Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам
Позиция «я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам» часто встречается среди так называемых проблемных детей. Почти каждый несчастливый ребенок ощущает, что родители недостаточно его любят. Мы уже говорили, что восприятие любви и внимания родителей — важнейшее условие полноценного развития личности, оно дает ощущение собственной значимости в семье. Надо помнить, что дети более склонны воспринимать себя нужными й любимыми в семье и этим очень смягчают влияние эпизодов, когда родители сердятся на них. Это хорошо, что дети склонны видеть то, что хотят! Все же большое количество детей остро испытывают нехватку родительского тепла.
Семьи, в которых ребенок может ощущать свою «не-■любимость», внешне очень разнообразные. В одних семьях детям уделяется очень много внимания, а в других дети явно педагогически запущены. Это говорит о том, что самочувствие ребенка в среде близких ему людей зависит не от видимых особенностей жизни семьи, а от более глубоких, психологических ее особенностей. Выделить их — очень сложная задача, требующая учета самых разнообразных факторов. Здесь мы попытаемся взглянуть пристальнее на некоторые, по нашему мнению, недооцениваемые обстоятельства.
Отсутствие ребенка в жизненных планах родителями).Не всегда дети появляются на свет тогда, когда их ждут, и не все дети рождаются, когда они вообще нужны. Сам факт, что ребенок чаще всего зачинается случайно, непреднамеренно, существенно влияет на будущее отношение матери к малышу. Забеременев, молодая женщина может чувствовать, что ее обманула
судьба («черт бы побрал эту мою женскую природу»), чтоона попала в ловушку и т. п.
Если женщина имела далеко идущие жизненные планы или установку на «свободную жизнь», беременность воспринимается как существенное препятствие, как камень преткновения и тем самым вызывает сложный внутренний конфликт, сопровождаемый негативными эмоциями и требующий либо принятия новой жизненной позиции, либо отстаивания старой структуры отношений с миром.
Женщина оказывается перед выбором: отказаться
от прежних планов на жизнь, прервать беременность
либо найти компромисс — отложить на время то, к
чему раньше стремилась. Это достаточно сложный и-
долговременный период принятия решения, от которого
но многом зависит эмоциональное состояние женщи
ны и ее будущее отношение к ребенку. -
Было бы наивно утверждать при этом, что сознательное решение женщины оставить ребенка разрешает псе проблемы. Не всегда решение иметь ребенка означает, что она изменила отношение к прежним планам, нашла в них место ребенку. Дело в том, что мать может испытывать большое внешнее давление со стороны родителей, мужа и других людей или же переживать сильные внутренние моральные возражения — прерывание ■ 'еременности, в оценках нашего обыденного сознания, связывается с чем-то непристойным, грязным и т. п. В итоге женщина решается иметь ребенка, хотя внутренне желает обратного. Нерешенный внутренний конфликт после рождения ребенка решается внешними средствами, то есть через отношения с малышом. В глубине души мать не радуется его рождению, а сожалеет о случившемся, подсознательно продолжает воспринимать младенца как препятствие. Это признак, что внутренний конфликт не решен. В таком случае матери следовало бы пересмотреть и переосмыслить отношения к себе, ребенку, жизни.
Часто матери говорят о том, что нежелание иметь ребенка заменилось привязанностью после того, когда она в первый раз увидела малыша. Это понятно: где-то в недрах женской природы запрограммирована ее материнская любовь, которая иногда неожиданно для самой женщины пробуждается и долгие годы руководит отношениями матери с ребенком. Однако не всегда иду-
щее от природы материнское чувство выигрывает поединок с ностальгией по неудовлетворенным жизненным устремлениям и девическими грезами. В таких случаях общение матери с ребенком по ей самой непонятным причинам обозначено знаком неудовлетворенности, раздражения, напряжения. Эти отрицательные эмоциональные переживания периодически всплывают на поверхность в самых различных формах: авторитарности, чрезмерной требовательности или чрезмерной близости с целью постоянно контролировать ребенка, вмешиваться в мир его личных переживаний или же отвержения ребенка, отгорожения от него.
