Я нужен и любим, и я люблю вас тоже

Эта установка выгодно выделяет детей с высокой са­мооценкой и доверием к окружающим его людям. Воз­никновению такой позиции способствует обобщенный по­ложительный опыт отношений с людьми, особенно с от­цом и матерью. Она может формироваться в семье, в ко­торой ребенок постоянно чувствует собственную близость

я нужен и любим, и я люблю вас тоже - student2.ru к родителям, в которой дети и родители часто включены в общую деятельность и вместе с родителями испыты­вают радость. Внешне родительским отношениям с ре­бенком, как правило, характерны такие три особенно­сти: а) общий положительный эмоциональный фон взаимодействия; б) признание автономности, своеоб­разности личности ребенка, его права на выбор; в) при­знавая права ребенка, родители в то же время не забы­вают о своих желаниях и устремлениях, стремятся реали­зовать собственные жизненные планы.

При таких, относительно постоянных, условиях жиз­ни в семье ребенок постепенно постигает, находит жиз­ненные истины, способствующие полноценному разви­тию его личности. Эти сознательные и несознательные обобщения можно записать понятным для взрослых язы­ком так:

1. Я испытываю удовольствие, когда нахожусь рядом
с близкими мне людьми.

2. Моя близость с родителями не ущемляет моей сво­
боды. От меня не требуют постоянно действовать так, а
не иначе.

3. Окружающие доверяют мне, и я ощущаю свою
силу, зная, что сам смогу преодолеть препятствие, раз­
личить зло и добро.

4. Я, как и все люди, могу ошибаться, но это не оз­
начает моей «плохости», глупости. Я могу учиться на
ошибках и действовать все увереннее.

5. Когда я слаб, я могу попросить помощи, и это не
унижает меня.

6. Другие люди, в том числе и мои родители, часто
иначе, чем я, относятся к окружающему миру, и они име­
ют на это право. Я уважаю их выбор, хотя не всегда его
понимаю. Я доверяю им.

7. Когда родители меня наказывают, это не означает,
что они перестают меня любить. Это значит, что мы не по­
няли друг друга или действовали в ущерб друг другу.
Мы сможем поправить это, если захотим.

8. Мои родители, и другие люди тоже, часто хотят
того, чего я не хочу. Если я с ними, я должен не только
смотреть на то, что нравится мне, но и учитывать то,
чего хотят они. Иначе вместе нам будет тягостно и
неприятно.

Такие базисные установки являются большим дости­жением всего дошкольного детства. Их можно вычле-

нить из высказываний детей в возрасте шести-семи лет. Чрезвычайно важно то, что эти рано формирующиеся установки сохраняют свое относительное постоянство на протяжении всей жизни человека, становятся красной нитью сценариев, на основе которых человек строит свои отношения с другими людьми. Как упоминали выше, эти позиции в фазе становления являются подсозна­тельными обобщениями и такими остаются позже, лишь изредка становясь объектом сознательного анализа. Тем не менее они постоянно дают о себе знать в от­ношениях с людьми, в их рациональной и эмоциональной оценке, способе решения конфликтных ситуаций, то есть во всем разнообразии проявлений человека. Сфор­мированы они у ребенка или нет, можно узнать, более пристально взглянув на объяснение ребенком своего поведения, на основу выбора им одного или другого спо­соба действия, его эмоций. Приведем пример.

Шестилетний мальчик, взбудораженный полчаса продлившимся спором отца с матерью о том, как провести свободный день, неожи­данно вступает в разговор: «Как это вы все не можете договориться?! Делайте, как мы с Паулюсом (это друг по двору). Когда он хочет де­лать одно, а я — другое, мы сперва делаем, что хочет он или я, а потом — наоборот. Вот и все...»

Предлагаемый ребенком демократический способ решения конфликта через компромисс говорит о су­ществующем уважении себя и другого вне зависимости от высказываемых мнений, признании равноправия людей, о доверии к себе и другому, о возможности уступить, не испытывая унижения, о готовности испытать то, что предлагает другой.

Другой пример.

Пятилетняя девочка плачет потому, что у нее не получается пра-■ильно написать буквы: «Мне никогда не удастся красиво написать! Я не пойду в школу...» Семилетний брат утешает ее: «Я тоже не умею играть на пианино, но я учусь. И писать раньше не умел. И мама раньше ничего не умела. И папа. Когда не умеешь чего-то делать, это не знгГ-чит, что не научишься».

В этом примере мы наблюдаем не только возросшие интеллектуальные возможности семилетнего ребенка — он способен правильно систематизировать, обобщить свой опыт и наблюдения, возвратиться как к аргумен­ту к своему прошлому, но и другое. Он может реально от­носиться к человеку, чего-то не умеющему, находяще-




я нужен и любим, и я люблю вас тоже - student2.ru муся на более низкой стадии развития, как к равно­ценномучеловеку. Он не сопоставляет неумение, неуспех другого человека (значит, собственный тоже) с «ма­лостью», незначительностью, а видит другого и себя как растущего, развивающегося и, следовательно, в каж­дый момент постоянно чего-то не умеющего делать.

По этой причине дети с такой позицией имеют сме­лость пробовать, рисковать, склонны целеустремленно чему-либо учиться. Все эти особенности уже нельзя счи­тать прямыми следствиями интеллектуального развития. Они выражают первичные, основные установки на жизнь, результат сложной эмоционально-познаватель­ной деятельности ребенка. Это опорные точки, дающие ребенку смелость и ориентирующие его в сложном мире человеческих отношений. Поэтому мне представляется, что сформированные установки могут служить в качестве критериев желательного развития личности на ранних этапах ее становления. Воспитательная работа должна быть направлена на создание такой семейной среды, ко­торая способствовала бы формированию доброжелатель-ного, доверчивого отношения к людям и к себе, а не каких-то поверхностных черт личности ребенка.1

Наши рекомендации