Компонент – надстройка над предыдущими компонентами – система управления, понятия «Я», самосознание личности.
Кроме того, в структуру личности, по В.В. Богословскому, включены психические процессы, свойства, состояния. С.Л. Рубинштейн считал, что «состояния являются фоном, на котором деятельность протекает».
С развитием личности развивается и ее структура.
В «Атласе по психологии» М.В. Гамезо и И.А. Домашенко описаны компоненты структуры личности:
по С.Л. Рубинштейну:
- направленность (проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрении.);
- знания, умения, навыки (приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности);
- индивидуально-типологические особенности (проявляются в темпераменте, характере, способностях);
по К.К. Платонову:
- подструктура направленности (объединяет отношения и моральные черты личности);
- форм отражения (охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни);
- социального опыта (включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения);
- биологически обусловленная подструктура (объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и ее патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга);
по А.Г. Ковалеву:
- направленность (определяет отношение человека к действительности. Включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок.);
- характер (определяет стиль поведения личности в социальной среде. В нем проявляется содержание и форма духовной жизни человека. В системе характера выделяются моральные и волевые качества);
- возможности (включают систему способностей, которая обеспечивает успешное осуществление деятельности);
- система упражнений (обеспечивает саморегуляцию и самоконтроль, коррекцию действий и поступков, жизни и деятельности).
Активность, направленность и самосознание личности
Активность – это способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, в творчестве. Трактовки активности личности и ее природы сегодня различны (это психоанализ, гуманистический подход), но все их условно можно разделить на биологические и социальные. По теории деятельности, человек проявляет активность в совместной деятельности с другими людьми. В основе деятельности лежат осознанные потребности, которые могут превращаться в мотив деятельности.
Стержневая характеристика личности – ее направленность как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека.
Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Если потребности составляют сущность всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности. Мотивы отличаются друг от друга видом потребности, которая в них проявляется, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.
Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Виды мотивов:
- органические (в основе лежит удовлетворение органических потребностей),
- материальные (социализированное удовлетворение органических потребностей),
- социальные (стремление человека занимать определенное место в обществе, стремление к общению),
- функциональные (удовлетворение потребностей к занятиям какого-либо вида деятельностью),
- духовные (удовлетворение эстетических потребностей).
Потребности – это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития.
Потребности – основная побудительная сила познавательной и практической деятельности человека.
Потребности человека многообразны. Группируя их, можно выделить материальные, духовные и общественные потребности:
1. материальные потребности лежат в обнове жизнедеятельности человека (это потребности в еде, одежде, жилище);
2. духовные потребности – специфические человеческие потребности. Это потребности в познании и эстетическом наслаждении;