Недовольство ребенком таким, каков онесть. Нередко родители, строя свои жизненные планы, представляют себе достаточно конкретный образ, каким должен быть ребенок: мальчик или девочка, послушный или предприимчивый, спокойный или активный и т. д. В общем, целенаправленное отношение к будущему ребенку не плохой факт, так как создает возможность последовательно воспитывать подрастающее поколение. Однако недовольство ребенком таким, каков он есть, вызывает у него ощущение, что он не ценен, нелюбим.
Особенно пагубны последствия, если родители направляют всю свою активность на искоренение неискоренимого. Скажем, нежданная в семье девочка может постоянно слышать упреки за свою женственность, что она недостаточно смелая и храбрая, что, вместо того чтобы играть с конструктором, постоянно возится с куклами.
Иногда родителей раздражают какие-то природные особенности детей. Чрезмерно подвижный ребенок, если родители считают это дурным качеством, постоянно чувствует раздражение родителей из-за того, что он таков... Или же медлительный ребенок, флегматик часто подталкивается родителями: «быстрее, быстрее». В обоих случаях родители имеют много общего. Во-первых, они нетерпимы и нетерпеливы. Во-вторых, они относятся к ребенку, как к куску глины, из которой можно вылепить все, что угодно. В-третьих, они любят не своего, конкретного ребенка, а свой вымышленный образ. Как раз это обстоятельство со временем начинает восприниматься детьми: «Я недостоин любви родителей. Я никуда не гожусь». В подобное безвыходное положение попадают и дети, у которых один из родителей хочет
искоренить унаследованные ребенком черты нелюбимого супруга. Но об этом несколько позже.
Тут мы обсудили только две, по нашему мнению, существенные причины, определяющие такие отношения родителей, которые со временем воспринимаются детьми как отвержение. Их значительно больше, рассмотреть их в одной книге просто невозможно. Основным для нас служит то обстоятельство, что даже не нполне или вовсе неосознаваемые родителями причины могут постоянно искажать их отношения с ребенком; что они, сами этого не понимая, могут все время излучать недовольство ребенком, раздражение: оно звучит в голосе, в жестах, в сморщенных бровях... Оно неизменно, и именно поэтому дети постепенно начинают чувствовать свою незначимость в семье, свою нелюби-мость.
Прийти к выводу, что ты нелюбим — значит испытать на себе тяжелый груз горьких разочарований. Они могут быть самыми разнообразными, и накапливаются они в душе ребенка понемножку, как бы незаметно. Но потом какой-то один факт, в результате которого ребенок испытывает свою незначимость в семье, вдруг вызывает сильную, казалось бы, не соответствующую ситуации эмоциональную реакцию ребенка. Такое может наблюдаться после рождения второго ребенка, после того, как родители уехали отдыхать к морю, а ребенок, несмотря на его протест, был оставлен у бабушки, и после рядового несправедливого наказания. Глубокое уныние, неутешный, ни к кому не обращенный плач показывает тяжесть переживания ребенка, первое осмысление себя как ненужного, нелюбимого.
Иногда можно заметить, что после подобного перелома поведение ребенка меняется — он начинает тратить много сил и времени, чтобы любыми средствами заставить родителей заниматься им. Но к этому мы еще вернемся.
В жизни семьи «переосмысление» ребенком отношения родителей к себе происходит подспудно и в каждой семье по-своему. Очевидными такие переломные моменты в жизни ребенка, когда он вдруг ощущает холод со стороны своих родителей, становятся только в кризисных семейных ситуациях. Для понимания данного явления можно обратиться к закономерностям поведения детей, когда они реально, физически, неожи-
данно отрываются от своих родителей и отдаются на попечение незнакомым им лицам. Так бывает, когда детей, до того живших в семьях, отдают в интернат. Семилетный ребенок, как правило, остро реагирует на такую перемену. Сразу после разлуки большое число детей возбужденны, тревожны, некоторые из них активно протестуют, плачут, кричат, отказываются от пищи, отдыха, агрессивны по отношению к окружающим, засыпают только от усталости и т. д.
Иначе говоря, в поведении детей вследствие ломки устоявшихся межличностных отношений проявляются тяжкие переживания покинутости. После этого периода следует период подавленного эмоционального состояния, дети внешне выглядят более спокойными, иногда апатичными. Только через некоторое время постепенно приходят в себя, привыкают к изменившейся ситуации, их эмоции уравновешиваются.
