Цели и задачи консультативной психологии
Что является целью психологического консультирования? Бесспорно, главная цель – оказание психологической помощи, но в чем именно выражается эта психологическая помощь – вопрос, не имеющий однозначного ответа. Разные психологические и психотерапевтические направления по-разному определяют приоритетность целей психологического консультирования.
Профессиональная деятельность психоаналитика направлена на: перевод в сознание вытесненного в бессознательное материала; помощь клиенту в воспроизведении раннего опыта и анализе вытесненных конфликтов; реконструирование базисной личности. Психолог адлерианского направления трансформирует жизненные цели жизни клиента; помогает клиенту в формировании социально значимых целей; корректирует ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми. Бихевиорист ставит цели исправления неадекватного поведения и обучения эффективному поведению. Рационально-эмотивный психотерапевт пытается устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем. Клиент-центрированный психолог создает благоприятный климат в ситуации консультирования, способствующий самоисследованию и распознанию факторов, мешающих росту личности; поощряет открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность. Психолог экзистенциального направления помогает клиенту осознать свою свободу и собственные возможности, а также идентифицировать блокирующие свободу факторы; побуждает клиентов к принятию ответственности за то, что с ними происходит (Р.Кочюнас).
Консультанты могут иметь различные цели в зависимости от потребностей клиента. Например, это может быть помощь, направленная на выведение клиента из состояния депрессии, на развитие необходимых жизненных умений и навыков, на переживание кризисных периодов и др.
Таким образом, сложно говорить о каких-то универсальных целях консультирования. Р.Кочюнас определяет цели психологического консультирования как континуум, на одном полюсе которого – общие, глобальные, перспективные цели, а на другом – специфические, конкретные, краткосрочные цели. В направлениях, ориентированных на перестройку личности, большее значение придается перспективным целям, а в направлениях, ориентированных на изменения поведения, акцентируются конкретные цели (то есть между ними нет противоречия).
В наиболее общем виде цели консультирования можно определить как:
· цели, связанные с исправлением, коррекцией, преодолением конкретного психологического затруднения;
· цели, связанные с обеспечением личностного роста и развития клиента (Р.Нельсон-Джоунс, 2000).
В каждом конкретном случае цель зависит и от потребностей клиента, и от теоретической ориентации консультанта. R.L.George и T.S.Cristiani (1990) выделяют несколько универсальных целей, упоминаемых теоретиками разных школ:
1. Помощь клиенту в изменениях поведения с целью более продуктивной жизни.
2. Развитие навыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными требованиями и обстоятельствами.
3. Содействие эффективному принятию клиентом жизненно важных решений (распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование системы ценностей, изучение особенностей личности, преодоление эмоциональных стрессов).
4. Развитие умения вступать и поддерживать межличностные отношения путем обучения клиента их более эффективному построению.
5. Повышение личной ответственности клиентов за ход их собственной жизни.
6. Фасилитация личностного роста клиента и повышение его потенциала. В ходе консультирования необходимо стремиться к созданию условий для максимальной свободы самовыражения клиента (с учетом естественных социальных ограничений), а также к развитию способности клиента находиться в контакте со своим окружением и с собственными реакциями, возникающими в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Для достижения поставленных целей консультанту необходимо уметь решать следующие задачи:
· осуществление диагностики и выявление проблем, имеющиеся у клиента;
· планирование хода консультативного процесса;
· формулирование психологического диагноза, основанного на используемой консультантом системе представлений о развитии человека;
· планирование общей стратегии консультирования, основанной на данных психодиагностики;
· учет возможных осложнений (рецидивов) с целью минимизации их появления;
· доведение намеченных мероприятий до их логического завершения;
· гибкое варьирование стратегии и тактики консультативного процесса при выявлении у клиента в ходе консультирования новых проблем.
В процессе консультирования при взаимодействии консультанта и клиента происходит формулировка и переформулировка их (клиента и консультанта) целей и задач. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, консультанту необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: "Чего вы ожидаете от нашего общения?", "Каковы ваши желания?" и т.п. Если клиент имеет только самое общее представление о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели. Консультанту необходимо проинформировать клиента о том, что обычно происходит во время консультативных встреч. Такое информирование способствует лучшему пониманию клиентом возможностей и ограничений консультирования.