ЧАСТЬ II. Феноменология конфликтов
Глава 5. Как описываются конфликты.................................................. 175
Категории проблемного поля описания конфликтов................................... 175
Содержание понятия конфликта в обыденном сознании............................. 177
Структурные характеристики конфликта.................................................... 182
Стороны (участники) конфликта............................................................ 183
Условия конфликта................................................................................ 183
Предмет конфликта................................................................................ 185
Действия участников конфликта............................................................ 185
Исход конфликта................................................................................... 185
Динамические характеристики конфликтов................................................. 186
Резюме........................................................................................................ 187
Глава 6. Возникновение конфликтов: оценка ситуации..................... 188
Критические жизненные ситуации............................................................. 188
Объективно-субъективная природа конфликтов.......................................... 190
Восприятие ситуации................................................................................. 193
Определение ситуации............................................................................... 195
Определение ситуации как конфликтной.................................................... 200
Факторы определения ситуации как конфликтной...................................... 204
«Объективные» факторы определения ситуации..................................... 205
Групповые факторы определения ситуации............................................ 207
Индивидуальные факторы определения ситуации.................................. 214
Синтез ситуационного и личностного подходов......................................... 217
Резюме........................................................................................................ 218
Глава 7. Возникновение конфликтов: выбор стратегии
реагирования................................................................................ 221
Реакция человека на возникающие проблемы............................................. 223
Уход от конфликта..................................................................................... 226
«Подавление» («борьба»)........................................................................... 234
8 Оглавление
Диалог....................................................................................................... 237
Резюме...................................................................................................... 240
Глава 8. Конфликтноевзаимодействие.................................................. 242
Мотивы и цели участников взаимодействия.......................................... 243
Стратегии и тактики взаимодействия..................................................... 251
Процесс и виды воздействия.............................................................. 252
Техники «борьбы»............................................................................... 257
Приемы конструктивного взаимодействия........................................ 261
Нерешенные вопросы......................................................................... 264
Регуляторы конфликтного взаимодействия............................................ 265
Ситуационный контекст взаимодействия.......................................... 265
Психологические ориентации участников конфликта...................... 269
Социально-перцептивные регуляторы............................................... 273
В возникновении конфликта всегда виноват другой?....................... 278
Нормативные регуляторы....................................................................... 282
Нормативное обоснование своей позиции и поведения................... 284
Критерий справедливости/несправедливости................................... 287
Правила взаимодействия в конфликтных ситуациях........................ 292
Культурные нормы взаимодействия в конфликте............................. 301
Этические нормы взаимодействия в конфликте................................ 304
Модели развития межличностной конфликтной ситуации.................... 310
Резюме...................................................................................................... 319
ЧАСТЬ III. Разрешение конфликтов
Глава 9. Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция . . . 325
Становление практики управления конфликтами.................................. 326
Переход от изучения конфликтов к их разрешению......................... 326
Начало практической работы с конфликтами................................... 327
Современная позиция......................................................................... 331
Основные понятия управления конфликтами........................................ 333
«Профилактика» конфликтности....................................................... 333
Основные термины и понятия............................................................ 335
Конструктивное или деструктивное развитие конфликтов:
факторы их «управляемости»............................................................ 338
Работа с конфликтами............................................................................. 346
Способы урегулирования конфликтов............................................... 346
«Силовые» методы разрешения конфликтов.................................... 348
Переговоры......................................................................................... 350
Участие третьей стороны в разрешении конфликтов............................ 357
Основные формы разрешения конфликтов с помощью
третьей стороны.................................................................................. 357
Арбитраж............................................................................................. 359
Медиаторство...................................................................................... 363
Оглавление 9
Психология людей против усилий конфликтологии............................. 372
Резюме...................................................................................................... 374
Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция........... 376
Психотерапия: диалог человека с самим собой.................................... 377
Психоаналитическая работа с конфликтом....................................... 377
Поведенческая психотерапия............................................................. 381
Работа с конфликтами в гуманистической психологии.................... 386
Психологическое консультирование...................................................... 403
Групповая психотерапевтическая работа.............................................. 408
Взаимодействие психолога и клиента.................................................... 416
Проблема метода: от оппозиции к интеграции,
от запретов к свободе.............................................................................. 420
Резюме...................................................................................................... 425
Глава 11. Посредничество психолога в разрешении конфликта . . . .428
Работа терапевта с реальными ситуациями
межличностных отношений.................................................................. .429
Принципы психологического посредничества.................................... 434
Барьеры коммуникации в конфликте и возможность
взаимопонимания.................................................................................. 438
Процесс психологического посредничества.......................................... 442
Контакт посредника с клиентом...................................................... 443
Анализ конфликта............................................................................. 446
Раздельная работа с участниками конфликта................................... 454
Процесс совместного обсуждения и урегулирования
проблемы............................................................................................. 462
Резюме...................................................................................................... 477
ЧАСТЬ IV. Обучение навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения
Глава 12. Обучение эффективному поведению в конфликтах
и их разрешению........................................................................ 481
Практика разрешения конфликтов: дети — взрослые........................... 481
Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах
в детском возрасте................................................................................... 486
Обучающие программы для школьников............................................ .490
Ориентация взрослых на конструктивное взаимодействие................ 492
Школьное посредничество.................................................................... 496
Навыки посредничества для профессионалов....................................... 503
Резюме...................................................................................................... 516
Заключение..................................................................................................................................... 517
Список литературы..................................................................................................................... 519
Предисловие
Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники — словом, все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.