Даже по внешним проявлениям, поведению видно, что в душе ребенка бурлит океан чувств. И связаны они не только с тем, что надо приспособиться к новой обстановке, но главным образом с осмыслением того, что же произошло, с переоценкой отношения родителей к себе и собственного отношения к ним. В этот период происходит интенсивная внутренняя работа по обдумыванию собственного отношения к родителям и их — к себе, после чего первоначальные отношения часто изменяются.
Ромас Н. долгое время не мог привыкнуть к условиям интерната. Почти месяц каждый вечер плакал. Воспитательницу, которой он начал постепенно все больше доверять, уговаривал написать родителям, чтобы те приехали за ним и забрали его отсюда. Когда родители через месяц приехали, их встреча с сыном была неожиданной. Родители увидели сына за забором в группе детей в сопровождении воспитательницы. Они окликнули сына, тот вздрогнул, взглянул на родителей и остановился на минуту. Потом вдруг съежился, отвернулся и побежал к воспитательнице, вцепился в ее руку. На ее уговоры идти к родителям только качал головой. Вернувшись в интернат, побежал в свою комнату, упал на кровать и зарыдал. Только через два часа воспитательнице удалось уговорить Ромаса спуститься к родителям.
За этой своеобразной сценой детской мести родителям лежат сложные изменения отношения ребенка к своим родителям после жизненного факта, который Ромасом был интерпретирован как отвержение, как предательство. И в других случаях, если наблюдается резкое изменение поведения ребенка по отношению к
людям, к которым он раньше был привязан, можно быть уверенным, что в душе ребенка произошла сложная внутренняя перестройка, в процессе которой ребенок заново осмыслил свое положение в семье, отношение родителей к себе и собственное отношение к ним. О том, как именно это происходит и какие сложности ребенок при этом преодолевает, приходится лишь догадываться. Однако на определенные этапы этого процесса проливают свет данные психологических исследований.
Первое, с чем должен справиться ребенок в подобной ситуации разлуки, это назойливые мысли, что он обманут, что он никому не нужен, нелюбим, что он оставлен всеми — совсем один в этом мире. Такие мысли провоцируют реакции протеста и последующее подавленное настроение. В этот период ребенок высказы-нает либо недоумение, либо сильное недоверие к взрос- > лым: «Все они такие. Они могут обмануть и оставить тебя в любой момент». Дети замыкаются в себе, не делятся своими переживаниями со взрослыми — они как бы переваривают обиду в себе. При подобном недоверчивом отношении ребенка к миру наблюдается интересное явление.
Если в это время ребенка попросить сделать рисунок семьи, то он всякими способами будет отказываться, неосознанно пытаясь избежать травмирующего переживания. Ребенок задает самые разнообразные « тщитные» вопросы, например: «А зачем?», «Что такое семья?» — или просто отговаривается: «не умею людей рисовать», «никогда не рисовал семью» и т. п. Даже тогда, когда ребенок приступает к выполнению задания, он долго сидит молча, смотрит по сторонам и, в отличие от ребенка с хорошими эмоциональными отношениями в семье, начинает с изображения неодушевленных предметов.
Для детей в такой ситуации достаточно типично детальное изображение дома, солнца и туч и отсутствие изображения членов семьи. Посмотрите на рисунок 14, выполненный семилетним мальчиком по заданию «нарисуй свою семью». Детально, разноцветно изображен дом (символ семьи, на которую ребенок смотрит с ностальгическим, но скрытым желанием), нарисовано солнце (символ материнской заботы и любви, необходимость которой чувствует ребенок). Так ребенок кос-
Рис. 14
венно, символически показывает, как значима для него семья и те отношения, которые там существовали. Тут же можно уловить и отношение к собственным чувствам относительно семьи — не рисуя членов семьи, ребенок как бы отказывается, отмежевывается от них. Такое отношение понятно — ведь не будь привязанности, любви, не было бы и мук расставания! На первый взгляд кажется парадоксальным, что в рисунках детей, оторванных от семьи, отсутствуют ее члены. Их нет не потому, что ребенок о них не помнит или они для него незначимы. Члены семьи, точнее воспоминание о них, связаны с негативными эмоциональными переживаниями — чувством покинутости, нелюбимости, и ребенок избегает этой темы. Наряду с этим дети утрачивают доверие к ранее самым близким им людям, да и другим взрослым тоже. Они не чувствуют себя в безопасности, им неуютно в окружающем мире.
