Эффекты перцептивного последействия. Одновременный и последовательный контраст
По аналогии с последовательной маскировкой можно выделить ряд очень важных перцептивных эффектов, связанных с влиянием предыдущего стимула на последующее восприятие, известные в психологии восприятия как феномены перцептивного последействия. Эти феномены вписываются в общий контекст адаптационных эффектов, в целом свойственных восприятию и характеризующих его как инерционный процесс.
Окончание действия зрительного стимула отнюдь не означает, что одновременно с этим полностью исчезает соответствующий образ или его влияние на последующее восприятие. Если привязать к веревке небольшой электрический фонарик и вращать его в темноте вокруг себя, то мы не увидим быстрого перемещения светящейся точки, а будет ясно виден сплошной световой круг. Этот феномен можно вполне логично объяснить по-разному, исходя из представлений гештальтпсихологов или теории перцептивного цикла У. Найссера, либо подтвердить нашими знаниями о физиологии зрения, учитывающими инерционность происходящих в это время биохимических процессов. Важно другое — наше восприятие всегда зависит не только от того, какой стимул актуально попадает на рецепторную поверхность, но и от того, что мы воспринимали до этого.
Рассмотрение эффектов последействия начнем с феномена так называемого отрицательного послеобраза. Если мы сидим в темной комнате и кто-то на мгновение включает фотовспышку, то результаты самонаблюдения показывают нам очень интересную смену последовательных образов: прежде всего мы видим, что перед нами несколько раз появляются и исчезают окружающие предметы, возникает своего рода пульсирующий послеобраз. После этого в течение 0,5 с следует короткий период темноты, затем появляется отрицательный послеобраз, далее — опять темная фаза, и, наконец, более продолжительный и постепенно затухающий послеобраз. Если в темноте действует не короткий световой импульс лампы-вспышки, а более длительный раздражитель, например мы включаем и сразу же выключаем настольную лампу, то все описанные выше фазы сливаются в один послеобраз, затухающий сначала быстро, а затем медленно [61]. Некоторые фазы смены послеобразов получили название по имени того ученого, который их впервые обнаружил, например: послеобраз Геринга (1-я фаза) или послеобраз Пуркинье (2-я фаза).
Если первоначально действующий стимул был достаточно интенсивным, то длительность послеобраза может достигать нескольких минут и, таким образом, влиять на восприятие яркости и цвета видимых нами объектов. В общем случае и яркость, и длительность, и ритмичность смены фаз послеобраза непосредственно зависят от интенсивности, длительности и контраста действовавшего ранее стимула. Видимый размер последовательного образа непосредственно зависит от расстояния до той поверхности, на которой мы его наблюдаем: чем больше расстояние, тем больше его размер. Эта закономерность получила название закона Эм-мерта.
А.Н.Леонтьев в своих лекциях по общей психологии подчеркивал, что считать послеобразы полноценными перцептивными образами вряд ли правильно: это преимущественно сенсорный феномен, продукт самой зрительной системы [68]. Однако, в отличие от фосфенов или звона в ушах, он явно обладает признаком объективированности или вынесенности вовне.
Аналогичные зрительные эффекты возникают не только в темноте. И на свету после того, как 20 —30 с мы посмотрим на черный квадрат в центре серого экрана монитора компьютера, а затем уберем его из поля зрения, то на его месте на сером экране или там, куда мы перевели взгляд, возникнет характерный отрицательный белый послеобраз (рис. 51). Это явление получило название ахроматического последовательного контраста.
Яркость последовательного образа будет зависеть от яркости объекта, который мы наблюдали и продолжительности наблюдения.
Еще более 150 лет назад французский ученый Ж. Плато (1830) и уже известный нам Г.Гельмгольц (1860) описали явление цветового или хроматического последовательного контраста. Этот характерный феномен заключается в том, что после того, как мы посмотрим на объект какого-либо цвета, то, посмотрев на белый фон, мы увидим последовательный образ, окрашенный в цвет, близкий по своему оттенку к дополнительному цвету1. Еще Г. Гёте отмечал, что цвета послеобраза немного отличаются от дополнительных. По мнению С.В.Кравкова, этот эффект вполне закономерен, вследствие адаптационного процесса, происходящего во время нашего непрерывного смотрения на окрашенный объект.
Разумеется, что явления последовательного цветового контраста возникают не только при взгляде на белую поверхность, но и на цветную. В силу значительности подобных перцептивных эффектов, они должны безусловно приниматься во внимание, ког-
1 Любые два цвета, которые при аддитивном смешении вызывают ощущение ахроматического цвета — белого или серого, называются дополнительными. Например: красный и голубовато-зеленый, синий и желтоватый. Эти цвета располагаются на противоположных концах диаметра цветового круга.
Рис. 51. Демонстрация феномена последовательного контраста:
необходимо в течение 20 — 30 с смотреть на черный квадрат на левой половине рисунка, а затем быстро перевести взгляд на правую половину. Еще более сильный эффект будет, если вы нарисуете аналогичный рисунок у себя на компьютере
да наблюдатель решает задачу оценки, сравнения или подбора цветов. В табл. 5, дается общее представление о том, какой оттенок приобретают различные цветовые поверхности после того, как мы до этого смотрели на другие цвета. Соответствующие опыты каждый может провести, нарисовав цветовые фигуры на экране своего компьютера. Не нужно специально доказывать, что, учитывая подобные феномены зрения, при создании компьютерных игр можно проектировать очень интересные перцептивные эффекты.
Явления одновременного контраста (ахроматического или хроматического) возникают в том случае, когда в одном поле зрения мы одновременно наблюдаем объекты, различающиеся по светлоте или цветовому оттенку. Эти феномены проявляются в том, что восприятие светлоты или цветового оттенка объекта зависят от светлоты или цвета их фонового окружения, а также светлоты и цвета рядом расположенных объектов.
Классическим примером изменения светлоты объекта в зависимости от контраста с окружающим его фоном является рис. 52. Все четыре серых круга, расположенных внутри квадратов, отражают абсолютно одинаковое количество света, тем не менее левый круг воспринимается как заметно более светлый, чем правый.
Эффекты одновременного контраста могут быть хорошо объяснены механизмом латерального торможения, и вследствие этого иллюстрируют работу преимущественно периферических механизмов зрения. Другим классическим примером феномена одновременного контраста являются так называемые полосы Маха, названного в честь австрийского физика и философа Э. Маха (1860), впервые описавшего иллюзорное восприятие одновременного краевого контраста (рис. 53). На рис. 53, а изображены два прямоугольника разной яркости — слева темный, справа — светлый, которые разделяет область плавного перехода яркости от темного к светлому (обозначенная стрелками). Смотря на этот стимульный паттерн, наблюдатель видит не плавный переход от меньшей яркости к большей, а две иллюзорные полоски: на границе светлого прямоугольника — еще более светлую полоску, на границе темного — еще более темную. Таким образом, мы сталкиваемся с
Таблица 5