Психология на современно этапе и ее связь с другими науками
Современная психология существует на стыке наук: между философскими, естественными и социальными. Так, естественные науки помогают ей в изучении физиологических, биологических процессов мозга, лежащих в основе психики.
В основе изучений процессов саморегуляции ей помогает кибернетика.
В изучении роли психологии в социальном прогрессе ей помогает социология.
В разрешении вопросов обучения и воспитания – педагогика.
В разработке технических средств – технические науки.
Чтобы определить место ее в системе других наук, можно обратиться к мыслям ученых. В своем выступлении на Международном психологическом конгрессе (1966) “Психология, междисциплинарные связи и система наук” швейцарский психолог Ж. Пиаже предположил, что связи психологии с другими науками обнаруживаются в их развитии по спирали и предлагал поставить психологию в центре, сделать ее “осью галактики наук”. В рассуждении он шел от гносеологии (теоретическое познание) к психологии.
В российской науке классификацию наук предлагал академик Б.М.Кедров. Он считал, что место психологии должно быть в основании некоего равнобедренного треугольника ближе к правому его углу, где он расположил философию, в левом углу – социальные науки, а в вершине – естественные. Между социальными и естественными науками по левому катету Кедров располагает технические науки.
Естественные науки
(физика, математика)
философия,
логика,
гносеология
социальные науки
Определяя место психологии в системе наук, следует помнить о ее взаимосвязи с другими науками.
Принципы, задачи и структура современной психологии.
Кроме предмета, психология, как и всякая наука, имеет свои принципы, цели, задачи, методы, категориальный аппарат (блок понятий).
Принцип - основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки. В основе психологии как науки лежит ряд принципов, существенных и для всех общественных наук. Например, это принципы детерминизма, принцип связи сознания с деятельностью, принцип развития психики в деятельности и другие.
Эти принципы были сформулированы в 30-е годы XX века в советской психологии.
Принцип детерминизма – принцип причинно-следственной обусловленности явлений психики окружающей реальностью (психика человека определяется его образом жизни, окружающим миром): я пишу, потому что мне надо; мне надо, поэтому я пишу.
Принцип связи сознания с деятельностью и деятельности с сознанием введен С.Л. Рубинштейном; сознание регулирует поведение и деятельность человека. Оно образует внутренний план деятельности, ее программу, а деятельность – условие возникновения и формирования сознания.
Принцип развития психики в деятельности утверждает, что психику можно правильно объяснить, если рассматривать ее как продукт и результат деятельности. Вспомним И.-В. Гете: «Начни действовать, и ты поймешь кто ты”.
Соотношение понятий «психика» и «сознание» можно изобразить так, как это предлагает В.В.Заботин в своем исследовании.
Задача – цель, поставленная в конкретных условиях. Задачи психологии имеют следующую иерархию:
1. Понять сущность психических явлений и их закономерности;
2. Научиться управлять ими;
3. Использовать полученные знания на практике для повышения эффективности и качества изучения явления.
Авторы известного учебника психологии 60-х годов А.А. Смирнов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и Б.М.Теплов так сформулировали задачи современной науки:
1. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии;
2. Вскрывать физиологические механизмы отражения внешних воздействий на человека;