Двойственная природа образов восприятия

Главная особенность перцептивного образа заключается в его двойственности: с одной стороны, восприятие — это чувственное отражение объективного мира, а с другой — форма представле­ния знаний человека о нем в виде предметного значения образа. Двуплановость наглядно видна при намеренном (искусственном) различении мира предметов и физического мира, слитых в про­цессе восприятия в единый предметный образ, это:

- различие между воспринимаемым и знаемым миром;

- различие между субъективным образом и объективными свой­ствами реального объекта;

- известная ограниченность наших органов чувств и физиче­ская многомерность объекта;

- принципиальная несводимость свойств субъективного образа (его значения, личностного смысла), детерминированных культур­но-исторически и индивидуально-ситуативно, к набору определен­ных физических характеристик или соответствующих им ощущений.

Двойственность природы перцептивного образа нашла свое терминологическое отражение в работах психологов самых разных школ и направлений: первичные образы и образы восприятия (Г. Гельмгольц), чувственная основа и воспринимаемый смысл (Э.Титченер), чувственная ткань и предметное содержание (А.Н.Леонтьев), видимое поле и видимый мир (Дж.Гибсон). Как отмечал известный немецкий исследователь восприятия Курт Коффка(К.Кс$ка, 1886— 1941), попытки вычленения в чувствен­ном образе двух его планов можно обнаружить в трудах античных авторов Евклида и Птолемея.

Серьезное осмысление этого вопроса было сделано А. Н.Леон­тьевым при разработке концепции образа мира (см. гл. 8).

В структуре перцептивных образов в качестве основного содер­жания сознания выделяется чувственная ткань, или чувственная

основа, образа. Ее функция — придание чувства реальности созна­тельной картине мира, переживание объективности, представлен­ности объекта восприятия вовне. Другая составляющая перцеп­тивного образа — его предметное содержание, представленное в форме значения. В значениях дана свернутая в материи языка иде­альная форма существования предметного мира, понять которую принципиально невозможно исходя лишь из одного чувственного опыта человека. Это сверхчувственное содержание перцептивного образа. Значения предметов, представленных в образах восприя­тия, лежат вне непосредственной чувственной реальности, они происходят из мира культуры, осваиваемого и присваиваемого человеком в ходе всей жизни, в процессе активного взаимодей­ствия с окружающей действительностью. Этот процесс жизнен­ного взаимодействия в отечественной психологической традиции называется предметной деятельностью (А. Н.Леонтьев, С. Р. Рубин­штейн). Поэтому пространство значений образов восприятия мо­жет расширяться в нашей жизни неограниченно. В этой связи еще раз обратимся к цитате, вынесенной в эпиграф нашего учебника: «Мир соткан не из света, цвета, вибраций, тепла, холода. Он вы­ступает в этом качестве, в этих свойствах лишь в процессе позна­ния мира, т.е. не как комплексы ощущений, а как действитель­ность, передающая себя, говорящая о себе на языке этих сенсор­ных модальностей» [68, 142].

При нормальном восприятии, т.е. восприятии здорового че­ловека в обычных условиях, эти две составляющие перцептив­ного образа неразрывно слиты. И лишь в особых эксперимен­тальных условиях, а также при патологических нарушениях ор­ганов чувств или психических расстройствах чувственная ткань и значение образа могут быть в определенной степени разделены. Еще раз вернемся к примеру А. Н.Леонтьева и А. В. Запорожца о специфике отражения действительности у раненых минеров, по­терявших на войне не только кисти рук, но и зрение: лишенные чувственной основы, эти люди теряли чувство реальности про­исходящего. Знание о предметном мире, полученное в прошлой жизни, не могло компенсировать им полноценного восприятия даже вполне знакомых предметов. И другой пример, показываю­щий, что хотя в процессе восприятия чувственная ткань прямо не осознается, а переживается, как правило, предметное содер­жание образа, она может стать при определенных условиях пред­метом нашей рефлексии. У больных с катарактой и вновь про­зревших после операции наблюдается дефицит знания о значе­нии воспринимаемых предметов: они видят, используя термин Дж. Гибсона, видимое поле, наполненное приобретенной вновь чувственной основой, но не могут адекватно воспринимать ви­димый мир в его предметной означенности. Аналогичные при­меры будут приведены ниже при обсуждении экспериментов с




искажениями восприятия в условиях инвертированного и псев-доскопического зрения1.

