Массовое стихийное поведение
Если рассматривать общую классификацию больших социальных групп, то нужно отметить, что существует особая их разновидность, которую в строгом смысле слова нельзя назвать «группой». Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но, тем не менее, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Такая группа чаще возникает стихийно.
Стихийное массовое поведение является разновидностью массового поведения. Это термин социальной психологии, которым обозначают различные формы поведения толпы, циркуляцию слухов, паники и прочих массовидных явлений. Его характер и направленность зависят и определяются массовым сознанием и мнением.
В рамках анализа стихийного массового поведения, прежде всего следует выделить феномен толпы и закономерности ее проявления. Толпа рассматривается социальной психологией как множество людей, не связанных между собой общностью цели и единой позиционно-ролевой организацией, но объединенных общим центром внимания, сходством эмоционального состояния и в некоторой степени проявляющих массовое сознание.
Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя и т.п. Длительность ее существования определяется только значимостью инцидента.
Толпа – разновидность социального организма. По поведенческому реагированию она существенно отличается от организованной группы и требует кардинально иных механизмов, приемов и навыков управления. Вместе с тем различия между толпой и группой изменчивы, между ними существуют промежуточные состояния. В частности, сконцентрированная масса людей обычно приобретает некоторые свойства толпы, сохраняя при этом и качества организованной группы.
В толпе человек чувствует себя анонимным, что подталкивает его к действиям более рискованным и безответственным. Эти действия могут быть героическими, но в той же мере вероятны насилие, вандализм и хулиганство. Иррациональность поступков объясняется общим чувством, которое позволяет отдельным участникам отключить свою волю, сознание и действовать по законам толпы.
Толпа как тип социальной группы характеризуется аморфностью, однородностью структуры. В ней либо вообще нет лидера, либо, если он появляется (а нередко это происходит благодаря самоназначению), то все члены группы делятся на две роли: лидер и его последователи. При этом власть лидера бывает неограниченной, так как его последователи не размышляют, а слепо следуют его приказам.
Поведение людей в толпе определяется закономерностями разных уровней. В ней действуют и чисто физические движения, которым подчиняется география толпы. Эти законы имеют такую же физическую природу, как и законы колебания морских волн. На человека в толпе действуют духота, резкие звуки (выстрелы). Нередко стихийные действия подогреваются такими факторами, как алкоголь и наркотики, что приводит к дополнительным эффектам.
Попытки воздействовать на людей в толпе рациональными методами часто оказываются не только несвоевременными, но и просто опасными. Большое количество наблюдений и психологических исследований массового стихийного поведения позволили вывести следующую условную классификацию толпы:
Окказиональная толпа (от англ, occasion – случай) – множество людей (зеваки), собравшихся по поводу неожиданного уличного происшествия. Доминирующая эмоция – любопытство.
Конвенциальная толпа (от англ, convention — условность) собирается по поводу заранее объявленного события: митинг, концерт рок-группы, футбольный матч и т. д. Здесь преобладает более организованный интерес, и люди до поры до времени (пока сохраняют качества конвенциальной толпы) готовы следовать определенным условностям (конвенциям). Здесь доминирует более направленный интерес.
Толпу не следует путать с публикой, собирающейся в драмтеатре, опере, консерватории. Решающее различие – в исходных психологических установках. Соответственно, различны сценарии вероятного развития событий и необходимые меры предосторожности со стороны организаторов мероприятия.
Экспрессивная толпа (от англ, expression – выражение), ритмично выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, протест и т. д. Доминирующие эмоции здесь могут быть различны, главная характеристика – ритмичность выражения.
Экстатическая толпа (от англ, ecstasy) – экстремальная форма экспрессивной толпы. Достигшие экстаза люди самозабвенно истязают себя цепями, рвут на себе одежду, танцуют до изнеможения, подчас смертельного, не в силах остановиться, и т. д.
