Психофизические закономерности восприятия времени

В рамках психофизической парадигмы исследования получен ряд надежных эмпирических данных о порогах различения вре­менных интервалов и точности их субъективной оценки [30].

Установлено, что точность данного различения зависит от их длительности. Точность максимальна для не очень коротких и не очень длинных интервалов. Было обнаружено, что при изменении их длительности в диапазоне от 0,2 до 1,5 с относительный диф­ференциальный порог составлял 8—10%. При более длительных интервалах (2 — 4 с) он возрастал до 16%, а при еще большем увеличении (до 6—30 с) — до 20—30%.

Точность различения длительностей звуковых тонов и свето­вых импульсов приблизительно одинакова, причем точность срав­нительных оценок не зависит от того, заполненные или незапол­ненные временные интервалы сравнивает испытуемый.

Как и в случае различения, точность воспроизведения временных интервалов будет больше для коротких интервалов, чем для дли­тельных. Максимальная точность воспроизведения — отклонение порядка 8 %, наблюдается для интервалов длительностью 0,2 — 2 с. При длительностях от 4 до 30 с ошибка возрастает вдвое. В целом короткие интервалы переоцениваются, а длительные — недооце­ниваются.

Особый интерес исследователей связан с проблемой порогов восприятия длительности стимула, а именно: если короткий сти­мул воспринимается как моментальный или мгновенный, то он лишен качества длительности. Для световых вспышек как мгно­венные воспринимаются стимулы длительностью около 0,12 с, для звуков — в диапазоне от 0,01 до 0,05 с.

Если последовательно предъявляются два коротких стимула, воспринимаемых как мгновенные, то возникает еще одна пробле­ма — различение двойного стимула или единичного. Еще в иссле-

дованиях В. Вундта установлены те длительности, ниже которых восприятие двух последовательных стимулов сливается в одно, а выше которых они воспринимаются раздельно. Для звука такой временной интервал был от 0,002 до 0,016 с, для тактильного стимула — 0,027 с, для светового — 0,043 с [30].

Другая проблема связана с максимальной длительностью вре­менного промежутка, в пределах которого человек воспринимает некоторые стимулы, как совершающиеся в настоящий момент времени (а не до того или после того). Это так называемые пороги нерасчлененной длительности. В классической психологии сознания это время называли временной продолжительностью внимания — то физическое время, в течение которого может быть предъявле­но некоторое количество стимулов, которые воспринимаются как некая целостность. Понятно, что порог нерасчлененной длитель­ности зависит от природы стимулов, заполняющий данный отре­зок времени, и проблема заключается в самом слове «целостность». Тем не менее для простых тональных и световых стимулов тот интервал, в пределах которого испытуемые воспринимают его как настоящий момент времени, простирается от 2,3 до 12 с (при не­которых условиях даже больше, как полагал Э.Титченер).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие механизмы опосредствуют восприятие реального движения?

2. Опишите афферентную и эфферентную теории стабильности види­мого мира. Какие эмпирические факты подтверждают справедливость эфферентной теории Г. Гельмгольца?

3. Сформулируйте взгляды Дж. Гибсона на механизмы зрительного восприятия реального движения. Дайте характеристику понятию «зри­тельная кинестезия». Опишите эксперимент с «летающей» комнатой.

4. Опишите феномены «кинетического восприятия формы» и «кине­тического эффекта глубины».

5. Что такое нижний и верхний абсолютные пороги движения?

6. Для чего используют случайно-точечные кинограммы?

7. Какие особенности стимуляции определяют восприятие движения?

8. В чем состоит феномен константности воспринимаемой скорости? Как его исследовали?

9. В чем значение опытов Г. Йохансена?

10. Как Р.Грегори объясняет механизм возникновения аутокинети-ческого эффекта?

11. Какое значение для гештальтпсихологов имел феномен стробо­скопического движения?

12. Опишите различные чувственные переживания при восприятии времени.

13. Сформулируйте представление о биологических и когнитивных часах.

14. Какие результаты были получены американским психологом Г.Хог-ландом?

15. В чем суть идей Р. Орнштейна?

16. Как восприятие времени связано с направленностью внимания?

17. Какие установлены психофизические закономерности восприятия времени?

Темы для эссе и рефератов

Иллюзии восприятия движения.

Исследование восприятия движения в гештальтпсихологии.

Восприятие движения в контексте экологической теории зрительно­го восприятия Дж. Гибсона.

Экспериментальные исследования восприятия движения.

Психофизические исследования восприятия времени.

Способы симуляции движения в компьютерных играх и компьютер­ных анимациях.

Теории восприятия времени.

Рекомендуемая литература

Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. — М., 1999. - С. 447-460; 461-489; 494-495; 496-498; 490-493.

Шиффман X. Ощущение и восприятие. — 5-е изд. — М., 2003. — С. 307 — 338; 772-787.

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1988. - С. 222-226; 261-269.

Дополнительная литература

Грегори Р. Глаз и мозг. - М, 1970. — С. 101 — 130.

Рок И. Введение в зрительное восприятие. — М., 1980. — Т. 1. — С. 98 — 144; 207-248; 203-266. - Т. 2. - С. 156-196.

Баллах Г. Восприятие движения / Восприятие: механизмы и модели. — М., 1974.-С. 301-308.


Наши рекомендации