Психология на современном этапе и ее связь с другими науками.

Психологияне может развиваться, не опираясь на знания и опыт, накопленные другими науками. Ее взаимосвязи с ними прочны и закономерны.

С одной стороны, философия, социология и другие обще­ственные науки предоставляют психологии возможность методоло­гически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и дея­тельности людей. Исторические наукипоказывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становле­ния общества и человеческих отношений.Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.Науки о трудовой деятельностиориентируют психологию в на­правлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха. Медицинские наукипомогают психологии понять патологию пси­хического развития людей и находить пути для психокоррекции и пси­хотерапии.

Педагогические наукипредоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей.

Психология, таким образом, впитывает в себя из других наук изу­ченные и осмысленные ими представления о генезисе и особенностях проявления психического.

С другой стороны, психологияпозволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы от­ражения объективной действительности, конкретизировать причин­ную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.

Медицинские науки в настоящее время не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болез­ни, как показывают самые новейшие данные, имеют психологическое происхождение.

Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в ходе нее и т. д. Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выра­ботки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

Виды чувств и эмоций

Эмоции - психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.
Кзначимыеэмоциям принято относить типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
Аффекты - интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки.
Собственно эмоцииотличаются от аффектов прежде всего длительностью.

Другими проявлениями эмоциональных процессов являются возбуждениеи успокоение.Возбужденное эмоциональное состояние носит активный характер.

В частности, принято выделять следующие эмоции:
Радость– положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.
Удивление– не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.
Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.
Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение– отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.
Страх– отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.
Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Чувства предметны и конкретны, имеющие четко выраженный предметный характер.
Настроение – самое длительное или «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение.



Наши рекомендации