Представления о пространственных формах, соотношение пространственных форм. Фронтальная и объемная композиции.

Основные представления

В зависимости от величины объекта ЛП ведется на 3 уровнях.

1) Макроуровень – обширные территории

2) Мезоуровень – городская, загородная зона, спец парки, заповедники

3) микроуровень – отдельные объекты ( школы, скверы и т.д.)

Этапы проектирования:

1 Схема и проект районной планировки

2 Генплан города (проект планировки города)

3 Проект детальной планировки (ПДП)

4 Проект застройки ( ПЗ), рабочие чертежи

1) составляется на основе учета целого ряда факторов и ландшафтных особенностей местности с соблюдением эконом, технич, архитектурно-планировочных, санитарно-гигиенических, природо - охранных требований. Проект работы выполняется на больших территориях ( край, область, республика) 20-300кв км в стадии схемы, 5-20 кв км – проекта. Сначала составляется технико-экономическое обоснование (ТЭО) района, выявляются все перспективы развития района во всех направлениях – разрабатывают схему, проект районной планировки (М 1:1000- 1:25000) . Составляется схема и проект на 1ую очередь строительства, а также на расчетный срок. Схемой определяется система расселения, расчетная численность населения, граница жилого района, зонирование района, организация коммуникаций. Формируются принципы архитектурно-планировочной организации городов с учетом лаедшафтных особенностей местности. Составляется графическая частьи пояснительная записка.

2) Основной градостроительный документ на основе которого определяется перспективное развитие города и комплексное развитие всех функциональных элементов благоустройства, транспорта. Основной решается вопрос удовлетворения всех потребностей населения, касающиеся труда, быта и отдыха. М !:10000, 1:5000, 1:2000. Пояснительная записка и графическая часть (генплан, функциональное зонирование, транспортная схема, размещение кбо, схема пригородных зон, схема озеленения, ? коммуникаций.

3) Уточнение развития решений, принятых генпланом М 1:5000, 1:2000 Разрабатываются отдельные части генплана.

4) Разработка решений пдп, по отдельным конкретным объектам. Идет разработка не схем, а подробных решений М 1:500, 1:250, 1:100/ Генпоан, план организаций рельефа, план твердых покрытий и маф, дендроплан, инженерные сети, чертеж разбивочный и посадочный, пояснительная записка, смета.

Представления о пространственных формах, соотношение пространственных форм. Фронтальная и объемная композиции.

Единство-Четкое выделение основного объема и подчиненных ему второстепенных элементов является первой задачей композиции.

Единство вновь возникает только в том случае, если количество одинаковых элементов достаточно велико и они воспринимаются как ряд.

Симметрией мы называем одинаковое расположение частей по отношению к плоскости или линии. Наибольшее распространение в архитектуре получила зеркальная симметрия (симметрия левого и правого).

Асимметрия— отсутствие симметрии при организации пространственной композиции. Единство асимметричной системы достигается не тождеством частей и их расположения, а зрительным равновесием.

Соподчинение частей — основное средство организации асимметричной композиции. Подчинены общей закономерности не только размеры и пластика объемов, но и открытые пространства между ними.

Ритм-Это свойство, органически присущее многим явлениям природы и жизни человека. Повторение и чередование соразмерных элементов — одна из закономерностей реального мира — важное средство художественной выразительности. В архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве ощущение ритма создается чередованием элементов в пространстве.

Положение элементов в пространстве - Под этим понятием подразумевается положение растений, деревьев и архитектурных форм относительно друг друга и по отношению к наблюдателю. Располагая предметы в пространстве, мы можем получить три вида пространственной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.
Во фронтальной композиции представлены только дза измерения. В объемной композиции ярко выражены все три. В глубинно-пространственной композиции образуются глубокие перспективы, восприятие которых определяется законами линейной и воздушной перспективы.

Соотношение форм по геометрическому строению:

1. В основе- геометрическая структура линий,поверхностей и объемов

2. Объемная форма-относительное равенство по трем координатам(куб, шар)

3. Плоская форма-относительное равенство величин по 2 координатам при малой третей

4. линейная форма-преобладание одного измерения над друним,предельно малыми величинами

Соотношение по фактуре(характер поверхности предметов):

1. глубокая

2. средняя

3. тонкая

К свету:

1. северные районы- рассеяный, мягкий, который углубляет перспектива

2. южные районы- полуденное солнце резко очерчивает предметы и тени,усиливает яркость красок.
Перспектива в ландшафтном дизайне- Перспектива является важной составляющей дизайна. В зависимости от перспективы мы можем ощущать движение или покой. Некоторые перспективы являются статичными. Они видны только с одной определенной точки. Другие раскрываются при наблюдении с нескольких мест приусадебного участка.
При помощи перспективы можно зрительно увеличивать или уменьшать пространство приусадебного участка.
Для увеличения глубины пейзажа группу деревьев или кустарников располагают таким образом, чтобы по мере удаления наблюдателя они становились меньше по величине.

Сан.гиг.

Элементы природного ландшафта являются важнейшей составляющей городских структур. Они выполняют в городе многообразную роль, что определяет необходимость их учета, оценки, охраны и преобразования. Уместно выделить четыре группы критериев оценки природных компонентов городского ландшафта: функциональные, санитарно-гигиенические, эстетические и природоохранные.

Санитарно-гигиенические критерии позволяют выявить роль природных элементов городской среды в улучшении микроклимата городов и гигиенического состояния окружающей среды.

Природоохранные критерии отражают и позволяют оценить состояние природных компонентов ландшафта в городской среде, а также установить необходимые инженерно-планировочные средства его охраны и технического благоустройства.

Средства композиции:

Цвет

Гармония

- сочетание цветов

- соответствие между формой и предназначением предмета его цветом

- положительная эстетическая оценка человека

Цветовые сочетания строятся по правилам цветовой гармонии: либо на основе контраста, либо на сочетании оттенков.

Можно комбинировать оттенки одного цвета (от монотонности может защищать вкрашение цвета)

Контраст- резко, сильно, отчетливо выраженное различие при сопоставлении двух состояний какого-либо свойства.

Нюанс- незначительное различие при сопоставлении какого-либо свойства или оттенка.

Равенство – тождество при сопоставлении состояний какого-либо свойства.

Пропорции – совокупность отношений между размерами.

Существует 2 системы пропорциональности:

1-основана на соотношении простых чисел- модульная.

2- геометрическая- основана на геометрических построениях и иррациональных отношениях (учение о золотом сечении).

Масштабность – выразительность соотношения размеров архитектурной формы по отношению к росту человека или другим формам.

Светотень как средство композиции применяется для передачи объема предмета. Она выявляет объемы пространственных форм, контраст освещенных солнцем полян и тенистых насаждений, образует орнамент мозаики теней на дорожках, площадках, стенах.

Ритм-такт, мерность. Ритмическая последовательность. Повторяемость пространственных форм,Ю элементов форм и интервалов между ними.

Метр- закономерная повторяемость форм через определенные интервалы.

Наши рекомендации