На таком чувственном фоне ребенок решает другую задачу — пытается понять, что же произошло, почему он вдруг остался один. В зависимости от предшествующего опыта и особенностей личности дети по-разному решают эту проблему. При анализе детских представлений о семье выделяются два способа, пути
Рис. 15
внутренней «переработки», осмысления не удовлетворяющей ребенка ситуации. Первый путь. Если ребенок склонен к переживанию чувства вины, то он как бы соглашается с фактом отвержения, изгнания. В факте отделения от семьи он видит наказание за свою «пло-хость», за отдельные проступки или даже за плохие, недостойные мысли. Особенно ярко это выступает у детей, которых когда-то пугали родители, что за непослушание отдадут в интернат, откажутся от них, отдадут в больницу и т. п.
Страстно желая разобраться, что же произошло, не будучи способными полностью понимать взаимоотношения между людьми, они часто хватаются за такое объяснение. Так, одна девочка, лежавшая в палате после операции аппендицита, серьезно объясняла, как она не слушала мать, ела много конфет и, как мать ее и предупреждала, ей пришлось лечь в больницу. Но теперь она хорошая, будет слушаться маму, и ее скоро выпустят...
Представьте себе на минутку внутреннее состояние ребенка, который предполагает, что его отдали в интернат или больницу за его проступки. Это очень тяжелое
чувство, ведущее к потере самоуважения, к признанию своей грешности и побуждающее ребенка к иррациональному стремлению исправиться, только неизвестно в чем, или избавить других от своего «недостойного» присутствия... На рисунке по заданию «нарисуй свою семью» эти дети пропускают, «забывают» нарисовать себя. Эгле, вскоре после того как попала в интернат, нарисовала на рисунке семьи сестру, маму, отца и отказалась изобразить себя (рис. 15).
Второй путь «переработки» травматической ситуации — признание «плохости» семьи, родителей. Ребенок приходит к выводу, что именно родители виноваты в том, что он оторван от семьи, оставлен один. Ребенок как бы выискивает новое доказательство вины родителей, иначе осмысляет давние происшествия, вспоминает, например, как когда-то родители оставили его на долгое время в деревне у бабушки — как дополнительный аргумент, что его родители просто недостойны быть таковыми. Подобная внутренняя позиция ребенка приводит к дискредитации семьи, положительного в прошлом опыта.
Ребенок начинает злиться на себя за то, что он по-прежнему привязан к матери и отцу, за то, что мечтает о возрождении былых отношений. Если представить его внутреннее эмоциональное состояние — это смесь злости, обиды и любви к родителям. В поведении с родителями такие дети часто ведут себя агрессивно, пренебрежительно, кажется, специально их раздражают. Лейтмотив этого: «Вы со мной так, и я с вами так». То есть ребенок таким образом психологически защищается — избавляется от кипящих в его душе интенсивных эмоциональных переживаний посредством уменьшения значимости семьи: «если семья для меня незначима, родители плохие и я их не люблю, то зачем же я переживаю?»
Подобные установки также отражаются в рисунке семьи. Дети не изображают членов семьи, а рисуют только себя или людей, которые не являются членами семьи, или включают в семью людей, которые с ней не связаны. Например, на рисунке 16 девочка изобразила какую-то девочку и принцессу. На листе бумаги, как и в реальной жизни, ребенок стремится уменьшить притягательность семьи через разрушение ее целостности («если в семье находятся посторонние лица, значит, семья не есть что-
РИС. 16
то определенное. Мое отсутствие, следовательно, натуральное явление»), через принятие позиции «моя семья — это я сам» или посредством поиска новых близких межличностных отношений, заменяющих бывшие связи с родителями.
