Влияние профессиональной деятельности на личность психолога.
Профессия психолога принадлежит к числу социономных профессий и связана с другими людьми, на которых психолог оказывает воздействие и которые, в свою очередь, оказывают воздействие на психолога.
Профессия психолога-консультанта нередко приводит к:
· угрозе утратить идентичность и раствориться в клиентах;
· отрицательному воздействию на личную жизнь;
· возможности психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией.
Психологам также грозит "синдром сгорания". Это сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.
Чтобы избежать "синдрома сгорания", консультант должен иногда задумываться о том, живет ли он так, как ему хочется. Синдрому сгорания препятствуют:
· сочетание работы консультанта с другими видами профессиональной деятельности (научная работа, участие в семинарах и исследованиях);
· забота о своем здоровье, соблюдение режима сна и питания;
· наличие в референтном круге лиц нескольких друзей, желательно других профессий;
· готовность получать новый опыт;
· умение оценить себя без опоры на окружающих;
· умение проигрывать без агрессии в свой адрес;
· чтение не только профессиональной, но и другой литературы для собственного удовольствия;
· взаимодействие с коллегами, дающее возможность обсудить профессиональные и личные проблемы;
· наличие хобби (Р.Кочюнас).
Негативное влияние профессиональной деятельности на психолога – излюбленная тема писателей и кинематографистов. Ярким примером может послужить рассказ Роджера Желязного "Мастер снов".
Его главный герой, Чарльз Рендер – психолог будущего, нейросоучастник, "творец". Он – один из двухсот особых аналитиков, чья психика позволяет входить в прямой контакт с бессознательным клиента при помощи специальной машины. В жизни Рендера была трагедия: в автокатастрофе погибли жена и дочь. Он добровольно подвергся "инъекции новокаина" в самую болезненную область своей души. Теперь его собственный мир лишен переживаний и базируется на логике и рассудке, а чувства и эмоции находятся под жестким контролем. Рендер живет в настоящем времени, не вспоминая о прошлом.
Однажды он знакомится со слепой женщиной-психиатром, которая желает стать нейросоучастником, как и Рендер. Вначале он категорически отказывается от ее предложения, объясняя ей, что эмоции врача и эмоции пациента во время сеанса находятся в тесном контакте, в одном электрическом поле. Ключевое слово в нейротерапии – соучастие. В сеансе участвуют два мозга, две нервных системы. В том случае, если отклонение пациента лежит в психотическом диапазоне, психолог не сможет контролировать процесс. Состояние сознания психолога может сильно ухудшиться. Рендер знает о тех случаях, когда нейросоучастники после работы с психотическими пациентами навсегда попадали в лечебницу из-за органических повреждений мозга. Но уникальная задача – научить женщину, слепую от рождения, помогать другим увидеть свои проблемы, оказывается для Рендера заманчивой и интересной. И он соглашается анализировать слепую женщину – доктора Эйлин Шалотт.
Рендеру приходится стать настоящим творцом. Он постепенно представляет ей ряд зрительных феноменов. Он показывает ей образы животных и птиц, полей, лугов, ручьев. Он воссоздает ее саму: внешность, фигуру – ведь она себя никогда не видела. Анализируя доктора Шалотт, Рендер начинает слишком часто думать и вспоминать о ней. В некоторые моменты нахождения "в ином мире" Рендер теряет контроль над происходящим, точнее, его отбирает пациентка, которая хочет творить свой мир.
Но и это не пугает Рендера. Встреча с коллегой, который предостерегает его от работы с данной пациенткой, ничего не дает. Рендер защищается, утверждая, что нашел исключительно стабильного индивидуума – психиатра, уже потратившего немало времени на обычную личную психотерапию. Проницательный коллега догадывается, что иногда Рендер теряет контроль над образами, а также о наличии контрпереноса. Он пытается объяснить Рендеру, что невозможно привнести извне и создать у другого человека всеобъемлющую концепцию мира и его самого… "В какой-то момент вы можете сделать что-то, показать ей какое-то зрелище или какой-то способ видеть, что-то переломится в ее личности и – пфф! Словно пробито дно водоема. В результате – водоворот, который унесет все… куда? Я не хочу иметь вас в качестве пациента, поэтому прошу не продолжать." – говорит Рендеру коллега.
Однако Рендер упорно продолжает анализ. Даже когда понимает, что с Эйлин что-то не так, он решает провести сеанс. Во время сеанса Рендер теряет контроль над ситуацией, а обращенные к Эйлин слова "Я ненавижу вас" погружают его во тьму. И в этой волне чужого безумия, накрывшей его, он возвращается к ситуации, в которой частично умер он сам – к гибели жены и дочери.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие этапы включает подготовка профессиональных -консультантов?
2. Какие существуют требования к профессиональной деятельности консультанта?
3. Какова роль супервидения в профессиональном становлении психолога?
4. Через какие стадии профессиональной идентичности проходит психолога-консультанта в своем профессиональном развитии?
5. Каким образом профессиональная деятельность влияет на психолога? Назовите способы предотвращения "синдрома сгорания".
КЛИЕНТ