Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического.

Гештальтпсихология - одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине ХХ века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений.

Основным положением новой школы стало утверждение о том, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), не выводимые из компонентов, образующих гештальт.

Исследования, проведенные представителями данного направления в области восприятия и мышления, позволили выявить ряд феноменов (например, инсайт как мгновенное схватывание ситуации) и законов (например, законы «фигуры и фона», «транспозиции», «хорошей формы» и пр.). Эти данные особенно важны для выявления активности субъекта (человека), структурирующего дискретные события и придающего им определенный смысл.

Среди основных закономерностей, выделенных представителями гештальтпсихологии, были, в частности, следующие:

- закон фигуры и фона, суть которого состоит в том, что человек воспринимает фигуру как замкнутое целое, расположенное впереди фона, фон же кажется непрерывно простирающимся позади фигуры;

- закон транспозиции, свидетельствующий о том, что психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение;

- закон константности (от лат. constans — постоянный), суть которого заключается в том, что образ вещи стремится к постоянству, неизменности даже при изменении условий восприятия;

- закон близости, отражающий тенденцию к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве;

- закон замыкания, указывающий на существование тенденции к заполнению пробелов в воспринимаемой фигуре.

Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru

Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru 1 4

Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru 2 5

Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru 3 6

       
  Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru
    Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru
 

А – заполнение Б - близость В – сходство

Пробелов

Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru 2

Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru

3 Г – непрерывностоь 3 2

Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru Вопрос № 4а. Гештальт – как основной предмет изучения психического. - student2.ru

1 1

Рис. 7. Иллюстрация некоторых закономерностей, выделенных представителями гештальтпсихологии.

На рисунке вы видите, например, не группу отдельных линий, а контуры лица. Так, для целостного восприятия человеческого лица (А) достаточно лишь нескольких элементов его контура. Элементы организуются нашим восприятием в единую форму, если они сохраняют одно направление (принцип непрерывности). На рисунке (Г) слева мы воспринимаем плоский элемент, пересекающий прямоугольник, а не три несвязанных элемента вроде тех, что изображены рядом. В любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект. На рисунке (Б) легче воспринять три группы квадратиков, чем девять квадратиков, не связанных друг с другом. В единую целостную структуру объединяются также элементы с так называемой хорошей формой, т.е. обладающие симметрией или периодичностью. На рисунке цифры и буквы (В) предстают перед нами скорее в форме столбиков, чем в форме строк.

Вопрос № 4б. Поведение и поведенческая психология (бихевиоризм).

Бихевиоризм- одно из ведущих направлений в психологии, предметом изучения, которого является поведение как совокупность отношений "стимул - реакция".

Поведение— присущееживым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью, направленное на адаптацию организма к среде и на ее активное преобразование.

Термин «поведение» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, поведение социальной группы).

Первые попытки научно понять поведение возникли на основе механистического детерминизма, в категориях которого поведение трактовалась по типу взаимодействия физических тел.

Эволюционное учение в биологии (Ч.Дарвин)позволило объяснить целесообразность поведения живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования поведения в единстве его внешних и внутренних проявлений.

Адаптация –процесс приспособления организма к изменениям окружающей среды, направленный на сохранение функций, обеспечивающих его существование.

На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И.П.Павловсчитал поведение. В основе причин выдвижения бихевиористами поведения в качестве основного предмета изучения психологии лежал выдвинутый ими тезис о недоступности сознания для объективного изучения, что отвергало его роль в качестве реального регулятора человеческой деятельности.

Бихевиоризм сводил психику к различным, преимущественно двигательным, формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Так, например, мышление отождествлялось с рече-двигательными актами, эмоции – с изменениями внутри организма и т.д. Соответственно развитие человека сводилось к образованию условных реакций.

Стимул –воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию.

Реакция –любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде – от биохимической реакции отдельной клетки до сложного поведенческого акта

Законы поведения, по мнению представителей бихевиоризма, фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ, реакция организма). Процессы внутри этой системы (как психические, так и физиологические) бихевиористы, следуя позитивистской методологии, считают не поддающимися научному анализу, т.к. они не доступны прямому наблюдению.

Основными методами бихевиористов явились наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. Опыты (первоначально) проводились на животных, а их результаты в последующем были перенесены на человека. Активность самого организма при этом игнорировалась. Начиная с 20-х годов ХХ века начался распад бихевиоризма на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий (гештальтпсихологии, психоанализа).

Необихевиоризм дополняется понятием о «промежуточных переменных», как факторах, служащих опосредствующим звеном между стимулом и мышечными движениями. Объяснительными факторами формирования и модификации поведения выступают такие понятия, как «модель» (наблюдение за моделью, представляющей собой одобряемый или осуждаемый образец поведения), «подкрепление» (негативное и позитивное). Основными механизмами научения поведению (согласно бихевиористскому подходу) являются:

Ø классическое и

Ø оперантное (инструментальное) обусловливание.

Классическое обусловливание – способ формирования условного рефлекса, при котором первоначально индифферентный раздражитель, сближаясь по времени с действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс, становится сигнальным и вызывает нужную реакцию. При этом роль подкрепления играет безусловный раздражитель, всегда предшествующий реакции.

