В современной психологии под мышлением понимается психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности человеком в ее существенных связях и отношениях при участии речи.
Исходя из этого, следует учитывать три основные особенности мышления: опосредованный характер мышления, его обобщенность и связь с речью. Они отмечены в определениях мышления как психического процесса А.Н.Леонтьева, А.В. Брушлинского и др. российских психологов.
Опосредованный характер мышления заключается в том, что мышление отражает не только то, что непосредственно воздействует на человека, но и то, что непосредственного действия не оказывает. То, что не поддается непосредственному познанию, можно познать опосредованным путем. Например, невозможно непосредственно изучить рельеф, атмосферу планет, на которых человек пока еще не побывал, а опосредствованно это достигается.
Вторая особенность мышления - его обобщенность, то есть объединение предметов на основе их общих свойств одновременным обозначением их одним словесным знаком (Например, в слове стол обобщены все предметы этого рода, независимо от их размеров, формы, цвета, функций и т.д.: письменный, журнальный, квадратный, круглый). По словам В.И.Ленина, всякое слово уже обобщает.
Третья особенность мышления – его связь с речью. В словесно-логическое мышление всегда входит как составной компонент чувственный образ, любая мысль - это и образ, и слово. Человеческое мышление опирается на вторую сигнальную систему, речь.
Мышление и решение задач
Мышление всегда целенаправленно и произвольно, т.к. любой акт мышления является ответом на вопрос, возникающий в сознании.
Мышление - такая целенаправленная интеллектуальная деятельность, которая может быть представлена как решение теоретических или практических задач, но при этом следует отличать проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация возникает тогда, когда в ходе деятельности человек столкнулся с чем-то неизвестным. А.В.Петровский приводит в «Общей психологии» следующий пример: лётчик обнаружил что-то «непонятное» с мотором. Когда он выяснит, что именно происходит, в какой части мотора и почему, тогда, после анализа проблемной ситуации, возникает и формулируется задача.
Хотя мышление нельзя сводить к решению задач, лучше всего формировать мышление именно в ходе решения задач, когда человек наталкивается на посильные для него проблемы и формулирует их. В последнее время активно разрабатываются методы обучения, направленные на то, чтобы поставить ученика в положение исследователя. Какие этапы определяют ход решения задачи?
Этап - формулировка вопроса задачи на основе анализа проблемной ситуации.
Этап - поиск возможных путей решения вопроса, выдвижение гипотез.
Этап - собственно решение задачи после отбрасывания гипотез, не соответствующих вопросу.
На этом этапе необходимо получить новую информацию, уточнить вопрос, определить последовательность действия (использовать алгоритм). Может возникнуть и инсайт-решение - внезапное, интуитивное решение.
Этап - этап проверки решения задачи.
В зависимости от доступности содержания задачи решение осуществляется разными способами: наиболее типичен для человека способ проб и ошибок, но развивающие интеллект способы задачи таковы: использование алгоритма, трансформация условий задачи, эвристические способы решения задачи (Например, брейн-ринг, метод мозговой атаки).
В решении задач желательно использовать такие свойства ума как: самостоятельность, критичность, оригинальность, гибкость, логичность, глубину.
Операции мышления.
Традиционно выделяются следующие операции или процессы мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация.
Анализ - мысленное расчленение целого на составляющие его части, обнаружение существенных признаков, отдельных сторон предмета или явления. Анализировать можно теоретически и практически. Генетически теоретический анализ появляется позже практического, ведь если бы, допустим, не было практических знаний о составе какого-либо предмета, мы (до опыта) не могли бы расчленить его теоретически. Например, когда мы съедим яблоко, и рассмотрим, из чего оно состоит, теоретически его можно разложить на отдельные части: кожуру, мякоть, семечки.
Синтез - объединение частей в целое на основе установленных между ними связей. Анализ и синтез протекают одновременно, взаимодействуют.