Действующая (active) толпа – наиболее опасная разновидность, в рамках которой в свою очередь можно выделить следующие подвиды: 1) агрессивная толпа (доминирующая эмоция – ярость, злоба по отношению к объекту; 2) паническая толпа (эмоция – страх, ужас, стремление у каждого индивидуально избежать реальной или воображаемой опасности); 3) стяжательная толпа – люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью (эмоция – жадность, жажда приобретения, ситуативно может сопровождаться страхом, злобой или обожанием); 4) повстанческая толпа по ряду признаков сходна с агрессивной, однако отличается от нее социально справедливым характером возмущения, это выражается тем, что при наличии активного организующего звена в повстанческую толпу может быть внесено организационное начало, повстанческую толпу в конечном счете возможно организовать в эффективную группу.
Приведенная классификация достаточно условна. В практическом плане главное качество толпы – превращаемость. Толпа способна сравнительно легко превращаться из одного вида (или подвида) в другой.
Такие превращения могут происходить спонтанно, т.е. без чьего-либо сознательного намерения, но могут быть спровоцированы умышленно. На использовании свойства превращаемости по большей части основаны приемы правления и манипуляции толпой с теми или иными целями.
Для овладения приемами контроля полезно учитывать специфический феномен, называемый географией толпы: в толпе обычно образуется более плотное ядро и разреженная периферия (это очень хорошо видно при аэрофотосъемках). В ядре аккумулируется эффект эмоционального кружения, поэтому здесь человек сильнее ощущает его влияние.
Соответственно, если принято решение воздействовать на толпу изнутри, то следует проникать в ядро (имея в виду гипертрофированную внушаемость и т. д.); напротив, извне рекомендуется действовать через периферию.
Проникшие в ядро агенты, имитируя эмоции страха или жадности (в агрессивной толпе), или бросая соответствующий клич и т. д., дают импульс паническому либо стяжательному поведению. Другой вариант: внимание агрессивной толпы переориентируется с одного (более опасного) на другой объект. Тем самым удается избежать наиболее драматического развития событий.
Переориентируя внимание периферии на какие-либо яркие события, агрессивную либо экспрессивную толпу (митинг и т. д.) превращают в одну или несколько окказиональных толп.
Воздействием громкой ритмической музыки или (в отсутствие таковой) ритмическим скандированием удается превратить агрессивную, паническую или стяжательную толпу в экспрессивную, в частности в экстатическую, когда люди непроизвольно начинают танцевать и, не в силах остановиться, расходуют накопившуюся энергию в ритмических конвульсиях.
При этом важно подобрать адекватный ритм. Так, для борьбы с агрессивной толпой используется быстрый ритм рок-музыки.
Массовую панику способен сбить более медленный ритм марша или гимна. Выявлено четыре комплекса предпосылок (факторов) превращения более или менее организованной группы в паническую толпу: 1) социальные предпосылки – общая напряженность в обществе, вызванная природными, экономическими или политическими бедствиями; 2) физиологические предпосылки – усталость, голод, долгая бессонница, действие алкоголя, наркотиков; 3) общепсихологические предпосылки – удивление, испуг, вызванные недостаточной информированностью о вероятной опасности и возможных способах противодействия; 4) социально-психологические и идеологические предпосылки – отсутствие ясной и высокозначимой общей цели, эффективного лидерства, недостаточное доверие к лидерам и низкий уровень групповой сплоченности.
Наблюдение и специальные исследования показывают, что последний, четвертый по счету комплекс факторов, является решающим. В слабо интегрированной группе панику способна вызвать минимальная или вообще мифическая опасность. При этом весьма характерны ситуации, когда единственным реальным источником опасности становиться собственное паническое поведение толпы. Вместе с тем, высоко сплоченный целеустремленный коллектив способен избежать признаков паники даже при безусловной смертельной опасности.
Обобщенно типичный механизм развития паники выглядит следующим образом. Шокирующий стимул, очень интенсивный или повторяющийся, вызывает множество индивидуальных реакций страха. Это выражается криками, плачем, гримасами, возбужденными хаотическими движениями. Циркулярная реакция обусловливает обоюдное индуцирование эмоции. Процесс завершается массовыми действиями, которые кажутся спасительными.
В обстановке, когда множество людей ожидают какого-то страшного события, средства защиты от которого неизвестны, стимулом панических настроений и действий может стать словесное обозначение ожидаемого события (при его реальном отсутствии).
