Зависимость громкости от интенсивности и частоты звука
Громкость звука прежде всего зависит от его интенсивности (уровня звукового давления на барабанную перепонку) и частот-
1 Напомним, что результаты исследований нейрофизиологов показали, что рецептивные поля ганглиозных клеток сетчатки имеют форму двух концентрических окружностей с оя-центром (клетка возбуждается) и о/Г-периферией (клетка тормозится).
ного состава. Если мы слушаем звуки одной частоты (например, тон частотой 1 000 Гц) или неменяющегося частотного состава (например, одну и ту же ноту музыкального синтезатора), то при увеличении интенсивности звука возрастает и его громкость. Как было отмечено выше (см. гл. 3), подобная психофизическая зависимость описывается шкалой сонов. Если мы оставляем интенсивность звука постоянной, а изменяем его частоту или частотный состав, то обнаруживаем, что звуки низкой и высокой частоты кажутся нам более тихими, чем звуки среднечастотного диапазона. Существует известное ограничение слухового восприятия по частоте, кратко называемое «20—20», т.е. обычный молодой человек как правило не слышит как низкочастотные звуки ниже 20 Гц, так и высокочастотные звуки свыше 20 кГц.
Зависимость нашего слухового восприятия от частоты и интенсивности действующих звуков описывается так называемыми кривыми равной громкости (рис. 57).
Такие эмпирические зависимости были получены в опытах американских психофизиков Х.Флетчера и У. Мансона (1933), когда испытуемого просили уравнять по громкости два тональных сигнала (стандартный — 1 000 Гц и переменный), различающихся
20 100 500 1000 5000 10000
Частота, Гц
Рис. 57. Кривые равной громкости:
по оси ординат — уровень звукового давления в дБ относительно стандартного порогового уровня; по оси абсцисс — частота звукового стимула в Гц [200]
по частоте. В результате были получены кривые, показывающие при какой интенсивности тоны разной частоты воспринимаются испытуемым как одинаково громкие. Например, кривая, отмеченная числом 50, представляет собой контур равной громкости, полученный при подравнивании громкости тонов различных частот к тону интенсивностью 50 дБ и частотой 1 000 Гц. Видно, что для того, чтобы низкочастотный звук 100 Гц воспринимался таким же громким, как и тон 1 000 Гц, его интенсивность должна быть увеличена на 8 дБ, для тона 5 000 Гц интенсивность звука нужно наоборот уменьшить на 7 дБ. Для сравнения по громкости звуков разных частот X. Флетчер и У. Мансон ввели единицу громкости — фон. Для каждой кривой равной громкости количество фонов равно интенсивности стандартного тона 1 000 Гц, выраженной в децибелах. Например, для контура равной громкости под цифрой 30 громкость тонов 60, 300 и 6 000 Гц и вызывающих звуковое давление 65, 40 и 35 дБ, соответственно, будет одинаковой и равняться 30 фонам.
Самая нижняя кривая характеризует абсолютную слуховую чувствительность к тональным звукам различной частоты. В целом анализ изменения кривых равной громкости показывает, что чем выше интенсивность звуков, тем более сходными по громкости они нами воспринимаются. Максимальные различия в восприятии звуков по частоте соответствуют самой нижней, пороговой, кривой.
Приведенные результаты имеют и конкретно практическое значение, особенно в сфере восприятия музыки и оценки качества звучания музыки, поскольку диапазон изменения громкости звучания различных музыкальных инструментов определяет наши возможности восприятия звуков, издаваемых этими инструментами. Дело в том, что большая часть звуков, воспроизводимых музыкальными инструментами, находится именно в той зоне, где восприятие громкости очень зависит от изменения их частоты. Для самой общей ориентировки укажем, что самый широкий частотный диапазон воспроизводимых звуков имеет рояль (от 30 до 4 000 Гц), у других музыкальных инструментов он существенно уже. Например, хорошая гитара воспроизводит частоты в диапазоне от 80 до 700 Гц. Из указанных ограничений следует, что музыкальные записи желательно слушать при том же уровне интенсивности воспроизведения, который был в концертном зале или студии звукозаписи, иначе мы просто не услышим многие частоты, издаваемые музыкальными инструментами (рис. 58).
