Психологическая задача взаимодействия
Обращаясь за помощью к психологу-консультанту, клиент имеет определенную задачу. Всего выделено четыре типа задач клиента и только одна задача, психологическая, попадает в психологическое пространство консультирования. Все остальные задачи находятся за границами профессиональной компетенции психолога-консультанта.
· Социальная задача. Клиент озабочен соответствием чего-либо социальным эталонам или нормам. Он мыслит категориями «правильно – неправильно».
Пример: КЛ: «А что люди скажут?»
«Разве так бывает?»
«А это правильно?».
· Этическая задача. Клиент ориентирован на систему мыслей «хорошо – плохо». Все события он градирует на «плохое» и «хорошее», что ограничивает его спонтанность и не позволяет осознавать собственные чувства, ведь ему можно делать только «хорошее» и нельзя поступать «плохо».
Пример: КЛ: «Теперь я думаю, что так поступать – плохо…»
«Всегда надо быть хорошим для других…»
«Заботиться о родных это – хорошо, и неважно, каким образом это делается…»
· Нравственная задача. Клиент оперирует понятиями «добра» и «зла», не осознавая, что эти понятия условны, и только он сам придает им смысл.
Пример: КЛ: «Он – воплощение зла!»,
«Я считаю, да и подруги говорят, что я – добрая женщина, почему же он этого не ценит?»
«Мой сын – сама доброта. Он не мог так поступить…»
· Психологическая задача. Клиент не только демонстрирует собственную систему оценок, но готов ее менять, открыт для освоения других точек зрения.
Пример: КЛ: «Мне хотелось бы разобраться в происходящем, почему наши отношения рушатся…»
«Я чувствую себя совершенно опустошенной, мне нужна поддержка, хотелось бы поговорить об этом…»
«Когда я думаю о себе, то мне хотелось бы многое изменить в своем поведении, научиться самостоятельности что ли…»
Для работы с клиентом в психологическом пространстве консультирования, консультанту необходимо помочь клиенту переформулировать социальную, этическую или нравственную задачу в психологическую. Для этого консультанту необходимо способствовать осознанию клиентом ограниченности его системы оценок, рассмотрению им альтернативных систем оценки тех или иных событий. Как говорят консультанты, работающие в НЛП - подходе: «Изменить точку сборки мыслей клиента и помочь ему обрести взгляд с других позиций». Иными словами это значит, что с помощью консультанта клиент рассматривает проблемную ситуацию с различных точек зрения, относительность любых оценок и систем мировоззрения. Это позволит отойти от шаблонного поведения и мыслей и расширит перспективы клиента. В противном случае имеется возможность выхода консультантом за рамки его профессиональной компетенции: внедрение Я - концепции консультанта, готовых рецептов или систем ценностей.
Пример: КЛ: «Моя малышка – очень живая девочка. Ей уже пять лет, но она постоянно играет. Я хочу узнать правильно ли это, а вдруг у нее какие-то нарушения?»
КН: «Давайте попробуем обсудить эту ситуацию и вместе разобраться – помогает ли развитию Вашего ребенка игра или мешает…»
Пример: КЛ: «Я хочу знать, когда она так мне грубит – это, что, правильно? Это мода теперь такая?»
КН: «Когда она Вам грубит, как Вы себя чувствуете?»
КЛ: «Как я должен себя чувствовать? Плохо я себя чувствую, обижаюсь. Хотите сказать, что это я не прав?»
КН: «Я понимаю, что подобное отношение к Вам со стороны дочери очень обижает, но что Вам даст понимание того, кто из Вас прав?»
КЛ: «Я буду уверен, в том, что буду делать!»
КН: «А, что Вы будете делать?»
КЛ: «Да тоже, что и сейчас…»
КН: «Это что-то изменит в Ваших отношениях с дочерью?»
КЛ: «Да, получается, все будет по-старому. Надо что-то делать, что-то менять…»
КН: «Давайте обсудим, что Вы могли бы изменить в этой ситуации…»
2. 3 Партнерство консультанта и клиента
Для эффективности процесса консультирования необходимо соблюдать правило равного партнерства между консультантом и клиентом. Это взаимодействие двух равных людей, между которыми власть и ответственность распределена по принципу консенсуса.
Попробуем описать, в чем же заключается понятие партнерства, как его достичь и какие препоны бывают на пути установления партнерских взаимоотношений консультанта и клиента в процессе психологического консультирования.
Человек, обратившийся за индивидуальной психологической консультацией, может находиться в трех различных позициях: заказчик, клиент и гость. Задача консультанта – определить на момент установления консультативного контакта кто перед ним: гость, клиент или заказчик. Эффективной может быть только работа с клиентом, только этот тип взаимодействия попадает в психологическое пространство консультирования.