В таких условиях в пространстве перцептивного образа проис­ходит своеобразное разъединение чувственной ткани образа от его предметного содержания, и испытуемые в начале исследова­ния реально осознают, что чувственные впечатления не имеют привычного предметного содержания, это приводит к появле­нию чувства иллюзорности и нереальности воспринимаемого мира. Дж.Стрэттон, впервые проводивший опыты в 1896 г. с ношени­ем инвертирующих линз на самом себе, писал, что окружавшие его предметы осмысливались совершенно иначе, чем восприни­мались.

Таким образом, имеющиеся в психологии эмпирические факты подтверждают правомерность такого рода научных аб­стракций, как чувственная ткань и предметное содержание образов восприятия, характеризующих их фундаментальную особенность — представленность в сознании субъекта двой­ственно, двупланово.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Обоснуйте возможность и необходимость разведения понятий «ощу­щение» и «восприятие».

2. Проиллюстрируйте свойства ощущений на примере осязания.

3. Приведите примеры эффектов сенсорной адаптации во вкусовой и проприоцептивной модальностях.

4. Проведите опыт с восприятием куба Неккера на одном испытуе­мом. Оцените частоты появления двух типов образов, сменяющих друг друга за 5 мин.

5. Приведите примеры других «фигур-перевертышей». Оцените часто­ту смены «фигуры» и «фона» при нейтральной инструкции и при инст­рукции обращать особое внимание испытуемого на одну из альтернатив.

6. Проведите с одним испытуемым опыт на восприятие ритма ударов метронома, задав частоту следования ударов, равной два раза в секунду. Какие группировки ударов метронома воспринимает ваш испытуемый? Можно ли повлиять на характер воспринимаемых группировок?

7. Приведите примеры влияния установки на слуховое восприятие.

8. Приведите примеры влияния эмоционального состояния человека на яркость и содержание перцептивного образа.

9. Опишите перцептивный феномен константности восприятия цвета. Попробуйте дать ему общепсихологическое определение.

10. Что означает «сверхчувственный» характер образа восприятия?

1 Парадигма инвертированного зрения заключается в исследовании зритель­ного восприятия в условиях ношения испытуемым линз, переворачивающих изоб­ражение сверху-вниз и слева-направо — так называемая двойная инверсия. При псевдоскопическом восприятии все объекты, появляющиеся в поле зрения, ин­вертированы по глубине.

11. На примере телевизионной рекламы приведите примеры образов восприятия, наполненных разными личностными смыслами.

12. Каким образом можно разделить две составляющие образа вос­приятия — его сенсорную основу и предметное содержание?

Темы для эссе и рефератов

Сенсорные и перцептивные феномены цветового зрения. Ощущение и восприятие боли.

Эмпирическое исследование гаптического восприятия. Иллюзии восприятия. Роль установки в восприятии. Феноменология активности восприятия. Виды образных явлений.

Эксперименты школы А.Н.Леонтьева по формированию сенсорной чу вствител ьности.

Исследование фиксированной установки в школе Д.Н.Узнадзе. Вклад школы А.Н.Леонтьева в исследование восприятия. Вклад школы Б.Г.Ананьева в исследование восприятия.

Рекомендуемая литература

Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. — М, 2000.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Глава VII. Ощущение и восприятие. — М, 1989 (и др. издания).

Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. — М., 1999. - С. 12-20, 47-116; 217-228; 340-343; 444-446; 490-494.

Шиффман X. Ощущение и восприятие. — 5-е изд. — М.; СПб., 2003.

Дополнительная литература

Барабанщиков В. А. Системогенез чувственного развития. — М.; Воро­неж, 2000. - С. 53-82.

Барабанщиков В. А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. — М., 2006. — С. 15 — 24.

Веккер Л.М. Психика и реальность / под общей ред. А.В.Либина. — М., 1998. - С. 76-79, 106-121, 139-166.

Величковский Б. М., Зинченко В. Я., Лурия А. Р. Психология восприятия. — М., 1972.-С. 5-11; 40-58.

Грегори Р. Разумный глаз. — М, 1972. — С. 180— 193.

Логвиненко А.Д. Психология восприятия. — М., 1987. — С. 3— 16.

Остер Г. Фосфены // Зрительные образы: феноменология и экспери­мент. - Душанбе, 1973. — Ч. 3. - С. 80-96.

Психология XXI века/ред. В.Н.Дружинин. — М., 2003. — С. 169—173.

ГЛАВА 2

Наши рекомендации