Телесные сигналы в консультировании
Традиционные психотерапевтические модели рассматривают тело и психику как отдельные сущности. Обычно тело «лечат» при помощи телесно-ориентированной терапии, физиотерапии, массажа, а психику – различными формами вербальной терапии. При этом происходит разделение личности на две части. Если у клиента существует разрыв между «душой» и телом, традиционный дихотомический подход может только усугубить его.
Психологическое консультирование – целостный подход, призванный помочь человеку в достижении более гармоничной и счастливой жизни. Поэтому одна из задач психолога-консультанта – устранить разрыв между психическим и телесным. В ходе консультирования психолог должен понять, что у клиента разделено на части и отчуждено, и помочь интеграции этих разделенных частей в целостную личность.
Довольно часто клиент предъявляет сложные экзистенциальные проблемы – смысла жизни, свободы и т.п. При этом клиент говорит только о «высоком», полностью игнорируя то, что у него имеется тело. Довольно часто в такой ситуации эффективным является обращение к телесности, выяснение того, насколько человек удовлетворяет свои материальные («низменные») потребности. Аналогичным образом у клиента, который жалуется только на соматические проблемы, бывает очень полезно прояснить систему ценностей, смысл бытия и т.п.
Тело любого человека – материальный объект, в то время как мысли, чувства, эмоциональные состояния подвержены постоянным изменениям. Важная характеристика человека - степень контакта его психики и тела.1 Есть люди, внимательно относящиеся к сигналам собственного тела и адекватно на них реагирующие. Есть люди, полностью игнорирующие собственное тело.
Например, многие из тех, кому сейчас за 30, изучали в школе произведение Н.Островского "Как закалялась сталь". Ее главный герой полностью игнорирует свое тело, относится к нему как к материалу: работает с температурой 40° в лютый мороз, не ест и т.д. К концу жизни он становится развалиной. Самое печальное состоит в том, что герой жил во времена революции, но такое отношение к себе считалось правильным и тиражировалось на протяжении более чем полвека.
В консультативной сессии важными телесными сигналами являются:
· изменение ощущений в теле психолога – напряжений, дрожи и др. (при хорошем контакте тело психолога находится в резонансе с телом клиента – феномен "вегетативной идентификации" по В.Райху)
· изменение дыхания клиента;
· изменение цвета лица клиента;
· изменения в длительности контакта глаз;
· изменения жестов, положения тела, движений и др.
Выражение лица. Лицо представляет собой своеобразную сцену, где все части – рот, нос, глаза, брови – играют свою роль. Выражение лица, или мимика является главным показателем чувств и эмоций человека. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:
· удивление – поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;
· страх – приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;
· гнев – брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;
· отвращение – брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верней губой;
· печаль – брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;
· счастье – глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.
Лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая сторона отражают эмоции по-разному. Левое полушарие мозга контролирует речь и интеллектуальную деятельность и отражается на правой стороне лица. Правое полушарие управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью и отражается на левой стороне лица. На левой стороне лица труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные более отчетливо выражены на левой стороне.
Лицо экспрессивно выражает чувства, поэтому говорящий обычно пытается контролировать или маскировать выражение своего лица (И.Атватер, с. 210-219). Для психолога важно отслеживать различные чувства клиента по мере их проявления на лице. Иногда полезно прояснить или уточнить, какое именно чувство испытывает клиент, например: "Это вас возмутило?" или "Сейчас вы злитесь или огорчаетесь?" и т.д.
Визуальный контакт. Визуальный контакт – важный элемент консультативного процесса. Когда психолог смотрит на клиента, это, с одной стороны, выражает его заинтересованность, и, с другой, помогает сосредоточить внимание на том, что говорит клиент. Как говорящий, так и слушающий то отворачиваются друг от друга, то смотрят друг другу в глаза (не более 10 секунд). Легче поддерживать визуальный контакт с клиентом при обсуждении приятной темы, однако люди избегают смотреть в глаза, обсуждая неприятные или запутанные вопросы. Настойчивый или пристальный взгляд в таких случаях воспринимается как признак враждебности и вызывает возмущение.
Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Женщины склонны к более длительному визуальному контакту, чем мужчины. Если клиент то смотрит в глаза психолога, то отводит глаза в сторону, это значит, что он еще не закончил говорить. По окончании речи клиент, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: "Я все сказал, теперь ваша очередь".