В первые несколько мгновений после шокирующего стимула обычно наступает так называемый психологический момент. Масса людей оказывается как бы во взвешенном состоянии («оторопь») и готова следовать первой реакции, иногда совершенно иррациональной. Это также наиболее подходящий момент для перелома ситуации человеком или группой людей, готовых взять на себя практическое руководство.
Меры по предупреждению массовой паники должны опираться на учет ее предпосылок (факторов).
Предупреждению и снятию панических настроений способствует физическая близость участников (сцепка локтями), а также коллективное пение хорошо известной песни со стройным умеренным ритмом (типа гимна или марша). Ритмичная музыка, пение или – при отсутствии технических возможностей – скандирование способствуют ликвидации уже возникшей паники.
Остановить паническое поведение помогает в определенных случаях привычное стимулирование (например, громкое звучание национального гимна, на который люди рефлекторно реагируют стойкой «смирно») или, напротив, неожиданный интенсивный стимул (например, выстрел в закрытом помещении). При этом восстанавливается ситуация, обозначенная выше как психологический момент, когда лидер может взять на себя рациональное руководство. Наконец, на начальных стадиях паники решающую роль может сыграть удачная своевременная шутка, особенно если она исходит от известного людям «юмориста».
Всякое противодействие массовой панике возможно только при наличии группы лиц, сохраняющих присутствие духа и готовых взять на себя руководство.
Механизмами образования толпы служат слухи и циркулярная реакция. Слух – процесс передачи эмоционально актуальной информации по средствам коммуникации. Циркулярная реакция (синоним: эмоциональное кружение) – процесс обоюдного заражения, по мере интенсификации которого взаимодействие между индивидами опускается с семантического (коммуникация) на психофизиологический уровень.
Эмоциональное кружение сопровождает любое массовое мероприятие или акцию: совместное восприятие музыки, спектакля, манифестации, митинга, боевой атаки и т. д. До некоторого оптимального уровня оно способно служить сплачивающим фактором (фасцинация). Однако, выплеснувшись за рамки оптимума и выйдя из-под контроля, циркулярная реакция оборачивается своей противоположностью – становится фактором деградации и разрушения совместной деятельности.
К способам воздействия, реализуемым в стихийных группах относятся: заражение, внушение, подражание.
Природа феномена заражения не вполне ясна. Предполагается, что определенную роль в этом процессе играет колебание в структуре электромагнитного или каких-либо иных физических полей, образуемых живым телом, особенно нервной системой и мозгом, чувствительность к которым повышается именно в силу упоминавшейся эволюционной регрессии, снижения интеллектуального самоконтроля. Здесь заслуживают внимания исследования А.Л. Чижевского и его последователей, демонстрирующие влияние астрофизических и геофизических процессов на интенсивность биотической и социальной активности.
Заражение – особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен заражения может проявляться в разного рода вспышках душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и др. Таким образом, заражением можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Оно передается не через осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». Поскольку это взаимодействие возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.
В отличие от коммуникации, в процессе которой индивидуальность каждого партнера сохраняется и становится выраженной, эмоциональное кружение ситуативно стирает индивидуальные различия. Снижается влияние на поведение личностного опыта, личностной и ролевой идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует «как все». Происходит эволюционная регрессия: актуализируются низшие, более примитивные пласты психики, и группа деградирует в толпу.
У человека, охваченного процессом кружения, возрастает восприимчивость к импульсам, исходящим изнутри толпы, и одновременно снижается восприимчивость к импульсам извне.
Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в масселюдей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о каком-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации.
Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу. При внушении происходит процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Можно выделить следующие особенности внушения: 1) процесс внушения имеет одностороннюю направленность – это не спонтанная тонизация состоянии группы, а активное воздействие одного человека на другого или на группу; 2) внушение, как правило, носит вербальный характер. Внушение преимущественно эмоционально-волевое воздействие.
Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга. Его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
Таким образом, анализ психологических характеристик больших социальных групп приводит к постановке принципиально важного для социальной психологии вопроса, каким образом элементы общественной психологии «взаимодействуют» с психикой каждого отдельного человека, входящего в такую группу.