Обе позиции — отвержение себя и отвержение семьи — психологически обоснованны, однако обе они не способствуют быстрому и успешному приспособлению ребенка к новой ситуации и сохранению эмоциональных связей с родителями. В первом случае энергия ребенка уходит на «самобичевание», псевдоисправление, во втором — на субъективный разрыв с семьей. И в первом и во втором случае ребенок не видит объективных обстоятельств, показывающих вынужденность разлуки (конечно, при условии, что они есть): то, что близко нет школы, и т. д. Известно, что если с детьми предварительно перед разлукой подробно обсуждают обстоятельства, почему им надо лечь, скажем, в больницу или же поступить в интернат, проигрывают данные ситуации (при помощи игрушек или в группе других детей), их приспособление к новой среде происходит быстрее и легче, а их взаимоотношения с родителями остаются более близкими. Причина этого довольно ясна, — во-
первых, ребенку помогают увидеть все обстоятельства вынужденной разлуки, то есть убедиться, что его не обманывают. Во-вторых, ребенок получает возможность какое-то время уточнять эти обстоятельства с родителями. В-третьих, он может осмыслить это в более спокойной и безопасной атмосфере своей семьи. В-четвертых, мысли ребенка постепенно направляются в сторону объективного анализа семейной ситуации, а не на самоугрызения или дискредитацию семьи. «Я любим и я вас люблю, но обстоятельства вынуждают нас расстаться» — идеальная внутренняя позиция ребенка, и родители должны приложить максимум усилий, чтобы их сын или дочь воспринимали происходящее именно так.
Отчетливые различия в реакциях детей на разлуку с родителями предопределяют различия в отдаленных психологических последствиях. Предвосхитить их и предупредить нежелательные и тягостные переживания ребенка возможно, лишь поняв, как он относится к происходящему.
Недостаток внимания, любви, заботы воспринимается детьми так же сильно и остро, как и разлука ребенка с семьей.
В обычной семейной жизни ребенок строит свое отношение к родителям и к самому себе постепенно, изо дня в день, из года в год. И еще медленнее он меняет свои глубинные отношения. Это одна из причин, почему родители не видят этих изменений. То же самое происходит и с другими постепенными процессами — попробуйте, глядя в зеркало, обнаружить, состарились ли вы за день. В повседневных заботах лишь изредка поведение ребенка в семье привлекает ваше внимание и заставляет задуматься об отношении вашего сына или дочери к вам и к самим себе.
Все же существуют определенные признаки в поведении ребенка, которые указывают на то, что ваш ребенок чувствует себя недостаточно значимым и любимым в семье, признаки, которые указывают, что ребенок за- | нял определенную позицию по отношению к родителям, посредством которой он пытается добиться ощущения собственной значимости. Более детально остановимся на обсуждении наиболее часто встречающихся позиций.
Неправомерное требование внимания.С самого на-
чала жизни ребенку необходимы родительская теплота, внимание. В первый свой год дитя практически беспомощно, и постоянное внимание родителей совершенно необходимо ему для правильного эмоционального развития и просто выживания. Но уже во второй половине первого года крик, плач ребенка могут означать не только то, что он плохо себя чувствует, хочет есть или пить или что лежит мокрым. Плач становится способом позвать к себе родителя, быть выражением желания пообщаться с ними. Общение ребенку необходимо, и правильно поступают те родители, которые уделяют этому внимание.
Однако уже в этом раннем периоде ребенок может приучиться быть спокойным, веселым лишь в присутствии взрослого. Такой ребенок впоследствии чувствует себя комфортно только тогда, когда на него обращают внимание. А это нежелательно. Попробуем разобраться почему.
Во-первых, такая позиция неизбежно приведет к внутреннему дискомфорту и в итоге может формировать низкую самооценку — ведь невозможно все время находиться в центре внимания! А как только ребенок остается сам с собой, он начинает чувствовать свою незначимость, нелюбимость. Во-вторых, ориентация на получение внимания лишь со стороны взрослых значительно сужает круг представлений о мире; в стороне остаются и интересные вещи, и интригующие занятия, да и собственные переживания тоже! Целью поведения становится одно — во что бы то ни стало привлечь к себе внимание взрослых. Для этого ребенок может использовать самые различные способы — это зависит от возраста, личностных особенностей ребенка, от того, что больше всего затрагивает родителей. Посмотрим, как это происходит.
Раса, десятимесячная девочка, стала чрезмерно плаксивой — как только мать уходит из комнаты и занимается домашними делами, она сразу же начинает хныкать, а если мать не приходит — кричать во весь голос. Мать совершенно обескуражена, так как не справляется с домашними обязанностями. В лучшем случае она способна вязать и читать книгу, сидя с Расой. Освобождается она, только когда младенец засыпает. Родители обращаются к педиатру — не болит ли что у девочки?
