Вопрос № 4в. Бессознательное как предмет психологии (фрейдизм).
Провозглашая поведение в качестве основного явления, наглядного и доступного для изучения, бихевиористы, по сути дела, отрицали творческую сущность человека, оставляя за рамками изучения его богатый и противоречивый внутренний мир. На противоречивость внутреннего мира обратил внимание автор другого теоретического направления – фрейдизма– австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд (1858–1939).
Фрейдизм- общее обозначение различных школ и учений, возникших на базе психологического учения З.Фрейда, объясняющего через бессознательное детерминацию и специфику психических явлений.
В своей теории он предпринял попытку объяснения явлений сознания, прежде всего, через такие факторы, как"Я" (эго), "ОНО" (ид), "СВЕРХ-Я" (супер-эго). При этом две последние структуры локализованы в "подсознании" человека. Научное рассмотрение душевных процессов предполагало их изучение как форм проявления определенных (обычно скрытых от сознания) целенаправленныхвлечений, тенденций и т.п.
Для выявления этих бессознательных факторов Фрейд предложил специальные исследовательские процедуры:гипноз, метод свободных ассоциаций, анализ сновидений и др.
Богатая медицинская практика позволила З.Фрейду сделать вывод о том, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы. Будучи вытеснены из сознания, эти психические образования вызывают патологические симптомы (расстройства движений, восприятия, памяти, эмоциональной сферы и др.). На этом основании З.Фрейд высказал предположение, что решающую роль в организации поведения играют бессознательные проявления психической жизни, прежде всего, сексуальные. В работах "Исследования истерии" (1895) и "Толкование сновидений" (1900) он выдвинул основные положения психоанализа как концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств.
Бессознательное —
1)совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета;
2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое.
Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов.
В бессознательном действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как:
Ø непосредственное эмоциональное вчувствование;
Ø идентификация;
Ø эмоциональное заражение;
Ø объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по тем или иным существенным признакам.
В бессознательном зачастую прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в каком-либо одном психическом акте (например, в сновидении).Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенком действительности и первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, привычных действиях, подпороговом восприятии, непроизвольном запоминании и т.д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины которых не осознаются личностью.
В настоящее время в психологии признается существование следующих классов проявлений бессознательного:
1) Надсознательные явления (художественные образы, инсайтные решения, продукты творчества и пр.). Надсознательное– это не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач.
2) Неосознаваемые побудители деятельности неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обусловливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим. Этот класс явлений был обнаружен при исследовании поведения субъекта после выхода его из гипнотического состояния, в котором ему внушалась определенная программа действий (например, зайти в магазин и купить определенную вещь и т. п.). Выполняя заданную программу, человек не мог объяснить причины своего поведения.
Пытаясь объяснить природу этих явлений с позиций психоанализа, 3.Фрейдввел термин «динамическое вытеснение бессознательного». Под бессознательным он понимал нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и пр. Особенность подобных проявлений бессознательного состоит в том, что осознание субъектом причинной связи нереализованных влечений с психотравмирующими событиями не приводит к исчезновению переживаний, обусловленных этими влечениями (например, к исчезновению страхов), поскольку осознанное воспринимается субъектом как нечто безличное, чуждое, происходящее не с ним. Эффекты бессознательного в поведении устраняются в том случае, если вызвавшие их события изживаются личностью совместно с другим человеком (например, в психоаналитическом сеансе) или с другими людьми (групповая психотерапия).
3) Проявления субсенсорного восприятия. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности.
4) Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения), обеспечивающие направленный и устойчивый характер ее протекания.
Они лежат в основе регуляции автоматизированных и непроизвольных действий (например, процесса решения задач)и обусловливаются образами неосознанно предвосхищаемых событий и способов действия, опирающимися на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Они могут осознаваться субъектом, если на пути привычного автоматизированного поведения встречается неожиданное препятствие.