Подкрепление – безусловный раздражитель, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании которой с предваряющим ее действием индифферентного стимула вырабатывается классический условный рефлекс. Подкрепление, наносящее вред организму, называется отрицательным, а доставляющее удовольствие положительным.

Основы классического обусловливания были созданы в начале ХХ века российским ученым И.П.Павловым. В опытах И.П.Павлова условный стимул (звонок) сочетается с безусловным стимулом (кормление собаки), между ними устанавливается связь таким образом, что прежде нейтральный условный стимул (звонок) теперь вызывает реакцию, прежде - безусловно-рефлекторную (выделение слюны).

Прекрасным примером классического обусловливания является эксперимент Дж.Уотсона. В 1918 году он начал лабораторные эксперименты с детьми. В одном опыте он сначала показал, что девятимесячный мальчик Альберт не боится белой крысы, кролика и других белых объектов. Затем Дж.Уотсон ударял по стальному бруску рядом с головой Альберта каждый раз, когда появлялась белая крыса. После нескольких ударов Альберт при виде крысы начинал вздрагивать, плакать и пытаться отползти. Подобным же образом он реагировал, когда ему показывались другие белые объекты.

Другой феномен, открытый И.П.Павловым и используемый в поведенческих процедурах, связан с тем, что условный стимул продолжает вызывать условную реакцию только в том случае, если хотя бы периодически появляется безусловный стимул. Если же условный стимул не подкрепляется безусловным, то сила условной реакции начинает уменьшаться. Постепенное исчезновение условной реакции в результате устранения связи между условным и безусловными стимулами называется «угасанием».

Принципы инструментального научения открыл американский психолог Э.Торндайк примерно в то время, когда И.П.Павлов проводил эксперименты в России.

Животное, обычно голодная кошка, помещалась в специальную клетку и должна была научиться какой-то реакции – например, наступить на маленький рычаг для того, чтобы открыть дверь и выйти наружу. Когда кошке это удавалось, она награждалась пищей и вновь возвращалась в ящик. После нескольких проб кошка спокойно подходила к рычагу, нажимала на него лапой, выходила через открытую дверь и ела.

Формирование реакции происходило путем проб и ошибок, как результат выбора нужного эталона поведения и последующего его закрепления. Научение, согласно Торндайку, управляется законом эффекта. Согласно этому закону, поведение контролируется его результатами и последствиями. Поведение, приводящее к положительному результату, закрепляется.

Спустя несколько десятилетий после опубликования работ Торндайка, другой американский психолог, Б.Скиннер,развил идеи Торндайка. Скиннер подчеркивал, что при инструментальном обусловливании животное оперирует со средой, воздействует на среду.

Оперантное обусловливание – термин, введенный американским психологом Б.Ф.Скиннером для обозначения такого пути образования условных связей между стимулом и реакцией, при котором сначала производится нужное действие, а лишь затем дается подкрепление.

Для изучения оперантного обусловливания Скиннер изобрел экспериментальную камеру, которая полностью контролируется. Она звуко- и светонепроницаема, в ней поддерживается постоянная температура. Она содержит приспособление, которым животное может оперировать, чтобы получить вознаграждение. Например, крыса, нажимая на рычаг, получает пищу из тонкой трубочки. Скиннеровский ящик позволял изучать отношения между реакцией и ее последствиями и анализировать, как эти последствия влияют на поведение.

При сравнении классических и оперантных условных рефлексов видно, что,

во-первых, классическое обусловливание требует повторного парного предъявления нейтрального стимула (звонок) и стимула, вызывающего врожденную, безусловную реакцию (пища). Обеспечение такого предъявления достигается участием экспериментатора. В экспериментах же с оперантным обусловливанием животное само осуществляет перебор стереотипов поведения – и выбор стереотипа, приводящего к достижению результата, происходит активнее.

Во-вторых, оперантные рефлексы контролируются их результатом; в экспериментах же с классическим обусловливанием появление условной реакции контролируется предъявлением предшествующего стимула. В реальной жизни большая часть обучения осуществляется по законам формирования оперантых условных рефлексов.

Социальное научение. В 60-е годы ХХ века на развитие поведенческой психотерапии оказала влияние теория научения (прежде всего, социального) через наблюдение. Автор этой теории А.Бандура (1971) показал, что одно лишь наблюдение за моделью позволяет формировать новые стереотипы поведения, ранее отсутствовавшие у животного или человека. В дальнейшем это привело к теоретическим обобщениям, получившим название концепции самоэффективности.

Научение у людей в большинстве случаев имеет место тогда, когда они находятся с другими людьми. В большинстве случаев научение следует принципам инструментального и классического обусловливания. Согласно традиционным взглядам на обусловливание, для того, чтобы произошло научение, организм должен иметь непосредственный, личный опыт с сочетаниями стимулов или с последствиями реакций (поведения). Теоретики социального научения утверждают, что люди также учатся на опыте других, посредством процессов, известных как «викарное обусловливание» и «викарное научение».

В отечественной психологии поведение человека трактуется как имеющая природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленная, опосредствованная языкоми другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичной формой которой является труд, а атрибутом — общение. Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностных ориентации, ролевых предписаний.

Неадекватность поведения (выражающаяся, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербальногои реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программы поведения) отрицательно сказывается на межличностных отношениях. Поведение изучается не только психологией, но и другими науками: биологическими, социальными, а в определенных аспектах и кибернетикой.

Наши рекомендации