задания.

Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислексией.

Особенности освоения детьми различных видов восприятия, причины наруше­ния восприятия даются в Приложении 3.4.1 (схемы 1 и 2).

Наши рекомендации