Раздел 8. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВАЖНЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
v Краткий экскурс в историю. 50-60ые годы. Теряют популярность необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтизм. Обороты набирают:
ü когнитивная психология
ü гуманистическая психология
ü логотерапия Франкла
ü исследования в нейрофизиологии и нейроморфологии.
v Когнитивная психология:
Ø Когда? возникла в 60ые гг. в США
Ø Почему? была ответом на исключение в бихевиоризме из анализа процессов познания
Ø Истоки – сам необихевиоризм (субъективный бихевиоризм Миллера, Галантера и Прибрама, включавших когнитивные и мотивационные компоненты в поведение)
Ø Суть! Ее подход основан на представлении, что чел. все время занят активным поиском и переработкой информации (кодировка, отбор, исключение и пр.)
Ø Кто? У. Найссер, Д.Бродбент, Дж.Брунер, Г.Саймон, П.Линдсей, Д.Норман, Дж.Андерсон, Л.Фестингер, Ф.Хайдер и др.
Ø Соц.контекст? Информационный подход, распространение ЭВМ => появление компьютерных метафор и аналогий.
Ø Методы? Точная регистрация времени ответов на сигналы (хронометрия) взамен интроспекции.
Ø Область исследования? Познавательные процессы (память, язык и речь, восприятие, решение задач, мышление, внимание, воображение) + частично мотивации и эмоции и социальная психология.
Ø Суть! Все формы чел.познания суть аналогии с ЭВМ. У нашей познавательной активности по переработке, хранению и использованию информации уровневая организация. У всех процессов есть структурные модели. Свойства познавательной активности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем и их постоянная корректировка.
Ø НО! Когнитивная психология: (1) так и не создала единой объяснительной теории, (2) недостаточно экологически валидна, (3) склонна к редукционизму.
Ø Далее. Все это породило сейчас т.н. когнитивную революцию – обращение к решению активными субъектами символических задач, т.е. главным образом, обращение к языку.
v Гуманистическая психология:
Ø Когда? Начало 60х гг.
Ø Почему? Ответ на бихевиоризм и психоанализ
Ø Кто? Г.Оллпорт, Г.Мюррей, Г.Мэрфи, Ш.Бюлер, К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Мэй.
Ø Истоки? Исследования личности конца 30х, теория личностных конструктов Келли, философия экзистенциализма
Для красного словца: американцев с экзистенциализмом и идеями Кьеркегора и Хайдеггера познакомил Р.Мэй.
Ø Соц.контекст? Появление движения хиппи с его концентрацией на индивиде, на лозунге жизни «здесь и теперь», примат интуиции, эмпатии и пр.
Ø Суть! Цель гуманизма – исправить перекосы прошлых теорий с целью выбора наиболее полезной дли жизни психологии. Предмет психологии впервые – понимание здоровой творческой личности, стремящейся к самоосуществлению (Бюлер), самоактуализации (Маслоу). Интерес гуманизма тоже впервые концентриуется вокруг любви, творчества, самости, высших ценностей и пр. Их интересуют сугубо практические вопросы психотерапии => именно поэтому гуманизм так популярен.
Ø Карл Роджерс (1902-1987) разработал теорию полноценно функционирующей творческой личности и соответствующую ей клиент-центрированную терапию.
Ø Итак, гуманизм: (+) привлекает направленностью на конкретную целостную личность с верой в доброту и силы человека; (+) соединяет теорию и практику максимально воедино; (+)оказывает реальную помощь человеку; (+)значительно повлияла на дальнейшее развитие психотерапии
v Эрик Берн (1910-1970) также в 60ые гг. изобретает свой метод психотерапии – трансактный анализ
Ø Суть! В каждом человеке 3 типа эго-состояний: родительское, взрослое и десткое => каждому состоянию соответствуют чувства, установки и поведение => эти структуры в жизни складываются и составляют планы поведения (скрипты) => межличностные отношения (трансакции) осуществляются гармонично, когда трансактная рекация соответствует трансактному стимулу.
v австрийский психолог Виктор Франкл (1905-1997) создал влиятельнейшее направление логотерапии
Ø Отличия от других школ. Базисные мотивы чел.поведения не секс и не стремление к власти, а борьба за смысл жизни.
Ø Соц.контекст? Фашизм, смерть повсеместно и 3 года, проведенные лично Франклом в лагерях.
Ø Суть! Человеку надо обнаружить смысл «логос» своего существования => отсутствие / потеря смысла суть экзистенциальный вакуум => источник такого вакуума – современный социальный мир (тут Франкл созвучен Фромму). Смысл надо искать не внутри себя, а в окружающем мире. Т.е. нам нужна не самоактуализация (и тут Франкл несозвучен Маслоу), а самотрансценденция (выход в другое духовное измерение).
Ø Смысл можно найти в:
§ деятельности человека
§ заботе и любви к другим людям
§ выработке четких жизненных принципов
Ø Метод психотерапии – логотерапия, рассматривающая человека не как реализатора своих инстинктов, а как реализатора своих смыслов.
v Другой популярный вопрос 60-х – это соотношение генетического и социального в психике => развернулись исследования психогенетики
Ø В психогенетике разработан сильно интеллект: исследуют родственников, близнецов => основные выводы о важной роли наследственности в интеллекте (халло Гальтон!), впрочем, все эти исследования, скорее всего, некорректны :)
v Психическое развитие вновь изучал Жан Пиаже (1896-1980) и был настолько крут, что его учение вылилось в создание Женевской школы генетической психологии.
Ø Метод клинической беседы – изобрел он (особый тип задач, к-ые вызывают характерные ответы детей, свидетельствующие об особенностях их мышления)
Для красного словца: это все настолько круто и значимо, что теперь эти задачи, ответы и явления называются задачами Пиаже, ответами по Пиаже и феноменами Пиаже. Вот так-то!
Ø Суть! Развитие познавательной Д-ти – важнейшее проявление жизни у ребенка, направленное на адаптацию к среде. Адаптация суть процессов ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция – это включение нового объекта в уже существующие схемы, а аккомодация – это изменение таких схем соответственно требованиям среды. Эти 2 процесса постоянно стремятся к равновесию
Ø Интеллектуальное развитие – ряд качественных стадий (аутистическое – эгоцентрическое – социализированное мышление). Здесь важное внимание уделяется эгоцентризму детской мысли (именно о нем спорили Пиаже и ЛСВ).
Ø Еще интеллектуальное развитие – это смена структур (сенсомоторные координации – конкретные операции – формальные операции). Порядок стадий неизменен, и обучение должно следовать за развитием!
Ø