Это особенно касается классической музыки. Кроме того, при неадекватных уровнях громкости прослушивания музыки слушатель потеряет те особенности авторского замысла дирижера, которые воплощаются в нюансах относительной громкости звучания разных музыкальных инструментов. Иначе говоря, опасность заключается в том, что в домашних условиях мы слушаем музыку
20 0
тттттштттттттшт
IштШтттттттттттт
ч^-'
**-- Порог слышимости
100 1000
Частота, Гц
10 000
Рис. 58. Воспринимаемый диапазон звучания различных музыкальных
инструментов:
ось ординат — уровень звукового давления относительно стандартного порогового уровня, дБ; ось абсцисс — частота звука, Гц; I — интенсивность звука при исполнении музыки в концертном зале; II — интенсивность звука при воспроизведении музыки в домашних условиях [71]
не на тех контурах равной громкости, на которые рассчитывал дирижер и звукорежиссер. Это хорошо видно на приведенном рисунке: при звучании симфонического оркестра общая динамика интенсивности звука и в концертном зале, и в домашних условиях казалось бы одинакова, однако при воспроизведении записи громкость низкочастотных звуков может снизиться так, что не достигнет порога слухового восприятия. При проектировании современной звуковоспроизводящей аппаратуры эти особенности слухового восприятия учитываются с помощью специальных электронных схем, компенсирующих эффект снижения громкости. Эти схемы частотной коррекции искусственно подчеркивают (т.е. усиливают) воспроизведение низких и высоких частот при малых уровнях интенсивности и снижают эту компенсацию при высоких уровнях регулятора громкости. Фактически работа этих электронных схем моделирует кривые равной громкости.
Качественное воспроизведение музыкальных записей представляет собой весьма непростую проблему, поскольку к отмеченным выше трудностям добавляются и другие: акустика помещения, качество электронной аппаратуры и звуковоспроизводящих колонок.
Восприятие биений
Если человеку предъявляются два тональных звука одинаковой интенсивности и незначительно различающиеся по частоте, то
обычно это вызывает биения — восприятие тона одной высоты, равной среднему значению высот обоих звуков, с периодически изменяющейся громкостью. Периодичность изменения громкости, собственно и создающая биения, равна разности частот двух этих тонов. Причина появления такого феномена слухового восприятия, как биения, достаточно проста: при наложении двух колебаний с незначительно отличающимися частотами возникает суммарное колебание с изменением амплитуды, периодичность которого равна разности частот этих двух колебаний.
При увеличении частотного различия между тональными сигналами увеличивается частота изменения громкости, при различии более 30 Гц биения начинают сливаться в один звук, воспринимаемый не как чистый тон, а как звук, имеющий некоторые искажения или шероховатость.
Эффекты маскировки
При одновременном действии нескольких звуков восприятие одного из них зависит не только от его собственной интенсивности и частотного состава, но и от аналогичных параметров других звуков. Эффект маскировки заключается в том, что при действии
се
Я
О) г,
О
& О
8§ Й "
О (Я
X °
Й а
5»
X
ПО 100 90 80 70 60
50 40 30 20 10
Интенсивность маскирующего тона
Л 1П | ||||||||
Г100. \ | ||||||||
1/^ \ | ||||||||
//кяоч \ | ||||||||
//Йа\ N ш7ПЛ | ||||||||
1я\\ | ||||||||
\| | •*\\ | |||||||
Порог | ||Го\\\ | \ | ||||||
ель | шимс | СТИ\ | ////////А\\\ ///////Р°\\> | |||||
/////////а\\\ ''Шшо\\\ | ||||||||
20 50 100 200 500 1000| 2000 4000 8000
Частота маскирующего тона
Частота тестового тона, Гц
Рис. 59. Эффект маскировки звуков различной частоты тональным сигналом частотой 1 200 Гц и различной громкости:
по оси ординат — пороговая интенсивность тестового звука; по оси абсцисс — частота тестового звука [71]
одного звука (маскирующего или маскера), сложнее услышать другой (тестовый). Общая закономерность заключается в том, что чем более сходны по частоте тестовый и целевой стимулы, тем сложнее расслышать тестовый стимул. Результаты эмпирических исследований эффектов маскировки для стимулов разной частоты дают соответствующие кривые маскировки (рис. 59).
При построении этих кривых на фоне маскирующих стимулов фиксированной частоты (в разных опытах — различной) и различной громкости предъявляют тестовый стимул определенной частоты и измеряют порог его слышимости. Результат построения такой пороговой кривой, полученной в экспериментах Е.Цвик-кера (1958) представлен на рис. 59. В этом случае частота маскирующего тона была 1 200 Гц, а его интенсивность изменялась от 20 до 110 дБ, что соответствует 10 различным кривым маскировки. Видно, что повышение порога восприятия тестового стимула проявляется особенно заметно в зоне непосредственной близости к маскирующему звуку. Асимметричность кривых маскировки, возрастающая с увеличением интенсивности маскера, указывает на тот факт, что маскер значительно затрудняет восприятие тонов большей частоты и оказывает относительно небольшое влияние на тоны ниже собственной частоты. Иначе говоря, низкочастотные звуки более эффективно маскируют высокочастотные звуки, чем низкочастотные.
Эффект слуховой маскировки проявляется не только при одновременном предъявлении двух стимулов, влияние маскера на тестовый стимул имеет место также и в ситуациях их последовательного предъявления, т.е. при прямой и обратной маскировках. Многие исследования показали, что эффект прямой маскировки возрастает с увеличением интенсивности маскера и уменьшается с увеличением межстимульного интервала. При межстимульных интервалах, превышающих 300 мс эффект маскировки исчезает. Маскер большей длительности оказывает и больший маскирующий эффект, особенно при коротких межстимульных интервалах. В целом установлено, что для низкочастотных стимулов эффект прямой маскировки более выражен. Та же самая асимметрия кривых маскировки, о которой сообщалось в случае одновременного предъявления стимулов, имеет место и при прямой маскировке: тестовые стимулы, частота которых меньше, чем у маскера, маскируются меньше, а если их частота выше, чем у маскера, то эффект маскировки значительно выше.
