Проблема социализации личности
Понятие социализации
Главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт, которые в полной мере проявляются в процессе социализации личности.
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социального опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека и общества при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общество, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.
Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.
Содержание процесса социализации
В содержании процесса социализации выделяются три сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.
Первая сфера – деятельность. На протяжении всего процесса социализации индивида происходит освоение все новых и новых видов деятельности, включающее три процесса: 1) ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами (выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности (личностных смыслов), причем не просто уяснение их, но и их освоение). Можно назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс 2) центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей; 3) освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Если коротко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.
Вторая сфера – общение. Оно рассматривается в контексте социализации со стороны умножения контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже, перехода от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.
Третья сфера – развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. Субъективно для индивида личность выступает как его «Я» (самосознание), т.е. как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения. Выделяется три составляющие «Я-концепции» личности: 1) образ-«Я» (когнитивный) – то как индивид видит себя в настоящем, в будущем, то каким он хотел бы быть; 2) самооценка (эмоциональный) – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; 3) поведенческие реакции– как результат соотнесения образа – «Я» и самооценки с реальными обстоятельствами жизни (отношение к себе).
Известный американский психолог и социолог Ч. Кули определил, что развитие концепции собственного «Я» происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может происходить без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое «Я», основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что личностный «Я»-образ не рождается только в связи с объективными фактами. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный. Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального «Я»: 1) наше восприятие того, как мы смотрим на других; 2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; 3) наши чувства по поводу этого мнения.
Определив возможность формирования личности, «Я»-образа на основании зеркального «Я», Ч. Кули тем не менее не учитывал активности личности. В соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью. Кроме того, им не определен механизм восприятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществляется социализация индивида в группе.
Дж. Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального «Я». В соответствии с концепцией Дж. Мида, «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный «Я»-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого».
Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли - это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Исполнение роли – это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.
А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» - это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и на формирование их собственного «Я». Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого».
Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком своего собственного «Я» и степень социализации личности, - это идентичность и самоуважение. Под идентичностью понимают ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и неспособным.
Процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я»-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того, чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой «Я»-образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.
Стадии социализации
При рассмотрении процесса социализации выделяются вопросы стадий и институтов социализации.
Можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Выделяются три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую[14].
Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности: 1) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу (раннее детство – в возрастной психологии); 2) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина.
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека – весь период трудовой деятельности человека. В этот период личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. Для развития личности огромное значение имеет трудовая деятельность человека.
Послетрудовой стадии социализации характерно внесение существенного вклада в воспроизводство социального опыта.
Институты социализации
На всех стадиях социализации общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.
На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья, затем - дошкольные детские учреждения, школа, общепрофессиональные и высшие учебные заведения.
На трудовой стадии социализации важнейшим институтом является трудовой коллектив.
На послетрудовой стадии социализации институтом может являться семья и различные общественные организации.
Понятию «социализация» противоположно понятие «асоциализация», если первое означает сопричастность, соединение с обществом, то второе означает антиобщественный характер такой связи, как бы социализацию личности с противоположными знаком и целями. Термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.
Существует еще два термина, связанные с данной проблемой: «десоциализация» и «отставание в социализации». Первый означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды – дворовой компании сверстников, преступной группы и т.п. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен которых ею усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Таким образом, термин «десоциализация» близок по содержанию к понятию «асоциализация», но отражает несколько иную грань этого процесса в общественном контексте. Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа социализации. Асоциализация личности происходит в те же хронологические периоды (детство, отрочество, юность), что и социализация, в то время как десоциализация может осуществляться и в зрелом возрасте. Правда, в этом случае чаще речь идет о частичной десоциализации, когда личность порывает одну или несколько положительных связей с обществом, государством, тогда как другие остаются позитивными[15].
В качестве простых социально-психологических механизмов социализации, асоциализации (десоциализации) личности обычно рассматриваются подражание, имитация, идентификация. Более сложными механизмами считаются интериоризация (осознание субъектом предстоящей деятельности, как вербально (словесно) так и в виде мысленных образов) и экстериоризация (реализация внутренних мысленных образов во внешней, предметной деятельности).
В отношении личности, вставшей на криминальный путь поведения, общество в лице своих институтов социализации, органов социального контроля осуществляет ресоциализацию, то есть процесс социального восстановления личности, усвоение ею повторно (в случае десоциализации) или впервые (в случае асоциализации или отставания в социализации) позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей, образцов поведения. Приставка «ре» в понятии «ресоциализация» означает демонтаж, разрушение усвоенных личностью в процессе асоциализации (десоциализации) негативных, антиобщественных норм и ценностей и привитие ей позитивных норм и ценностей, одобряемых обществом. Процесс ресоциализации включает в себя, как правило, три этапа – допенитенциарный, пенитенциарный и постпенитенциарный.