Идея Фурье-анализа пространственных частот
Весьма оригинальный подход к психофизическому анализу зрительного восприятия светлоты и контраста был предложен с помощью использования широко известной теоремы французского математика Жана Батиста Фурье(1768— 1830). Согласно этой теореме любая сложная функция может быть представлена в виде суммы бесконечного числа синусоидальных функций, отличающихся друг от друга амплитудой, частотой и фазой. Идея Фурье-преобразования оказалась плодотворной и в психофизике, поскольку вслед за идеей психофизической функции появилась идея сенсорного оператора^ который отображает (преобразует) множество функций распределения яркости дистального стимула в множество функций светлоты сенсорного образа. В контексте зрительного восприятия данный подход предполагает, что с помощью Фурье-преобразования мы можем представить любой сложный сет-чаточный паттерн изменения интенсивности света в виде суммы ограниченного числа синусоидальных колебаний, каждое из ко-
Рис. 40. Функции яркости для синусоидальной (а) и прямоугольной (б) решеток и соответствующие им графики функций (справа):
ось абсцисс — горизонтальная плоскость стимула; ось ординат — интенсивность
света
1 Понятие оператора в математике характеризует процедуру отображения одной функции в другую.
Местоположение А+В \аа/\аа/ |
х
а+в+с |
вЛЛЛЛ/1 сЛЛЛ/\ЛЛЛ
А+В+С+Б |
Рис. 41. Демонстрация процесса Фурье-синтеза:
постепенное добавление высокочастотных синусоидальных колебаний уменьшающейся амплитуды приводит к улучшению выделения формы прямоугольной волны. Справа — синусоидальные волны различной частоты, слева — результат их последовательного сложения
торых, если рассматривать его отдельно, является градуальным изменением света и темноты в пространстве сетчатки.
Из школьного курса математики мы можем вспомнить, что синусоидальная волна представляет собой гладкую, периодическую функцию. На рис. 40, а (справа) показан график синусоидальной функции (волны), а рядом с ним (слева) — распределение света, интенсивность которого изменяется в соответствии с данной функцией, т.е. увеличивается там, где функция возрастает, и уменьшается там, где функция убывает. Такой стимул называют синусоидальной решеткой, так как если мы движемся по рисунку горизонтально слева направо, то интенсивность света, отражающегося от страницы, изменяется синусоидально, а в целом этот паттерн представляет собой нечто похожее на решетку с расплывчатыми краями. Иначе говоря, перед нами распределение светлоты в пространстве страницы книги. Применительно к этому теорема Фурье устанавливает, что с помощью сложения нескольких таких решеток мы можем описать любой световой паттерн. Таким образом, на уровне формальной модели механизм зритель-
ного восприятия светлоты и контраста проксимального стимула есть процесс Фурье-анализа и Фурье-синтеза: сенсорная система анализирует или раскладывает физическую функцию распределения яркости в ряд Фурье на элементарные ощущения синус-составляющих, а затем производит объединение этих сенсорных элементов в целостный образ.
Практически для создания даже весьма сложного изображения достаточно суммировать 5 — 6 гармонических составляющих (рис. 41).
Данный подход обладает одним принципиальным преимуществом, которое связано с возможностью компактного описания воздействия паттерна света на нашу зрительную систему: нам уже не нужна подробная информация об интенсивности света в каждой точке этого паттерна. Это очень важно, поскольку даже для самого современного компьютера достаточно сложно одновременно анализировать реакции 125 миллионов отдельных рецепторов сетчатки каждого глаза; вместо этого предполагается, что сенсорная система анализирует относительно компактное математическое выражение, состоящее из ограниченного набора синусоидальных функций.