Представление о психофизиологических механизмах неосознаваемого автоматизированного поведения разработано Н.А.Бернштейном в концепции уровней построения движения. Особое направление в психологии представляет система взглядов грузинского психолога Д.Н.Узнадзе, его учеников и сотрудников. Это направление известно под именем теории установки.
Сам факт установки (предуготовленности субъекта к восприятию или определенной направленности действия) отмечался психологами еще до Д.Н.Узнадзе. Однако в теории Д.Н.Узнадзе установка представляет собой не частное явление, возникающее в процессе восприятия или деятельности, а общепсихологическое явление. Установка понимается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную определяющую роль. Установка в теории Узнадзе превращается в центральное объяснительное психологическое понятие.
Исходный пункт психологии, согласно Д.Н.Узнадзе, составляют не психические явления, а сами личности. Фундаментальную роль при изучении жизнедеятельности личности играют, по Д.Н.Узнадзе, потребности. Для удовлетворения потребности необходима соответствующая ситуация. В окружающей среде должно быть средство, позволяющее удовлетворять имеющуюся потребность. При наличии потребности и средства ее удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению потребности. Это и есть установка – готовность к совершению определенного действия[6]. Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном (бессознательным регулятором) между действием внешней среды и психической деятельностью человека.
По мнению Д.Н.Узнадзе, в субъекте перед каждым актом его поведения возникает своеобразное динамическое состояние – установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации, направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения. После своей реализации в поведении и удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая место иной установке. Таким образом, согласно взглядам Д.Н.Узнадзе и его учеников, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок.
В качестве бессознательных регуляторов поведения (действий) человека можно рассматривать и так называемые защитные механизмы.
Защитные механизмы – (открытые З.Фрейдом) процессы специфического изменения содержания сознания человека, обеспечивающие бессознательную компенсацию неспособности контролировать некоторые жизненные ситуации и сигнализирующие о различных психологических проблемах и трудностях человека.
В психодинамических теориях считается, что большинство защитных механизмов применяется для:
а) подавления сексуального и агрессивного инстинктов и
б) сохранения, тем самым энергетического баланса между внешними (социальными) и внутренними (бессознательными) силами.
Назовем некоторые защитные механизмы личности:
1) вытеснение- перевод неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний, чувств из сознания в сферу бессознательного;
2) идентификация- бессознательное уподобление себя другой личности; неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственные слабость и чувство неполноценности;
3) проекция – приписывание внешнему объекту импульсов и чувств, неприемлемых для личности, которые проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира;
4) замещение - процесс и результат замены вытесненного влечения или представления какой-либо тенденцией или символом. Выделяются: замещение потребности; замещение объекта; замещение деятельности;
5) сублимация - преобразование энергии сексуального влечения, агрессивного характера на цель более отдаленную или социально более ценную и приемлемую;
6) бегство (от реальности) - стремление избежать неприемлемой информации, переживаний, решений путем погружения в болезнь, регрессии в поведении к более ранним стадиям возрастного развития как средству и способу защиты от конфликта и реальности;
7) рационализация - бессознательное стремление к рациональному обоснованию и объяснению своих идей и поведения, даже когда они иррациональны.
Говоря о вкладе психоанализа и, прежде всего, его создателя З.Фрейда, в развитие предметной сферы психологии, следует отметить следующее. Значительно расширив рамки представлений о психическом, показав его сложную динамику, З.Фрейд, тем не менее, склонил чашу весов значимости элементов в оппозиции «сознательное – бессознательное» в пользу последнего. Связь человека с социумом и влияние социума на человека представлялись в значительной мере негативно окрашенными. Социум порождал травмирующие переживания, аффективные комплексы у человека. Одновременно и само социальное окружение оказывалось подверженным воздействию иррациональных, зачастую негативных влечений и инстинктов человека. Такая трактовка находит оправданную критику со стороны многих психологов, в том числе и учеников З.Фрейда.