В психофизиологии различают два вида порогов - порог абсолютной чувствительности и порог различения.

Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение - это нижний абсолютный порог чувствительности. Наибольшая cилa раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, - верхний абсолютный порог чувствительности. Пороги ограничивают зону чувствительности анализатора к конкретному виду раздражителя (в монографии А.Р.Лурии «Ощущение и восприятие» приведена таблица зон чувствительности, которая может заинтересовать студентов). Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога - обратная зависимость.

Формула Е=1/р показывает, что чем меньше величина порога (р), тем выше чувствительность анализатора (Е). Для вызова вкусовых ощущений нужно в 25000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения (8 молекул).

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения или разностным порогом. Немецкий физиолог Э.Вебер (1795-1878) утверждал, что порог различения относителен, а не абсолютен.

Следует учитывать, что для данного анализатора порог различения - величина постоянная: для зрительного анализатора - 1/100, для слухового - 1/10, для тактильного - 1/30. Немецкий ученый Густав Фехнер (1801-1837) выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя:

S = K Lg J + C ,

Где S - интенсивность ощущения,

К - коэффициент пропорциональности,

J - сила раздражителя,

С - константа.

Эта формула показывает, что при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее). Так звучит формулировка основного психофизического закона Вебера-Фехнера.

К свойствам ощущений относится и адаптация - приспособление, изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Всем известно, что человек, перешедший из ярко освещенного помещения в темное, сначала ничего не видит; необходимо определенное время, чтобы начать хорошо ориентироваться в темноте. Существует негативная адаптация - притупление ощущения под влиянием сильного раздражителя и позитивная - повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя.

Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием другой. Известны такие формы взаимодействия ощущений:

- с одинаковой модальностью (в пределах одной модальности) - контраст ощущений (например, на синем белый лист), гармония и дисгармония ощущений;

- с разной модальностью - сенсибилизация и синестезия.

Сенсибилизация - это повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов. Так, изменение чувствительности может быть вызвано воздействием речи: при словах «кислый, как лимон» наблюдаются факты изменения чувствительности глаз и языка. Оказалось, что сенсибилизация может быть достигнута с помощью упражнений: например, у детей, занимающихся музыкой, можно развить звуковысотный слух.

Синестезия - возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора (вспомним о лимоне - это зрительно-вкусовая синестезия). Известные случаи синестезии - способность цветного слуха у композиторов Н.А.Римского-Корсакова, А.Н.Скрябина, М.Чюрлёниса.

В жизненной практике можно говорить о совершенствовании многих свойств наших ощущений в результате упражнений: остроты зрения у шлифовальщиков, слухового различения шумов в сердце - у врачей-кардиологов. Миру известны имена слепоглухонемой О.И.Скороходовой, ученого, описавшего воспринимаемый ею мир; Лины По, скульптора, лишенного зрения и создавшего лучший бюст А.П.Чехова, слепоглухого доктора психологических наук А.В.Суворова.

20. Восприятие как перцептивная деятельность

Восприятие - качественно новая ступень чувственного познания, это психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

В работе А.В.Запорожца «Развитие восприятия и деятельность» отмечено, что восприятие зависит от условий и характера деятельности человека; что соответствие образа восприятия внешнему объекту - не врожденное свойство, а формируется в практической деятельности.

В восприятии всегда сказываются особенности личности, ее отношение к воспринимаемому объекту, потребности и интересы. Следует учитывать (при рассмотрении восприятия как перцептивной деятельности) зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности. Эту зависимость в психологии принято называть апперцепцией.

Восприятие - это не просто беспристрастное копирование воздействующих на сознание объектов, а активная, личностно обусловленная перцептивная деятельность, имеющая свою структуру.

Наши рекомендации