Феноменология и психофизиологические механизмы обратной маскировки изучены хуже, значительная часть результатов получена в экспериментах по восприятию громкости щелчков, а не тональных сигналов.
Физиологические механизмы маскировки связаны с интерференцией колебаний основной мембраны внутреннего уха, вызы-
ваемых тестовым звуком и маскером, и соответствующим возбуждением слухового нерва. Как полагает известный американский психофизик Б. Шарф, эффект маскировки обусловлен тем, что действие маскера вызывает возбуждение той же самой части волокон слухового нерва, что и тестового стимула, поэтому воздействие последнего попадает на уже «занятый» предшествующим возбуждением участок [205]. Это объяснение получило название гипотезы «занятого номера» или «занятой линии», подчеркивая тот факт, что отражение стимульного воздействия в паттерне нервного возбуждения подчиняется принципу кодирования номером канала.
В литературе описан также феномен интеруральной или центральное маскировки, который обнаруживается в случае, когда более интенсивный маскер, подаваемый в одно ухо, затрудняет восприятие тестового стимула, предъявляющегося в другое ухо. По сравнению с ситуацией предъявления тестового стимула и маскера в одно и то же ухо эффект интеруральной маскировки проявляется только в том случае, когда маскер значительно превосходит по интенсивности тестовый стимул (70—80 дБ). Подобная ситуация может возникнуть в ситуации, когда оператор-наблюдатель или диспетчер в одном наушнике слушает речевое сообщение, а в другом неожиданно появляется громкий звук.
Эффекты слуховой адаптации
Аналогично световой адаптации в зрении в слуховом восприятии наблюдаются феномены снижения громкости звука при его длительном воздействии на человека. Результаты исследований показывают, что после 3 —5-минутного непрерывного предъявления тонального сигнала весьма умеренной интенсивности (75 — 80 дБ) порог восприятия сигнала этой же частоты повышается на 10 — 20 дБ, и, следовательно, мы уже не услышим тихого звука интенсивностью 10 —20 дБ.
После воздействия на человека достаточно интенсивного адаптирующего звука наблюдается эффект временного снижения слуховой чувствительности. Такого рода последействие, выраженное в снижении слуховой функции, может оказаться весьма длительным, и продолжаться в течение нескольких часов и даже дней. Степень снижения слуховой чувствительности зависит от интенсивности и длительности адаптирующего звука, его частотного состава. На рис. 60 приводятся результаты классического экспериментального исследования американских психофизиков Л. Пост-мана и Дж.Игана (1949) по оценке степени снижения слуховой
1 Такое название обусловлено тем, что эффект маскировки связан не с интерференцией возбуждений, возникающих на базилярной мембране, а с функционированием центральных мозговых механизмов.
Рис. 60. Эффект слуховой адаптации в течение суток:
ось ординат — уровень снижения слуха в дБ (УЗД); ось абсцисс — частота звука,
Гц. Разные аудиограммы соответствуют снижению слуховой чувствительности в
различные периоды после окончания действия адаптирующего звука — от 0,5 мин
до 24 ч. Верхняя кривая — аудиограмма, снятая спустя четверо суток [120]
чувствительности после воздействия на испытуемых непрерывным белый шумом1 интенсивностью 115 дБ в течение 20 мин.
На пороговых кривых — аудиограммах, представлена динамика изменения слуховой чувствительности к различным частотам (100— 8 000 Гц) в течение суток после окончания адаптационного воздействия. Видно, что характерное снижение слуха преимущественно выражено на высоких частотах (2 000 —8 000 Гц), и оно постепенно снижается с течением времени, достигая первоначального уровня сенсорной чувствительности (горизонтальная линия) лишь к четвертому дню.
При воздействии очень интенсивных звуков (мощный взрыв, момент взлета реактивного самолета) снижение слуховой чувствительности может получить необратимый характер, достигая клинического уровня снижения слуховой функции или даже приводя к глухоте. В ряде случаев, например: при долговременной работе человека в условиях особенно шумного промышленного производства, при техническом обслуживании авиационной техники,
1 Белым шумом называется акустический стимул, в котором в равной степени представлен весь набор звуковых частот в диапазоне 20 Гц—20 кГц. Распределение интенсивности белого шума во времени представляет собой случайный процесс.
при систематическом прослушивании громкой музыки — можно заранее предположить у него появление закономерного снижения слуха, причем в зависимости от частотного состава шума снижение слуховой чувствительности может быть весьма избирательным. Например, в какой-то период времени человек понимает, что он стал хуже воспринимать речь при разговоре по телефону или он уже плохо слышит на концерте некоторые инструменты.