· Заказчик обращается к консультанту, полностью перекладывая на него ответственность за решение проблемы. Ждет простого и однозначного ответа на сложный и неоднозначный вопрос. Может требовать совета, как ему «правильно» поступить в том или ином случае. Пытается просить психолога «повлиять» на партнера по общению (ребенка, супруга, родственника и т.п.) так, как сам считает «правильным» или ищет простого способа «переделать» кого-то, кого считает причиной своей проблемы. Если консультант имеет дело с заказчиком, то необходимо попытаться с помощью вопросов перевести его в позицию клиента. Если это не удастся, то стоит объяснить заказчику, что такая работа не эффективна.
Пример: КЛ: «Ну, что мне с ним делать, у меня уже голова от этого пухнет! Посоветуйте что-нибудь, ведь Вы же специалист!»
КН: «А, что Вы сейчас чувствуете, когда говорите мне это?»
Пример: КЛ: «Может Вы, как специалист, с нею поговорите, она Вас больше послушает?»
КН: «Иными словами, Вы ждете, что поговорив один раз со мною, причем не по собственному желанию, она волшебным образом переменится?»
КЛ: «Ну да, это смешно… Она же любимым людям не подчиняется, а уж чужой тетеньке и подавно… Что же делать?»
КН: «Давайте попробуем поговорить о Ваших чувствах, мыслях и поведении в этой ситуации. Ведь конфликт – это взаимодействие двух сторон».
КЛ: «Вы хотите сказать, что моя сторона тоже может быть очень причем? Что я как-то ее дразню, а она потом бесится?»
· Гостякто-то привел к психологу на консультацию. Гость согласился прийти или из хорошего отношения, или из опасения обострить отношения с тем, кто его привел. У гостя нет конкретной цели общения с психологом. Гость сам не знает, что он хочет от психолога, зато знает, что хочет приведший его партнер. Необходимо попытаться найти собственную цель обращения гостя, тем самым, превратив его в клиента. В противном же случае стоит объяснить неэффективность такого консультативного контакта.
Пример: КН: «Ваша мам привела Вас ко мне на консультацию с целью снизить, как она говорит, Вашу агрессивность. Чего бы Вы хотели сами?»
КЛ: «Честно? Что бы вообще не ворошить эту тему!»
КН: «Если у Вас нет желания менять сложившуюся ситуацию, если она Вас устраивает, то наше общение лишено смысла. Не могу же я, в самом деле, насильно изменить Вас, взрослого, прошедшего огонь и воду человека!»
КЛ: «Про огонь и воду – Вы это правильно. Те еще у меня есть воспоминаньица! Ну и каким я должен быть после этого? Тихой овечкой?»
КН: «Когда Вы это говорите я чувствую, что Вы защищаетесь от моего возможного неодобрения. Это так?»
КЛ: «Да все осуждают: «Как ты можешь?! Совсем себя распустил!» Мог бы, делал бы по-другому. А если не получается?»
КН: «Иными словами, Вы чувствуете, что Вас не понимают, думают, что Вы так себя ведете из-за какой-то распущенности?»
КЛ: «Да! Устал я, может, завтра поговорим?»
КН: «Вы хотели бы продолжить разговор из-за матери, или по собственному желанию?»
КЛ: «Я подумаю…»
КН: «Если решите прийти, то вот мой рабочий телефон. Позвоните – и мы договоримся о встрече».
· Клиент,обращаясь за психологической помощью, принимает на себя ответственность за разрешение проблемы и осознает свою роль в возникновении проблемы. Клиент стремится измениться сам, научиться новым способам реагирования, найти альтернативные способы поведения и образа мыслей.
Пример: КЛ: «Меня беспокоит моя неоправданная тревожность за сына. Я все понимаю, что так нельзя, что я этим себя разрушаю. Но по-другому не пойму. Может, есть какие-то упражнения, которые мне помогут поддерживать равновесие?»
Существует всего три позиции относительно разделения власти между консультантом и клиентом в процессе консультирования:
· Взаимодействие из позиции «на равных». Это взаимодействие двух равно ответственных людей, власть между которыми распределена по принципу консенсуса. Этот вариант взаимодействия наиболее соответствует профессиональным границам консультанта и способствует принятию клиентом ответственного, осмысленного решения.
Пример: КН: «Как Вы относитесь к сказанному мною?»