К сожалению, этот все возрастающий интерес в немалой степени связан и с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур, и отдельных людей в практической помощи в разрешении конфликтов.
Мы оказались неподготовленными к этой сложной ситуации. Ориентация на «бесконфликтное» развитие общества делала проблематику конфликтов неперспективной. Это привело не только к ее фактическому исключению из области научного исследования, но и к тому, что в обществе не сформировались механизмы работы с конфликтами. Не хватает подготовленных специалистов, а некомпетентные усилия по преодолению конфликтности лишь усугубляют ситуацию. Попытки копирования опыта зарубежных конфликтологов, особенно в области социальных проблем, естественно, не рассчитанного на универсальное приложение в любых социокультурных условиях, оказываются мало успешными.
В какой-то мере это противоречие — осознание необходимости научного осмысления и практической работы с конфликтами и неготовность к ней — касается и психологов. В то же время проблема конфликтов является фундаментальной для психологической науки. Во многих теоретических подходах психологические конфликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком, являются источником развития личности, определяют ее конструктивный или деструктивный жизненный сценарий.
Не меньшую роль они играют и в социальной жизни человека, как в его интерперсональных отношениях, так и в межгрупповом взаимодействии. Таким образом, проблема конфликта проходит через разные области психологического знания.
Нет необходимости говорить о том практическом интересе, который связан с работой с конфликтами. Вся практическая психология с ее разнообразными современными формами работы так или иначе связана с проблемами психологических трудностей человека, в том числе переживаемых и в виде конфликтов.
Предисловие 11
Несмотря на очевидное значение проблемы конфликтов для психологии, мы не имеем сегодня сколь-нибудь полных изданий, ей посвященных. В какой-то мере это стало следствием уже отмечавшегося недостаточного внимания науки к «негативной» проблематике. Однако, пожалуй, именно фундаментальность проблемы конфликта более всего затрудняет попытки ее освещения. В психологии немало работ, прямо или косвенно посвященных проблеме конфликта; в последние годы они появляются и в отечественной науке. Однако явления конфликта оказались «поделенными» между различными областями психологии — в первую очередь общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Необходимость целостного описания конфликта требовала иного, проблемно-ориентированного подхода.
Решение этой задачи представляется не только сложным, но и обреченным на критику неизбежных пробелов и упущений. Занимаясь этой проблемой более двадцати лет, я осознаю это, возможно, лучше других, так же как и отдаю себе отчет в той ответственности, которая сопряжена с подобным изданием. Мною двигало прежде всего убеждение в целесообразности предварительной систематизации имеющихся в этой области представлений, которая необходима для дальнейшего их уточнения, развития идей и практической работы с конфликтами. Именно эту задачу — введение в научный обиход систематизированного материала по психологии конфликта — я и ставила перед собой. Это в какой-то мере и определило жанр книги, в которой мне хотелось отразить наиболее существенные теоретические представления многих замечательных психологов XX века, опыт их работы и достигнутые результаты, хотя из-за объема материала в большинстве случаев это пришлось делать очень кратко.
Данная работа написана прежде всего для психологов, а также всех, кто отдает себе отчет в той огромной роли, которую в конфликтах любого вида играют психологические факторы.
Огромную роль в моей работе сыграла предоставленная мне факультетом психологии Санкт-Петербургского государственного университета возможность чтения цикла лекций по психологии конфликтов, где впервые в стране эта проблематика была введена в учебные программы подготовки психологов. За эти годы менялось само время, менялись и наши представления о конфликтах, но неизменным оставался огромный интерес студентов и доброжелательное отношение коллег. В сущности, именно им, а также многим из тех, кто делился со мной своими личными историями, своими жизненными драмами и победами, помогая лучше понимать сложный и трудноуловимый мир человеческих конфликтов, я обязана тем, что решилась на написание этой книги.
Предисловие
ко второму изданию
Подготовка данной книги к новому изданию вызвала у меня смешанные чувства. Внимательно прочитывая страницу за страницей, я имела возможность убедиться в том, что за небольшим исключением весь представленный в тексте материал не утратил своей значимости и даже актуальности, и сегодня я также готова подписаться под каждым высказанным тезисом теоретического или практического характера. Более того, прошедшие годы во многом подтвердили и еще более укрепили меня в моих представлениях. Как автор книги, первое издание которой было сопряжено с большой ответственностью, поскольку в отечественной психологической науке не было работ подобного рода, а потому и немалым волнением, я испытываю большое удовлетворение.