Раса совершенно здорова, так как весела и подвижна в присутствии матери. Просто она не умеет заняться
собой, неуютно чувствует себя в отсутствие матери. К тому же она обнаружила, что крик — прекрасный способ возвратить ушедшую мать. Формирующуюся позицию «я любим, только когда нахожусь в центре внимания» родители могут исправить. Им надо, во-первых, больше уделять внимания ребенку, когда он весел, когда нашел интересное занятие, во-вторых, не позволять ребенку полностью манипулировать поведением матери. Мать имеет свои занятия и должна их выполнять даже тогда, когда ребенок не в слишком хорошем настроении. Ребенок должен научиться заниматься собой, находить удовольствие сам, и в итоге он поймет, что поведение окружающих ему неподвластно.
В вышеописанном примере мы имеем дело с развивающейся концепцией «я значим только тогда, когда на меня обращают внимание». Однако подобная потребность во внимании наблюдается и при других обстоятельствах. Очень часто встречаются случаи, когда требованием внимания ребенок пытается компенсировать недостаток родительской любви. Таким способом ребенок внутренне борется с возникающим чувством незначимости, отверженности: «Пока я смогу привлекать внимание родителей к себе — я любим». Другими словами, он психологически защищается от предположения «я не любим». Эта позиция возникает постепенно, но иногда она провоцируется каким-либо изменением в жизни семьи.
Эгле, пятилетняя девочка, хорошо отнеслась к рождению брата. Со временем она почувствовала убывающее внимание матери к ней. После некоторого периода подавленного настроения Эгле как-то неожиданно стала клоуном в своей семье. Она постоянно кривлялась, устраивала разные забавы так умело, что на нее нельзя было не обращать внимания и сдержаться от смеха. В то же время Эгле оставила j свои любимые игры с куклами и перестала интересоваться подругами во дворе.
В общем, Эгле нашла свое место в изменившейся структуре семьи, нашла способ поддержать свою значимость. По форме этот способ мил и поэтому не беспокоил родителей. И все же Эгле полностью зависит от внимания своих родителей — только тогда ей весело и она чувствует их теплоту. Она много потеряла — ощущение значимости, любимости. Девочка уже не может заниматься тем, чем ей нравилось прежде, когда она ощущала психологический комфорт, то есть играть с куклами,
общаться с девочками во дворе. Она находится в постоянном напряжении — как, каким способом развеселить родителей, обратив их внимание на себя? Помочь Эгле можно. Главное, надо показать (словом, мимикой) ребенку, что он любим и значим для родителей всегда: когда у него слеза на щеке, и когда он занят своими делами, и даже когда он проказничает.
Семилетний Игнас начал ходить в школу. Естественно, общение мальчика с родителями очень сузилось. Утром — торопливый завтрак, несколько фраз друг другу. Вначале родители сопровождали его в школу, но через месяц Игнас уже ходил туда сам. После школы мальчик был дома один, так как родители приходили с работы лишь в половине седьмого. Ужин. В половине восьмого отец отправлял ребенка делать уроки, сам он ему не помогал, считая, что учеба — это дело самих детей. После окончания уроков уже недалеко время ложиться спать... Игнас — мальчик умный, способный, первое время был отличником. Неожиданно ребенок начал получать тройки, и к началу второй четверти в дневнике сплошь и рядом стояли отметки «удовлетворительно». Не помогли ни упреки родителей, ни вечерние занятия отца с мальчиком.
Что же случилось? Пропущен важный период в учебе? В данном случае дело обстоит иначе. Игнас вдруг почувствовал, что предоставлен сам себе, что до него никому нет дела. Еще он обнаружил, что эпизодичный неуспех в школе меняет отношение родителей в желаемую сторону. Они больше с ним общаются, правда в форме упреков и поучений, но и такое лучше, чем забвение. Более того, отец начал с ним вместе готовить уроки. Разве от этого откажешься ради сомнительной пользы получения пятерок! Не знаю, в этой ли форме звучат подобные утверждения в голове у семилетнего мальчика, но ведет он себя так. Знаете, как сложилось дело с Игна-сом?