«Давай попробуем разобраться в происходящем вместе…»
· Взаимодействие из позиции «сверху».Власть в этом типе взаимодействия полностью принадлежит консультанту, что часто провоцирует навязывание консультантом собственной Я-позиции при поисках решения. У клиента может начаться формироваться зависимость от консультанта, взаимодействие может выйти из психологического пространства консультирования.
Пример: КН: «Я считаю, что Вы не должны так поступать!»
«Могу сказать Вам, что это, скорее всего ни к чему хорошему не приведет…»
· Взаимодействие из позиции «снизу». Это крайне непрофессиональная позиция в консультативном контакте. Консультирование из этой позиции невозможно, консультант попадает под власть клиента – манипулятора, который использует консультанта в собственных целях. Позиция консультанта «снизу» соответствует позиции «жертвы» в треугольнике «спасательства».
Пример: КН: «Да, я конечно постараюсь Вам помочь…»
«Перестаньте, пожалуйста, меня обвинять, тогда я смогу сосредоточится…»
Треугольник «спасательства» назван треугольником из-за того, что действующие лица последовательно перемещаются по замкнутому циклу по всем трем позициям «спасатель – жертва – преследователь». Треугольник «спасательства» описан Эриком Берном в его книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» и имеет самое непосредственное отношение к специалистам всех помогающих профессий. Строго говоря, склонность к «спасательству» часто является именно тем свойством личности, которое толкает людей выбирать специальности педагога, психолога, медицинского работника, социального работника и целый ряд других специальностей. Но если специалист в свой повседневной профессиональной деятельности осознанно или неосознанно демонстрирует синдром «спасательства», то это значит, что он решает собственные психологические проблемы за счет клиента и утверждается за его счет, играя с ним в игру «Спасатель – преследователь – жертва», что выходит за границы его профессиональной компетенции и полностью выпадает из психологического пространства в процессе взаимодействия с клиентом. Показатель профессионализма консультанта – уметь отслеживать и препятствовать проявлению синдрома «спасательства».
Давайте, в самом общем виде, рассмотрим треугольник «спасательства» в процессе взаимодействия консультанта и клиента.
Клиент-«жертва» ждет готовых «рецептов» и советов от консультанта, считает, что его благополучие целиком зависит от других людей. Он может искать даже готового результата чужих усилий. Чтобы получить это, он будет пытаться манипулировать консультантом, взывая к его сочувствию, льстя, воздействуя разными способами на самолюбие, обвиняя в невнимательности. Консультант-«спасатель», поддается на эти манипуляции и берет на себя всю ответственность за жертву, смягчает последствия ее безответственности, делает за нее работу и чувствует вину, когда не может помочь. Очень характерной чертой синдрома «спасательства» является желание помогать, когда не просят, когда сам «спасатель» считает нужным вмешаться. Поступая подобным образом, консультант попадает в позицию «жертвы». Это особенно ярко заметно, когда клиент регулярно использует его время, внимание, знания впустую, ничего не предпринимает для решения совей проблемы и выдвигает жалобы на бесчувственность, невнимательность, непрофессионализм консультанта, фактически становясь для него «преследователем». Будучи «жертвой», консультант может чувствовать себя подавляемым, бессильным, беспомощным и сам начинает нуждаться в «спасителе». Затем роли опять меняются и консультант, защищаясь, переходит в позицию «преследователя». В этой роли он держится от клиента на большой «психологической дистанции», критикует и обвиняет его, ожесточен и озлоблен на клиента, что называется «дышит праведным гневом». Что происходит с клиентом? Он попадет в привычную и удобную позицию «жертвы» и все начинается сначала. Взаимодействие из позиций треугольника «спасательства» – это бег по кругу, в котором конструктивные решения отсутствуют.
Клиент может не осознавать того, что он делает, но консультант обязан находиться в психологическом пространстве при консультировании и соблюдать границы своей профессиональной компетенции. Для этого необходимо придерживаться следующих правил:
· Помогайте только тогда, когда просят. Как сказал Ф. Перлз: «Нет запроса – нет работы».
· Устанавливайте точную цель консультации.
· Вы несете ответственность только за качество консультации, а не за то, воспользуется ли ею клиент.
· Вы несете ответственность только за свои действия и эмоции, а клиент - за свои.
· Если клиент чувствует себя беспомощным, то помогите ему найти внутренние резервы, а не решайте за него проблемы.
· Столкнувшись с манипуляциями клиента-«жертвы», спокойно и тактично укажите ему на это, если манипуляции продолжаются, то вы в праве отказаться от дальнейшего взаимодействия.