Однако приходится констатировать, что это фактически означает отсутствие значительных изменений в разработке проблематики конфликта — как в теоретическом, так и в практическом аспектах. За прошедшие годы в отечественной психологии не появилось фундаментальных исследований, которые позволяли бы говорить хотя бы о перспективе «прорыва» в области изучения конфликтов. Начиная с 1980-х годов в течение 20 лет в наших ведущих психологических журналах появлялось ежегодно в среднем по одной статье, связанной с данной проблематикой. Если ориентироваться на те же издания, то фактически ничего не изменилось и сейчас: в период с 2001 по 2006 год было опубликовано пять статей. И хотя, безусловно, увеличилось число специалистов, разрабатывающих проблематику конфликтов — прежде всего в практическом плане, приходится признать: первоначальный энтузиазм, связанный с исследованием конфликтов и работой с ними, пожалуй, несколько уменьшился.
Состояние теоретической разработки проблемы конфликтов отражает общее состояние изучения фундаментальных проблем в нашей науке. Высказывания по поводу методологических сложностей и отсутствия серьезного развития теоретических подходов уже стали привычными для отечественной психологии.
Что касается практики работы с конфликтами, и прежде всего относительно новой и актуальной для отечественной психологии работы с конфликтами человеческих отношений — от межличностных до межгрупповых, то ее состояние отражает отсутствие ясных представлений о разнообразии форм практической работы с конфликтами и их релевантности разным формам на-
Предисловие ко второму изданию
рушения отношений, о позитивных и негативных следствиях конфликтов, их последействии и других важных для практической работы с конфликтами аспектах конфликтной проблематики.
Не вполне, на мой взгляд, оправдались и надежды, связанные с новой для нас и поначалу динамично развивавшейся отечественной конфликтологией. Активно осваивая зарубежный, в основном американский, опыт, она не сумела создать собственное понимание проблематики конфликтов и работы с ними, отражающее и учитывающее особенности отечественной ситуации, ее социальных, культурных, ментальных сторон. Вызывает сожаление, что в целом осознаваемый специалистами междисциплинарный характер изучаемой проблематики не привел, однако, к возникновению необходимых объединений специалистов — прежде всего социологов, философов, психологов, согласованные усилия которых позволили бы наметить столь необходимые для отечественной практики перспективы собственного видения ситуации, проблемы и практики работы.
Разочарование, вызванное недостаточной эффективностью усилий специалистов, приводит к тому, что в столь очевидно перспективной области, как психология конфликта, нет существенного теоретического развития, а подготовка в практической области в основном сводится к тренинговым процедурам.
Впрочем, спрос на книги, посвященные психологии конфликта, заставляет надеяться на то, что отечественная конфликтология переживает всего лишь болезнь роста и любое нетерпение здесь неоправданно.
С надеждой и даже уверенностью в этом издательство «Питер» предпринимает новое издание моей «Психологии конфликта». Что изменилось в этом издании по сравнению с предыдущим?
За прошедшие годы появился ряд работ в области социологии конфликта и конфликтологии, среди которых стоит специально упомянуть «Словарь конфликтолога», выпущенный такими авторитетными специалистами, как А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов. Однако в своей книге мы не стали пересматривать и дополнять разделы, посвященные философской и социологической традиции в исследовании конфликтов, учитывая, что наши интересы лежат в области психологии.
Вместе с тем следует отметить, что мы включили в книгу новые небольшие фрагменты, посвященные книгам С. Мадди и А. Р. Лурия, чтобы привлечь внимание читателей к этим работам как наиболее значительным изданиям прошлых лет в сфере интересующей нас проблематики. И в то же время мы исключили небольшой фрагмент, касающийся организационных конфликтов: область организационной психологии относится к одной из наиболее динамично развивающихся, а это требует ее более основательного и, возможно, отдельного освещения.
Для второго издания также были уточнены некоторые формулировки. Среди прочего стоит подчеркнуть, что список литературы дополнен новыми изданиями; при этом мы не стали сокращать его за счет прежних наименова-
О 4 Предисловие ко второму изданию
ний, чтобы сохранить статус сравнительно полной библиографии в области психологии конфликта.
Судьба моей книги оказалась счастливой: она была востребованной, получила немало хороших отзывов, в том числе и официальных, из которых наибольшее чувство гордости у меня вызывает диплом моего Санкт-Петербургского университета — награда, которая по традиции ежегодно вручается университетским ученым за лучшие научные работы. «Психология конфликта» рекомендована в качестве учебного пособия для студентов психологических факультетов российских вузов. Но, конечно, самое главное — то, что книга пользуется спросом у читателей.
Вполне вероятно, это не последнее издание. Многое из написанного сохраняет свою актуальность и, надеюсь, поможет молодым психологам — начинающим исследователям и практикам. Но если нам придется в дальнейшем многое изменить или переделать — это будет означать, что в области психологии конфликтов действительно произошли изменения. И я искренне желаю этого.
Н. Гришина,
доктор психологических наук,
профессор Санкт-Петербургского
государственного университета
ВВЕДЕНИЕ
Что такое конфликт
Во введении описывается содержание научного и обыденного понятия конфликта и определяются границы его проблемного поля.
о Интерпретация конфликта обыденным сознанием и наукой
о Классификации видов конфликтных явлений
о Научные определения конфликтов
О Признаки конфликтов
о Резюме