Учеба с «удовлетворительно» изменилась на «отлично» сразу после того, как отец заключил с сыном следующий договор: Игнас сам готовит уроки до прихода отца. Если уроки полностью и правильно выполнены, отец и сын после ужина идут гулять, играть (или делают то, что предложит мальчик). Почему это помогло, хотя, кажется, прямо это не было связано с учебой? Все просто. Учеба — несложное дело для Игнаса. Но при помощи плохой учебы он смог больше общаться с отцом, привлечь его внимание к себе. Но теперь обстоятельства изменились — зачем вместе с отцом тратить время на выполнение домашних заданий, если можно это время провести гораздо веселей!
Усиленное требование внимания может проявляться в каждом случае по-разному. Одни дети непрерывно хнычут, что не могут застегнуть пуговицу, зажечь свет, выполнить уроки, другие назойливо пристают с разговорами, пытаются рассмешить или даже применяют физические меры — дергают за рукав, отнимают у вас газету, суют в руки какую-то игрушку; третьи вытворяют такие штучки, что волосы дыбом встают — висят на дереве на одной руке, ходят по комнате, поставив себе на голову хрустальную вазу, и т. д. и т. п. — фантазия детей не имеет границ. Однако во всех этих случаях дети стремятся к одному — постоянному вниманию со стороны родителей.
Они чувствуют свою значимость в семье, лишь когда ощущают внимание родителей. Это несложно заметить со стороны. Родители испытывают неудобство от того, что ребенок постоянно им мешает, надоедает, что от него ни минуты нельзя оторваться и побыть в покое, однако они не пытаются изменить семейную обстановку так, чтобы ребенок почувствовал свою значимость другими средствами, чтобы он приобрел больше самодостоинства, а лишь стремятся как-то прервать беспокоящее их поведение ребенка. «Перестань хныкать наконец!», «Если будешь продолжать все время ходить за мной по пятам и мешать мне работать, я запру тебя в комнате!» — это одно из самых «мягких» средств, посредством которых родители хотят повлиять на маленького человека. Такие средства, как правило, дают лишь непродолжительный эффект. Не удовлетворяющее родителей поведение спустя некоторое время возобновляется или даже изменяется в худшую сторону.
Дело в том, что ребенок продолжает чувствовать недостаток внимания, любви со стороны родителей или ощущает свою значимость лишь тогда, когда родители им занимаются, даже независимо от того, ругают его или хвалят. В сущности, выполнение требований детей постоянно обращать на них внимание создает еще большее внутреннее напряжение. Попытки родителей прервать такое поведение, продолжающиеся наказания вынуждают ребенка переосмыслить свой опыт, часто дети приходят к такому выводу: «Вы мне показали, что я недостоин внимания, однако я могу заставить вас заниматься мною».
Принятие такой позиции знаменует переход непра-
вильных родительско-детских отношений в стадию «силовой борьбы»или «борьбы за власть».Теперь ребенок чувствует удовлетворение и свою значимость не от того, что он в центре внимания, а от того, что он вынуждает родителей заниматься им, что противопоставляет свое поведение требованиям родителей. Отношения между родителями и ребенком напоминают войну, неизвестно как и почему возникшую. Кажется, что каждая сторона просто отстаивает чувство собственного достоинства перед другой.
Всякий раз, когда пятилетнего Римаса укладывают спать, он встает и начинает ходить по комнатам. Родители напоминают: «Тебе давно пора спать», снова укладывают его, а он через минуту опять идет на кухню пить, потом в туалет и т. д. После третьего укладывания Римас встает и в темноте начинает шумно играть в своей комнате. Кончается это каждый раз хорошей поркой и криком Римаса на всю квартиру.
Пятилетний мальчик обладает более высоким интеллектом и более долговременной памятью, чем наши соседи по эволюции — человекообразные обезьяны. Даже менее развитое существо — собака прекрасно и долго помнит, за что ее наказывали. В чем же дело с ребенком? Что у него, память отшибло? Или он не понимает, почему родители его шлепают? Отнюдь. Ребенок прекрасно понимает, что делает и чем это все кончится. Однако цель его несколько другая, как это может показаться родителям.
