Развитие профессиональной идентичности психолога-консультанта

Обретение профессиональной идентичности – сложный и длительный процесс. Он тесно связан с развитием профессионального самосознания, формированием профессиональной ментальности, "обживанием" профессионального пространства, обретением смыслов профессиональной деятельности и др. Поиск профессиональной идентичности – это, по сути, поиск себя, своего места в профессии, осознание подлинности своего профессионального выбора, его доли в контексте жизненных смыслов.

Многие исследователи (в частности, И.Ю.Хамитова в обзорной статье по проблемам супервизорства) выделяют последовательные стадии развития профессиональной идентичности психотерапевта (психолога-консультанта), каждой из которых свойственны определенные трудности в отношениях как с клиентом, так и с супервизором:

Стадия 1 - возбуждение и тревога предвкушения.

Границы стадии: до контакта с первым клиентом. Она может продолжаться от нескольких часов до нескольких лет, может включать все время студенчества.

Состояние супервизируемого – диффузная тревога и возбуждение.

Роль супервизора - обеспечение безопасности, поддержки, выявление уязвимых сторон начинающего терапевта.

Стадия 2 - зависимость и идентификация.

Границы стадии: от начала работы с первым клиентом до того момента, когда появляется осознание значительности воздействия психолога на клиента.

Состояние супервизируемого – недостаток уверенности в себе, нехватка знаний о профессиональной деятельности и ее последствиях, сомнения в своих силах, страх выглядеть недостаточно успешным, сильная эмоциональная вовлеченность в процесс психотерапии. На этой стадии супервизируемый наиболее уязвим к ударам по нарциссической составляющей личности, наблюдается его сильная зависимость от супервизора.

Роль супервизора:

а) помощь начинающему терапевту в том, чтобы справиться с "голодом подтверждения": доброжелательность, поддержка сверхтребовательного к себе начинающего психолога;

б) функции организатора: прояснение ближних и дальних целей, предсказания относительно процесса и результатов психотерапии; в) помощь росту доверия супервизируемого к силе и эффективности психотерапии.

Стадия 3 – деятельность и продолжающаяся зависимость.

Границы стадии: от момента осознания того, что клиент серьезно воспринимает психотерапевтический процесс.

Состояние супервизируемого характеризуется движением от пассивности и зависимости к автономии и активности. В это время возрастает ответственность начинающего терапевта за процесс терапии. Наблюдаются колебания терапевта от полюса недооценки к полюсу переоценки своих возможностей.

Роль супервизора - сходная с "реакцией значимых других" (Винникот) для детского самоопределения: признание значимости, сложности работы психолога; понимание потребностей супервизируемого; ограниченная и строго сфокусированная критика; обмен информацией; поддержка возросшего уровня активности и самостоятельности.

Стадия 4 – ненасыщение и принятие самостоятельности.

Границы стадии: от момента осознания супервизируемым того, что он является психотерапевтом.

Состояние супервизируемого – осознание ответственности за арсенал используемых им приемов и методов; понимание процесса терапии, сущности его профессиональной деятельности, возможности добиться изменений в состоянии клиента; возможность осознать взаимосвязь между теорией и практикой; личностное отношение к тому или иному теоретическому подходу.

Роль супервизора – не контролирование, а консультирование супервизируемого; снятие чрезмерной опеки.

Стадия 5 – идентичность и независимость.

Границы стадии: появление способности работать без поддержки супервизора. Этот период может длиться от нескольких лет до конца профессиональной жизни, и чаще всего на этой стадии происходит застревание психотерапевта. Задача этой стадии – отказ от обесценивания супервизора (процесс, сходный с сепарацией от родителей).

Состояние супервизируемого – борьба за власть; желание чувствовать себя независимым психотерапевтом; уменьшение воздействия супервизора; увеличение автономии; интернализация теоретической системы координат.

Роль супервизора - доступность в качестве помощника; передача супервизируемому свободы действий и ответственности за проводимые терапевтические вмешательства.

Стадия 6 – спокойствие и коллегиальность.

Границы стадии: появление спокойствия, стабильности, коллегиального взаимодействия со старшими, равными и младшими коллегами.

Состояние психотерапевта на этой стадии – спокойствие; отсутствие страха; профессиональное самопринятие; интеграция с профессиональным сообществом; реалистичное восприятие своего супервизора (уменьшение степени как идеализации, так и обесценивания).

Роль супервизора можно описать двумя возможными типами отношений:

1) отношения, сходные с существовавшими в первые годы обучения. Супервизор несет ответственность за терапию, профессиональный рост терапевта, его продвижение по профессиональной лестнице;

2) отношения типа "коллега - коллега", когда младший не обязан работать по плану старшего, а старший не несет ответственности за процесс и результат терапии, не является экспертом (в смысле официальной оценки, продвижения по службе и т.д.).

Таким образом, обретение психологом-консультантом профессиональной идентичности предполагает прохождение ряда взаимосвязанных стадий, в результате чего возрастает не только объем профессиональных знаний, но и уверенность психолога в себе и в подлинности, экзистенциальности своего профессионального выбора. Возрастает готовность к консультанта диалогу с различными культурами и мировоззрениями, что создает пространственно-временной континуум для определения психологом-консультантом собственного пути развития

Наши рекомендации