Современное понимание сознания личности
Анализ исторически сменявших друг друга теоретических взглядов на природу сознания позволяет перейти к рассмотрению современной его трактовки. Что же такое сознание? Каковы его функции и возможности изучения.
Сознание - высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
Сознание человека есть осознанное бытие, оно обнаруживается в системе социальных связей и отношений, в которые втягивается и в которых действует человек.
К основным функциям сознания относятся следующие:
1) отражательная;
2) порождающая (творческая);
3) регулятивно-оценочная;
4) рефлексивная;
5) духовная.
Эмпирически сознание выступает как совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание изучается рядом наук — философией (основной вопрос философии — вопрос об отношении сознания к бытию), логикой, лингвистикой, нейрофизиологией, антропологией, социологией, этнографией и др.
Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида.
Сознание характеризуется:
а) активностью,
б) интенциональностью (направленностью на предмет: сознание всегда — это сознание чего-либо);
в) способностью к рефлексии, к самонаблюдению (осознание самого сознания), мотивационно-ценностным характером;
г) различной степенью (уровнями) ясности.
Рефлексия– процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Сознание любого индивида уникально, но не произвольно — оно обусловливается внешними по отношению к сознанию и независимыми от него факторами (прежде всего структурами той социальной системы, в которой существует индивид).
Эмпирическое изучение сознания сталкивается с двумя основными трудностями.
Во-первых, все психологические явления предстают перед индивидом в той мере, в какой они осознаются (в том числе бессознательное, которое осознается либо в результате специальной процедуры «доведения до сознания», либо косвенно — в виде искажений сознания).
По данным самонаблюдения, сознание лишено собственной психологической специфики — его единственный признак состоит в том, что благодаря сознанию перед индивидом предстают (с той или иной степенью ясности) различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций. Поэтому сознание либо рассматривалось как общее «бескачественное» условие существования психики и обозначалось, по существу, метафорически («свет сознания», «поле сознания», «сознание — общий хозяин психических функций» и т. д.), либо столь же неправомерно отождествлялось с какой-либо психической функцией (чаще всего со вниманием или мышлением). В первом случае о конкретном (в том числе экспериментальном) изучении сознания вообще не могло быть речи, во втором — этот вопрос подменялся изучением соответствующей функции. Все это порождало мнение, что сознание для научной психологии — вообще фикция (У. Джеймс).
Вторая трудность вытекает из первой: сознание (как и отдельные психические функции) не локализуется во внешнем пространстве, но в отличие от психических функций сознания (из-за его «бескачественности») не удается «расчленить» и во времени. Исследователи не смогли обнаружить характеристик сознания, по которым его можно было бы изучать известными психологии методами (например, измерять в определенные единицы времени, сравнивать сознание за определенные отрезки времени).
Важной для конструктивного анализа сознания явилась восходящая к И.Канту идея о наличии устойчивых, инвариантных структур, схем сознания, накладывающихся на непрерывно меняющийся поток сенсорной, поступающей от органов чувств, информации и организующих его определенным образом.
Решающее значение для решения проблемы сознания сыграли положения идеи Гегеля о том, что структуры сознания имеют социо-культурный характер, сформировались филогенетически в ходе истории человечества, под влиянием надиндивидуальных социальных структур. В отечественной психологии к числу факторов, влияющих на развитие сознания, относят также совместную деятельность (прежде всего, производственно-практическую).
Состояния сознания.
Различные формы проявления сознания могут быть обнаружены при помощи специальной работы, называемой термином «практика сознания». Практика сознания, т.е. работа с сознанием выражена в т.н. рефлексии, в способности человека выделять свое существование, делать его предметом осознания. Выход человека из «поглощенности» процессом жизни связан с обращением им внимания на процесс собственного отношения к миру (отражения данного мира). Таким образом, в переживании человеком собственных отношений, их осмыслении, оценке с точки зрения соответствия общественным нормам, выработке собственной позиции (нравственной, познавательной) проявляется для человека его действующее сознание. Предметом внимания с его стороны становится не сам мир (его процессы, явления), а осознанное к нему отношение. Вместе с тем, не все содержание сознания может быть «охвачено», понято размышляющим о себе субъектом. Это связано с объемностью содержания, многомерностью измерений и проявлений сознания.
С точки зрения непосредственного функционирования сознания, целесообразнее говорить о его состояниях.Перечислим лишь некоторые из них: наивное, рациональное, обыденное, мистическое, рефлексивное, многие патологическое состояния сознания и т.д. Состояние сознания (функционирующее сознание) задается его сложнейшей практикой, механизмами, которые встраивают актуальное сознание в сложившийся тип жизнедеятельности человека.[1]
Понятие встраивания говорит о социальной обусловленности содержания, форм проявления сознания. Они в значительной степени определяются культурно-историческим контекстом, влияющим на формирование сознания отдельных индивидов и социальных групп.
С культурно-исторической точки зрения существуют два вида практики, которые формируют (а точнее — осуществляют) сознание как целое — это магия и вера. Магия — волшебство, колдовство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов.В соответствии с первым видом практики образуется (формируется) мифологическое сознание, в соответствии со вторым — религиозное. Индивидуальное обыденное сознание конкретного человека, таким образом, оказывается «встроенным» в существующую практику «диалога» с миром со стороны его предков. Символическая форма данного диалога становится «достоянием» сознания отдельного человека.[2]
Для каждого времени характерны те виды общественной практики сознания, которые образуют его «частные» формы (как определенным образом структурированную проекцию «сознания вообще» — этическое, правовое, политическое, эстетическое, научное и т.д.). Таким образом, для нравственного сознания, например, конкретными феноменологическими воплощениями будут такие образования, как стыд (чувство вины, базирующееся на переживании страха) – внешняя монологическая инстанция, регулирующая поверхностный слой социальных отношений, и совесть (чувство раскаяния, базирующееся на переживании отпадения, отчуждения) – внутренняя диалогическая инстанция, обеспечивающая подлинное приобщение и сопричастность к универсальному бытию.
В отечественной психологии традиционной является трактовка деятельностного обусловливания сознания, т.е. развития его в процессе участия человека в основных видах деятельности (игре, учении, труде) и общении.
К реальностям сознания, описываемым понятием структуры сознания, относятся, например, субъект-объектная оппозиция, ценностные и смысловые установки, фетишистски-прагматические образования (догматизм, предрассудки, очевидности и др.), системы воззрений и т.д. Структуры сознания, как правило, дискретны в пространстве (носителями их могут быть отдельные индивиды, группы, сообщества) и непрерывны во времени.