Эффекты перцептивного последействия. Одновременный и последовательный контраст

По аналогии с последовательной маскировкой можно выде­лить ряд очень важных перцептивных эффектов, связанных с влия­нием предыдущего стимула на последующее восприятие, изве­стные в психологии восприятия как феномены перцептивного пос­ледействия. Эти феномены вписываются в общий контекст адап­тационных эффектов, в целом свойственных восприятию и харак­теризующих его как инерционный процесс.

Окончание действия зрительного стимула отнюдь не означает, что одновременно с этим полностью исчезает соответствующий образ или его влияние на последующее восприятие. Если привя­зать к веревке небольшой электрический фонарик и вращать его в темноте вокруг себя, то мы не увидим быстрого перемещения светящейся точки, а будет ясно виден сплошной световой круг. Этот феномен можно вполне логично объяснить по-разному, ис­ходя из представлений гештальтпсихологов или теории перцеп­тивного цикла У. Найссера, либо подтвердить нашими знаниями о физиологии зрения, учитывающими инерционность происхо­дящих в это время биохимических процессов. Важно другое — наше восприятие всегда зависит не только от того, какой стимул акту­ально попадает на рецепторную поверхность, но и от того, что мы воспринимали до этого.

Рассмотрение эффектов последействия начнем с феномена так называемого отрицательного послеобраза. Если мы сидим в темной комнате и кто-то на мгновение включает фотовспышку, то ре­зультаты самонаблюдения показывают нам очень интересную смену последовательных образов: прежде всего мы видим, что перед нами несколько раз появляются и исчезают окружающие предметы, возникает своего рода пульсирующий послеобраз. После этого в течение 0,5 с следует короткий период темноты, затем появляется отрицательный послеобраз, далее — опять темная фаза, и, нако­нец, более продолжительный и постепенно затухающий послеоб­раз. Если в темноте действует не короткий световой импульс лам­пы-вспышки, а более длительный раздражитель, например мы включаем и сразу же выключаем настольную лампу, то все опи­санные выше фазы сливаются в один послеобраз, затухающий сначала быстро, а затем медленно [61]. Некоторые фазы смены послеобразов получили название по имени того ученого, кото­рый их впервые обнаружил, например: послеобраз Геринга (1-я фаза) или послеобраз Пуркинье (2-я фаза).

Если первоначально действующий стимул был достаточно ин­тенсивным, то длительность послеобраза может достигать несколь­ких минут и, таким образом, влиять на восприятие яркости и цвета видимых нами объектов. В общем случае и яркость, и дли­тельность, и ритмичность смены фаз послеобраза непосредствен­но зависят от интенсивности, длительности и контраста действо­вавшего ранее стимула. Видимый размер последовательного обра­за непосредственно зависит от расстояния до той поверхности, на которой мы его наблюдаем: чем больше расстояние, тем боль­ше его размер. Эта закономерность получила название закона Эм-мерта.

А.Н.Леонтьев в своих лекциях по общей психологии подчер­кивал, что считать послеобразы полноценными перцептивными образами вряд ли правильно: это преимущественно сенсорный феномен, продукт самой зрительной системы [68]. Однако, в от­личие от фосфенов или звона в ушах, он явно обладает призна­ком объективированности или вынесенности вовне.

Аналогичные зрительные эффекты возникают не только в тем­ноте. И на свету после того, как 20 —30 с мы посмотрим на чер­ный квадрат в центре серого экрана монитора компьютера, а за­тем уберем его из поля зрения, то на его месте на сером экране или там, куда мы перевели взгляд, возникнет характерный отри­цательный белый послеобраз (рис. 51). Это явление получило на­звание ахроматического последовательного контраста.

Яркость последовательного образа будет зависеть от яркости объекта, который мы наблюдали и продолжительности наблюде­ния.

Еще более 150 лет назад французский ученый Ж. Плато (1830) и уже известный нам Г.Гельмгольц (1860) описали явление цве­тового или хроматического последовательного контраста. Этот ха­рактерный феномен заключается в том, что после того, как мы посмотрим на объект какого-либо цвета, то, посмотрев на белый фон, мы увидим последовательный образ, окрашенный в цвет, близкий по своему оттенку к дополнительному цвету1. Еще Г. Гёте отмечал, что цвета послеобраза немного отличаются от дополни­тельных. По мнению С.В.Кравкова, этот эффект вполне законо­мерен, вследствие адаптационного процесса, происходящего во время нашего непрерывного смотрения на окрашенный объект.

Разумеется, что явления последовательного цветового контра­ста возникают не только при взгляде на белую поверхность, но и на цветную. В силу значительности подобных перцептивных эф­фектов, они должны безусловно приниматься во внимание, ког-

1 Любые два цвета, которые при аддитивном смешении вызывают ощущение ахроматического цвета — белого или серого, называются дополнительными. На­пример: красный и голубовато-зеленый, синий и желтоватый. Эти цвета распо­лагаются на противоположных концах диаметра цветового круга.


Эффекты перцептивного последействия. Одновременный и последовательный контраст - student2.ru

Рис. 51. Демонстрация феномена последова­тельного контраста:

необходимо в течение 20 — 30 с смотреть на чер­ный квадрат на левой половине рисунка, а затем быстро перевести взгляд на правую половину. Еще более сильный эффект будет, если вы нарисуете аналогичный рисунок у себя на компьютере

да наблюдатель решает задачу оценки, сравнения или подбора цветов. В табл. 5, дается общее представление о том, какой оттенок приобретают различные цветовые поверхности после того, как мы до этого смотрели на другие цвета. Соответствующие опыты каждый может провести, нарисовав цветовые фигуры на экране своего компьютера. Не нужно специально доказывать, что, учи­тывая подобные феномены зрения, при создании компьютерных игр можно проектировать очень интересные перцептивные эф­фекты.

Явления одновременного контраста (ахроматического или хро­матического) возникают в том случае, когда в одном поле зрения мы одновременно наблюдаем объекты, различающиеся по свет­лоте или цветовому оттенку. Эти феномены проявляются в том, что восприятие светлоты или цветового оттенка объекта зависят от светлоты или цвета их фонового окружения, а также светлоты и цвета рядом расположенных объектов.

Классическим примером изменения светлоты объекта в зави­симости от контраста с окружающим его фоном является рис. 52. Все четыре серых круга, расположенных внутри квадратов, отра­жают абсолютно одинаковое количество света, тем не менее ле­вый круг воспринимается как заметно более светлый, чем пра­вый.

Эффекты одновременного контраста могут быть хорошо объяс­нены механизмом латерального торможения, и вследствие этого иллюстрируют работу преимущественно периферических механиз­мов зрения. Другим классическим примером феномена одновре­менного контраста являются так называемые полосы Маха, на­званного в честь австрийского физика и философа Э. Маха (1860), впервые описавшего иллюзорное восприятие одновременного кра­евого контраста (рис. 53). На рис. 53, а изображены два прямо­угольника разной яркости — слева темный, справа — светлый, которые разделяет область плавного перехода яркости от темного к светлому (обозначенная стрелками). Смотря на этот стимульный паттерн, наблюдатель видит не плавный переход от меньшей яр­кости к большей, а две иллюзорные полоски: на границе светлого прямоугольника — еще более светлую полоску, на границе тем­ного — еще более темную. Таким образом, мы сталкиваемся с

Таблица 5

Наши рекомендации