Продолжая использовать теорию Э. Берна, мы подходим к описанию ориентаций клиентов в процессе взаимодействия с консультантом. Понимание психологом-консультантом ориентации клиента поможет остаться ему в психологическом пространстве консультирования. Всего ориентаций выделяют три типа, это:
· Рентная ориентация.Клиент ориентирован на переложение ответственности за решение проблемы, поиски путей и конкретные действия для ее решения. Обаятельный рантье «платит» за это своей откровенностью, обаянием, доверием и страданием. Он ведет себя как «ребенок», который хочет, что бы за него взяли ответственность на себя и пожалели. Позиция схожа с позицией «жертвы».
Пример: КЛ: «Теперь вы позаботитесь обо мне, не так ли?»
«Я так несчастен, что я думаю, что Вы мне обязательно поможете…»
Требовательный рантье считает себя в праве требовать выше означенной цели, поскольку консультант «обязан», по его мнению, ее предоставить «в силу своих профессиональных обязанностей». Он ведет себя как требовательный «родитель», которому обязаны подчиняться, таким образом, он тоже старается переложить ответственность за решение проблемы на консультанта. Позиция схожа с позицией «преследователя».
Пример: КЛ: «Теперь моя проблема – Ваша забота. Вам за это деньги платят!»
«Вы обязаны мне помочь, иначе какой же Вы психолог!»
· Игровая ориентация.Клиент неосознанно или осознанно ориентирован на «игровое» общение с консультантом. Простейшей игрой в процессе консультативного взаимодействия является игра «Да, но…». Клиент сначала соглашается с доводами и предложениями консультанта, но в последний момент он приводит доводы, почему это не осуществимо. При этой игре, как и при любой другой, не ищется конструктивный способ разрешения заявленной проблемы, клиент сопротивляется любой попытке консультанта изменить ситуацию. При таком взаимодействии клиент осознанно или неосознанно имеет вторичную выгоду в виде получения удовольствия от собственных страданий, самоутверждения за счет консультанта или преувеличения собственной важности и необычности.
Пример: КЛ: «Да мы много способов обсудили, но это невозможно изменить. Это просто не в моих вилах!»
«Ну и что Вы ждете от калеки?»
«Посмотрим, посмотрим, какой это Вы специалист!.. А как Вы на этот вопрос ответите?»
· Деловая ориентация. Клиент ориентирован на решение своей проблемы в процессе взаимодействия с консультантом. Адекватной деловая ориентация является тогда, когда клиент понимает ограниченные возможности консультанта и собственную ответственность за решение проблемы. Кроме того, он готов предпринимать различные шаги и выполнять рекомендации специалиста для решения своей проблемы. Это единственный вид ориентации, попадающий в психологическое пространство консультирования.
Пример: КЛ: «Да, я понимаю, что решать мне. Я готова делать выбор, хотелось это обсудить с кем-то незаинтересованным в исходе дела».
«Я так плохо себя чувствую, что подумала, что Вы мне поможете разобраться в своих чувствах к нему…»
Неадекватной деловая ориентация является тогда, когда клиент преувеличивает возможности консультанта, надеясь найти «мага».
Пример: КЛ: «Я думаю, что после общения Вами я обязательно смогу изменить все свои недостатки!»
«Про Вас говорят, что Вы классный специалист. Наверное, у Вас есть особые приемы, которые заставят ее влюбиться в меня».
Структура консультации
Структурирование времени консультирования осуществляется следующим образом. Продолжительность консультации психолог устанавливает вначале встречи, что бы клиент знал, каким временем он располагает. Обычная продолжительность консультации 60 минут, кризисная и суицидальная интервенция может длиться дольше, до 1,5 – 2 часов, и определяется состоянием клиента.
Любая психологическая консультация, организованная в психологическом пространстве должна быть так же структурирована по содержанию взаимодействия клиента и консультанта. На первом этапе происходит установление доверительных отношений между консультантом и клиентом, иными словами установление вербального и невербального раппорта. Затем консультанту необходимо ввести клиента в психологическое пространство консультирования, обозначив нормы и правила взаимодействия и осуществив целеполагание. В зависимости от запроса клиента, его состояния и проблемы дальнейший этап может состоять из вентиляции чувств, сбора информации о проблеме и ресурсах клиента. Затем можно перейти к поискам способов решения проблемы клиента, изменению его состояния, образа действий и мыслей. На этом этапе очень важно внимательно следить, не выдает ли консультативный процесс из психологического пространства. Каждый консультативный контакт необходимо логически завершить. Клиент должен выйти от консультанта с чувством и мыслями о завершенности определенного этапа. Для этого за 10 – 15 минут до окончания консультации необходимо завершить беседу, подвести итоги консультации и договориться, при необходимости о числе и времени следующей встречи.