Ребенок чувствует себя сильным и значимым потому, что на протяжении долгого времени, наперекор желанию родителей он заставляет их заниматься им. Да и шлепок по попе — тоже победа. Ведь это доказательство того, что ребенок так же силен, как и его родители, которые оказались беспомощными, и при таком поведении ребенка у них остался единственный «аргумент» — физическая сила! Вот почему даже продолжительное применение наказаний за неприемлемое поведение не приносит ожидаемых результатов. Чаще даже наоборот — ребенок все больше упрямится, делается вообще неразговорчивым. Родители тоже становятся все более напряженными, все сильнее наказывают ребенка, постоянно ругают его.
Образуется замкнутый круг: больше упрямства — больше наказаний, ограничений — еще ярче упрямство и т. д. Разгоревшаяся домашняя война вредна обеим сторонам: ребенок укореняет свое незрелое, ошибочное
отношение к семье, неправильно самоутверждается, родители вообще изматываются в борьбе с «невыносимым» сыном или дочерью. Чем дальше, тем больше слабеют положительные эмоциональные связи. Надо сказать, что дети в подобной силовой борьбе очень быстро преуспевают и «ведут войну» с гораздо меньшими душевными затратами, чем их родители. Дети улавливают те нюансы, которые очень быстро выводят родителей из терпения, и умело пользуются ими. Посудите сами.
В семье Р. мать очень щепетильно относится к порядку — все у нее должно находиться на своем месте. Все было бы хорошо, если бы не сын. Каждый раз, когда он приходит из школы, он сбрасывает ботинки с ног где попало. Мать, придя в коридор, видит примерно такую картину: посредине тщательно вымытого пола лежит грязный ботинок и от него расползается в стороны лужа от только что оттаявшего снега. После этого, конечно, следует взволнованная тирада матери. Но на другой день она опять видит где попало брошенные ботинки сына.
Что от подобного поведения получает сын? Во-первых, ощущение своей силы и значимости. Во-вторых, постоянное внимание матери. И все это он получает, просто швырнув ногой ботинок... «Силовая борьба» указывает на уже серьезные нарушения внутрисемейных отношений. Однако дела могут сложиться еще хуже, если родители решили выбить подобные глупости из головы ребенка и начинают его последовательно наказывать и ограничивать. Перед лицом жесткой бескомпромиссности ребенок может сдаться, но это не идет на пользу ему и родителям, хотя внешне отношения в семье до определенного времени становятся как бы менее напряженными. Проиграв «силовую борьбу», ребенок часто делает подобный вывод: «Вы мне доказали, что я недостоин внимания, что я слабый и плохой. Вы сделали мне плохо, и я отомщу вам за это». Несомненно, что в такой семье отношения серьезно нарушены и ей срочно необходима профессиональная помощь.
В этой стадии нарушенных отношений, стадии мести ребенок выглядит с первого взгляда менее «трудным», чем в предыдущей. Он смиряется с приказаниями родителей более легко, однако при этом проглядывают озлобленность и недовольство. Он не огрызается при каждом случае, однако изредка доставляет родителям реальные, большие или маленькие, неприятности.
...Отец чрезвычайно занят — днем и ночью работает над дипломным чертежом. После непродолжительной прогулки, возвратившись
утром домой, он видит картину, от которой у него захватывает дух — пятилетний сын стоит у чертежной доски с красным фломастером в руке, а весь чертеж разукрашен яркими цветными линиями «юного художника».
...Девятилетний мальчик никогда не славился примерным поведением в школе, однако был вполне управляем, с ним можно было договориться. В последнее время он несколько раз дрался с друзьями, с приятелем удрал с уроков. На следующий день учительница, будучи в плохом настроении, сказала ему: «Не нахожу с тобой общего языка. Но даю тебе возможность исправиться. Если до конца месяца ты будешь дисциплинированным, я ничего не скажу твоим родителям о том, что ты сбежал с уроков. Если нет, я буду вынуждена с ними серьезно поговорить. Вообще, твои родители не очень справляются со своими обязанностями, и я намереваюсь об этом сообщить на место их работы...» В тот же день мальчик выбил окно в ремонтируемом помещении школы и наверняка сделал это нарочно.
f Каждый ребенок изредка доставляет какие-то неприятн