Таким образом, выслушивая клиента, психологу желательно поддерживать прямой визуальный контакт. При разговоре визуальный контакт должен быть реже. Взгляд психолога, направленный в глаза клиента, обычно обозначает: "Я вас внимательно слушаю".
Жесты и их составляющие. Установки и чувства клиента можно определить по моторике, то есть по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям.
Для психолога-консультанта важным является знание коммуникационных жестов. Во всем мире люди улыбаются, когда счастливы, хмурятся, когда печальны. Кивание головой – "да" или утверждение; покачивание головой из стороны в сторону – отрицание или несогласие. Улыбка в совокупности с дружественными жестами обычно обозначает удовольствие или доброжелательность. Психологу необходимо помнить, что невербальные языки разных наций различаются между собой.
Жесты нельзя изучать в отрыве, изолированно от других жестов и обстоятельств. Так, почесывание затылка может означать что угодно – перхоть, укус насекомого, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды. Совокупность жестов позволяет получить информацию, соответствующую состоянию, чувствам человека. Например, если человек сидит, скрестив ноги, голова и подбородок враждебно наклонены, одна рука лежит поперек тела (как бы защищая его), а щека подперта указательным пальцем и рот прикрыт средним – скорее всего, он относится к вам критически, и его невербальное предложение говорит вам приблизительно следующее: "Я не согласен с тем, что вы говорите, мне это не нравится".
Важным показателем правдивости, искренности, доверия к психологу, а также осознанности отношений клиента к себе и окружающим может служить степень конгруэнтности (согласованности) языка слов и жестов. Например, клиентка может рассказывать, как тепло она относится к мужу, но при этом ее кулаки сжаты, а тело напряжено. Если сигналы неконгруэнтны, лучше полагаться на невербальную информацию. В этом случае психологу важно обратить внимание клиентки на такое рассогласование ее слов и невербальных реакций. Например, он может сказать: "Вы говорили, что очень любите мужа, но при этом хмурились и сжимали правую руку в кулак". Важно также учитывать контекст – если в холодном помещении клиент сидит у окна, скрестив руки и ноги, опустив вниз голову – это может означать, что он замерз, а вовсе не критичное его отношение к чему-то.
Богатство жестикуляции обратно пропорционально положению в обществе. Чем выше социальное и профессиональное положение человека, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз. Менее образованные люди чаще полагаются на жесты, а не на слова в процессе общения.
Быстрота некоторых жестов и их очевидность зависит от возраста человека (например, редуцирование детского жеста неправды – прикрытия рта руками к усовершенствованному жесту прикосновения к носу или ко рту у взрослых людей).
Возможно ли подделать язык телодвижений? Нет, потому что человека выдаст неконгруэнтность между жестами, микросигналами организма и сказанными словами. Даже опытные специалисты могут имитировать нужные движения только в течение короткого времени, так как вскоре организм передаст сигналы, противоречащие сознательным действиям человека. Многие менеджеры и политики являются профессионалами в области копирования жестов. И, хотя трудно подделывать язык тела в течение долгого периода времени, психологу полезно научиться использовать положительные, открытые жесты для успешного общения с другими людьми и избавиться от жестов, несущих, отрицательную, негативную окраску.
Опытные психологи применяют специальные приемы для того, чтобы создать доверительные отношения с клиентом. Сторонники нейролингвистического программирования (НЛП) используют для этой цели простые и изящные техники подстройки. Эти техники также называются отражением, присоединением, настройкой или отзеркаливанием (С.А.Горин). Подстройка к позе означает, что психолог воспроизводит, отражает позу клиента. Психолог также может подстраиваться к жестам, к дыханию, к скорости речи.
Если психолог не использует техники подстройки, то его поза должна, прежде всего, говорить об интересе к собеседнику. Лучше всего, если корпус слегка наклонен вперед, к клиенту. Такая поза как будто говорит собеседнику: "Я весь - внимание". Кивки головой выражают одобрение и поддержку. Если же он сидит, небрежно развалившись в кресле, это воспринимается клиентом как незаинтересованность в общении. Руки, скрещенные на груди, обычно обозначают защиту. Рукопожатие при встрече и расставании воспринимается как доброжелательный жест.
Иногда психолог использует жесты, чтобы прервать клиента (например, если он перескочил с одной темы на другую) или стимулировать его говорить дальше. Он может невербально "задавать вопросы", выражать свои чувства, то есть использовать свое тело как инструмент.