Я нужен и любим, и я люблю вас тоже
Эта установка выгодно выделяет детей с высокой самооценкой и доверием к окружающим его людям. Возникновению такой позиции способствует обобщенный положительный опыт отношений с людьми, особенно с отцом и матерью. Она может формироваться в семье, в которой ребенок постоянно чувствует собственную близость
к родителям, в которой дети и родители часто включены в общую деятельность и вместе с родителями испытывают радость. Внешне родительским отношениям с ребенком, как правило, характерны такие три особенности: а) общий положительный эмоциональный фон взаимодействия; б) признание автономности, своеобразности личности ребенка, его права на выбор; в) признавая права ребенка, родители в то же время не забывают о своих желаниях и устремлениях, стремятся реализовать собственные жизненные планы.
При таких, относительно постоянных, условиях жизни в семье ребенок постепенно постигает, находит жизненные истины, способствующие полноценному развитию его личности. Эти сознательные и несознательные обобщения можно записать понятным для взрослых языком так:
1. Я испытываю удовольствие, когда нахожусь рядом
с близкими мне людьми.
2. Моя близость с родителями не ущемляет моей сво
боды. От меня не требуют постоянно действовать так, а
не иначе.
3. Окружающие доверяют мне, и я ощущаю свою
силу, зная, что сам смогу преодолеть препятствие, раз
личить зло и добро.
4. Я, как и все люди, могу ошибаться, но это не оз
начает моей «плохости», глупости. Я могу учиться на
ошибках и действовать все увереннее.
5. Когда я слаб, я могу попросить помощи, и это не
унижает меня.
6. Другие люди, в том числе и мои родители, часто
иначе, чем я, относятся к окружающему миру, и они име
ют на это право. Я уважаю их выбор, хотя не всегда его
понимаю. Я доверяю им.
7. Когда родители меня наказывают, это не означает,
что они перестают меня любить. Это значит, что мы не по
няли друг друга или действовали в ущерб друг другу.
Мы сможем поправить это, если захотим.
8. Мои родители, и другие люди тоже, часто хотят
того, чего я не хочу. Если я с ними, я должен не только
смотреть на то, что нравится мне, но и учитывать то,
чего хотят они. Иначе вместе нам будет тягостно и
неприятно.
Такие базисные установки являются большим достижением всего дошкольного детства. Их можно вычле-
нить из высказываний детей в возрасте шести-семи лет. Чрезвычайно важно то, что эти рано формирующиеся установки сохраняют свое относительное постоянство на протяжении всей жизни человека, становятся красной нитью сценариев, на основе которых человек строит свои отношения с другими людьми. Как упоминали выше, эти позиции в фазе становления являются подсознательными обобщениями и такими остаются позже, лишь изредка становясь объектом сознательного анализа. Тем не менее они постоянно дают о себе знать в отношениях с людьми, в их рациональной и эмоциональной оценке, способе решения конфликтных ситуаций, то есть во всем разнообразии проявлений человека. Сформированы они у ребенка или нет, можно узнать, более пристально взглянув на объяснение ребенком своего поведения, на основу выбора им одного или другого способа действия, его эмоций. Приведем пример.
Шестилетний мальчик, взбудораженный полчаса продлившимся спором отца с матерью о том, как провести свободный день, неожиданно вступает в разговор: «Как это вы все не можете договориться?! Делайте, как мы с Паулюсом (это друг по двору). Когда он хочет делать одно, а я — другое, мы сперва делаем, что хочет он или я, а потом — наоборот. Вот и все...»
Предлагаемый ребенком демократический способ решения конфликта через компромисс говорит о существующем уважении себя и другого вне зависимости от высказываемых мнений, признании равноправия людей, о доверии к себе и другому, о возможности уступить, не испытывая унижения, о готовности испытать то, что предлагает другой.
Другой пример.
Пятилетняя девочка плачет потому, что у нее не получается пра-■ильно написать буквы: «Мне никогда не удастся красиво написать! Я не пойду в школу...» Семилетний брат утешает ее: «Я тоже не умею играть на пианино, но я учусь. И писать раньше не умел. И мама раньше ничего не умела. И папа. Когда не умеешь чего-то делать, это не знгГ-чит, что не научишься».
В этом примере мы наблюдаем не только возросшие интеллектуальные возможности семилетнего ребенка — он способен правильно систематизировать, обобщить свой опыт и наблюдения, возвратиться как к аргументу к своему прошлому, но и другое. Он может реально относиться к человеку, чего-то не умеющему, находяще-
муся на более низкой стадии развития, как к равноценномучеловеку. Он не сопоставляет неумение, неуспех другого человека (значит, собственный тоже) с «малостью», незначительностью, а видит другого и себя как растущего, развивающегося и, следовательно, в каждый момент постоянно чего-то не умеющего делать.
По этой причине дети с такой позицией имеют смелость пробовать, рисковать, склонны целеустремленно чему-либо учиться. Все эти особенности уже нельзя считать прямыми следствиями интеллектуального развития. Они выражают первичные, основные установки на жизнь, результат сложной эмоционально-познавательной деятельности ребенка. Это опорные точки, дающие ребенку смелость и ориентирующие его в сложном мире человеческих отношений. Поэтому мне представляется, что сформированные установки могут служить в качестве критериев желательного развития личности на ранних этапах ее становления. Воспитательная работа должна быть направлена на создание такой семейной среды, которая способствовала бы формированию доброжелатель-ного, доверчивого отношения к людям и к себе, а не каких-то поверхностных черт личности ребенка.1