Глава 2. развитие ассоциативной психологии в 19 веке
Краткое содержание этой главы. 19 век – это триумф асоцианизма как теории, которую сожно расширить и применить в политике, морали и пр. Ассоцианизм в 19 веке (англичане Браун, Джемс и Джон Милли, Бэн, Спенсер) слился с позитивизмом (основатель – Конт и те же самые Милль и Спенсер). Сначала ассоцианизм как теория классична (Браун и Милль старший), потом в нее начинает входить эксперимент (Эббингауз, Мюллер) и происходит кризис ассоцианизма в связи с отказом от многих ключевых положений.
v Томас Браун (1778-1820):
ü вывел законы, объясняющие возникновение ассоциаций
ü истолковал мышление как процесс нахождения верной ассоциации из числа неверных
ü вводит понятие потребности как жизненно важного состояния для организма, но сводит ее к ассоциации между 2 чувствования
ü Метод исследования духа – самонаблюдение.
ü Все душевные явления трактуются механистически (все сложные явления = сумма простых) в философии идеализма.
v Джеймс Милль (1773-1836):
ü Псих.жизнь – суть ощущений, представлений и ассоциаций идей
ü Ассоциации появляются благодаря живости ощущений и частоте повторения
ü Расцвет ментальной механики (полная пассивность организма и неактивность личности).
v Джон Стюарт Милль (1806-1873):
ü по сути признал асс.механику несостоятельной и предложил т.н. ментальную химию: по продукту нельзя судить по исходным элементам, а знание свойств элемента не избавляет от необходимости изучать свойства целого! Т.е. простые идеи не составляют совокупностью сложные, а порождают их. Но у нас нет возможности изучать сложные явления. Остается лишь их описывать.
ü приходит к мысли о том, что многие ощущения, чувства и мысли порождает нервная деятельность => ассоциации должны устанаваливаться между неврными импульсами. Но рано заменять всю психологию физиологией (как считает Конт), т.к. пока у психологии больше инструментов.
ü вводит в психологию «Я» как субъекта сознания, отступая от классического ассоцианизма, лишенного активности.
ü признаются и ассоциации по сходству, чего не было раньше ибо для ассоциаций по сходству нужна активность мышления, которая ранее не признавалась.
v Александр Бэн (1818-1903):
ü отсутпает окончательно от механицизма и вводит положение о спонтанной активности НС при произвольных движениях. Когда произвольное движение пару раз совпадает с состоянием удовольствия – появляются ассоциации. Так появляются целесообразные движения и позднее – навыки.
Кстати, если бы сочетание движений и ощущений протекало бы только на основе временных отношений (как думал Гартли), то различие приятного- неприятного и полезного-бесполезного не имело бы значения и усваивалось бы всё.
Для красного словца: эти взгляды Бэна позднее использовались в учении о формировании навыков путем проб и ошибок и повлияли на Дарвина и Спенсера.
ü Продолжается отступление от классической пассивной асс.психологии: вводятся творческие ассоциации (открытия в науке, художества).
v Герберт Спенсер (1820-1903):
ü сблизил психологию и биологическую эволюцию
ü сформулировал общий закон эволюции: повсюду во вселенной развитие идет от рассеянного к сплоченному, от однородного к разнородному, от неопределенного к определенному. То есть псих.жизнь постепенно дифференцируется от физической.
ü Единица психики – ощущение (развилось из изначальной раздражительности). Сочетания чувствований порождают душевную жизнь животных.
ü Психологию он поделил на объективную (предмет – псих.явления животных и челвоека; метод – внешнее наблюдение) и субъективную (предмет – состояния сознания; метод – внутреннее наблюдение). В целом психология должна изучать связи между сознанием и внешней средой (а не только связями внутри организма!!!)
ü В процессе приспособления внутренних отношений к внешним образуются рефлекс, инстинкт, память, разум, воля и интеллект – высшая фаза душевного развития.
ü Как происходит приспособление внутренних отношений к внешним? – Через ассоциации! – внешние отношения порождают внутренние (образуются в индивидуальном опыте и порождают ощущения, чувства и пр.).
ü Впервые Спенсер рассматривает социальную эволюцию (появление языка, общества, науки, морали и пр.). Но существенных отличий это не привносит. По-прежнему по Спенсеру опыт приобретается в 2 формах: индивидуальном и наследственном (то есть не прав Кант, у которого много врожденного, но не прав и Локк со своей табулой расой).
ü Биологизаторская теория Спенсера не привела его к культурно-исторической концепции (как умного ЛСВ), а привела к расистским взглядам (мол, европейцы могут музыку сочинять, а первобытные племена – нет. Мол, у европейцев мозга тупо больше).
* * *
Итак, про ассоцианизм:
[+] Индивидуальное сознание появляется опытным путем и человека можно безгранично воспитывать и обучать.
[+]Начиная с Гартли, стали изучать материальные основы психики.
[+] Детально прописывается механизм ассоциации и законы ассоциации.
[+] Ассоциативный эксперимент и сейчас имеет значение в клинике и педагогике.
[-] Ассоцианизм как теория несостоятелен, т.к. замыкается на субъективном и не дает объективных методов исследования сознания.
[-] Ассоцианизм лишь описателен.
[-] Ассоцианизм не решал проблемы духовного развития, личности, источников псих.активности, осмысленного мышления.