Психофизические закономерности восприятия времени
В рамках психофизической парадигмы исследования получен ряд надежных эмпирических данных о порогах различения временных интервалов и точности их субъективной оценки [30].
Установлено, что точность данного различения зависит от их длительности. Точность максимальна для не очень коротких и не очень длинных интервалов. Было обнаружено, что при изменении их длительности в диапазоне от 0,2 до 1,5 с относительный дифференциальный порог составлял 8—10%. При более длительных интервалах (2 — 4 с) он возрастал до 16%, а при еще большем увеличении (до 6—30 с) — до 20—30%.
Точность различения длительностей звуковых тонов и световых импульсов приблизительно одинакова, причем точность сравнительных оценок не зависит от того, заполненные или незаполненные временные интервалы сравнивает испытуемый.
Как и в случае различения, точность воспроизведения временных интервалов будет больше для коротких интервалов, чем для длительных. Максимальная точность воспроизведения — отклонение порядка 8 %, наблюдается для интервалов длительностью 0,2 — 2 с. При длительностях от 4 до 30 с ошибка возрастает вдвое. В целом короткие интервалы переоцениваются, а длительные — недооцениваются.
Особый интерес исследователей связан с проблемой порогов восприятия длительности стимула, а именно: если короткий стимул воспринимается как моментальный или мгновенный, то он лишен качества длительности. Для световых вспышек как мгновенные воспринимаются стимулы длительностью около 0,12 с, для звуков — в диапазоне от 0,01 до 0,05 с.
Если последовательно предъявляются два коротких стимула, воспринимаемых как мгновенные, то возникает еще одна проблема — различение двойного стимула или единичного. Еще в иссле-
дованиях В. Вундта установлены те длительности, ниже которых восприятие двух последовательных стимулов сливается в одно, а выше которых они воспринимаются раздельно. Для звука такой временной интервал был от 0,002 до 0,016 с, для тактильного стимула — 0,027 с, для светового — 0,043 с [30].
Другая проблема связана с максимальной длительностью временного промежутка, в пределах которого человек воспринимает некоторые стимулы, как совершающиеся в настоящий момент времени (а не до того или после того). Это так называемые пороги нерасчлененной длительности. В классической психологии сознания это время называли временной продолжительностью внимания — то физическое время, в течение которого может быть предъявлено некоторое количество стимулов, которые воспринимаются как некая целостность. Понятно, что порог нерасчлененной длительности зависит от природы стимулов, заполняющий данный отрезок времени, и проблема заключается в самом слове «целостность». Тем не менее для простых тональных и световых стимулов тот интервал, в пределах которого испытуемые воспринимают его как настоящий момент времени, простирается от 2,3 до 12 с (при некоторых условиях даже больше, как полагал Э.Титченер).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие механизмы опосредствуют восприятие реального движения?
2. Опишите афферентную и эфферентную теории стабильности видимого мира. Какие эмпирические факты подтверждают справедливость эфферентной теории Г. Гельмгольца?
3. Сформулируйте взгляды Дж. Гибсона на механизмы зрительного восприятия реального движения. Дайте характеристику понятию «зрительная кинестезия». Опишите эксперимент с «летающей» комнатой.
4. Опишите феномены «кинетического восприятия формы» и «кинетического эффекта глубины».
5. Что такое нижний и верхний абсолютные пороги движения?
6. Для чего используют случайно-точечные кинограммы?
7. Какие особенности стимуляции определяют восприятие движения?
8. В чем состоит феномен константности воспринимаемой скорости? Как его исследовали?
9. В чем значение опытов Г. Йохансена?
10. Как Р.Грегори объясняет механизм возникновения аутокинети-ческого эффекта?
11. Какое значение для гештальтпсихологов имел феномен стробоскопического движения?
12. Опишите различные чувственные переживания при восприятии времени.
13. Сформулируйте представление о биологических и когнитивных часах.
14. Какие результаты были получены американским психологом Г.Хог-ландом?
15. В чем суть идей Р. Орнштейна?
16. Как восприятие времени связано с направленностью внимания?
17. Какие установлены психофизические закономерности восприятия времени?
Темы для эссе и рефератов
Иллюзии восприятия движения.
Исследование восприятия движения в гештальтпсихологии.
Восприятие движения в контексте экологической теории зрительного восприятия Дж. Гибсона.
Экспериментальные исследования восприятия движения.
Психофизические исследования восприятия времени.
Способы симуляции движения в компьютерных играх и компьютерных анимациях.
Теории восприятия времени.
Рекомендуемая литература
Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. — М., 1999. - С. 447-460; 461-489; 494-495; 496-498; 490-493.
Шиффман X. Ощущение и восприятие. — 5-е изд. — М., 2003. — С. 307 — 338; 772-787.
Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1988. - С. 222-226; 261-269.
Дополнительная литература
Грегори Р. Глаз и мозг. - М, 1970. — С. 101 — 130.
Рок И. Введение в зрительное восприятие. — М., 1980. — Т. 1. — С. 98 — 144; 207-248; 203-266. - Т. 2. - С. 156-196.
Баллах Г. Восприятие движения / Восприятие: механизмы и модели. — М., 1974.-С. 301-308.